Одним из важнейших средств, содействующих закреплению знаний, является краткая запись прочитанного.
Конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Если произведение разделено на мелкие озаглавленные части, то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует записать те мысли, которые раскрывают смысл заголовка.
Требования для написания конспекта
Краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова.
Содержательность записи. Записываемые мысли следует формулировать кратко, но без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. Конспект может быть как простым, так и сложным по структуре. Это зависит от содержания книги и цели ее изучения.
Методические рекомендации по конспектированию
Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой (разделом, темой), прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.
Составляется план конспектируемого текста.
Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).
Конспектирование ведется не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием изучаемой книги.
В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание.
После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание.
|
Техника конспектирования:
- конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради;
- на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;
- каждая страница тетради имеет порядковый номер;
- для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами. Новую мысль начинают с красной строки;
- при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:
м.б. – может быть
б.ч. – большей частью
гос. – государственный
д.б. – должно быть и т.д.
Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся. В конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа. Конспект принесет пользу обучающемуся только тогда, когда он составлен лично им.
Алгоритм подготовки доклада (сообщения)
1. Определите тему, сформулируйте ее основную мысль.
2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию педагога.
3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
|
4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
5. Не забывайте обращаться к справочной литературе и правильно оформляйте выписки. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.
6. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
7. Приступайте к оформлению выступления:
— составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;
— не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
— свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.
9. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.
Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте.
Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.