Понятие политической системы. Структура и функции политической системы. Основные концепции: Д. Истон,Г. Алмонд и К. Дойч. Понятия «вход» и «выход». Политическая система и среда. Институциональная, нормативная, функциональная и коммуникативная подсистемы.
Политический режим. Общая характеристика политических режимов. Юридическое и социологическое понимание политического режима. Понятие «политическая стабильность». Факторы, влияющие на политическую стабильность. Типология политических режимов. Демократические и недемократические политические режимы. Авторитаризм: понятие, сущность и типология. Тоталитарный режим: основные признаки, разновидности, причины нестабильности. Проблема демократического политического режима в современной политической науке. Основные современные концепции происхождения и сущности демократии. Признаки демократического политического режима.
6.1 Политическая власть: понятие, исторические формы, основные подходы к определению сущности
Власть – это понятие гораздо более широкое по своему объему, чем понятие политика. Более того, политическая власть всего лишь разновидность властных отношений.
Исторические формы власти. Власть как социальный феномен возникает в догосударственную эпоху и приблизительно 40 тыс. лет существует в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриплеменных отношений в виде господства вождей, шаманов и т.д. С момента образования государства власть существует и в своей политической, публичной форме. В настоящее время имеется тенденция к складыванию надгосударственной политической власти.
В самом общем виде политическую власть можно определить как возможность и способность субъектов политики оказывать определяющее воздействие на процесс принятия политических решений, их реализацию, а также на политическое поведение других участников политических отношений. В политологии используются два подхода к определению феномена власти – субстанциональный и реляционный. Сторонники первого пытаются выявить фундаментальную сущность, первоначало, субстанцию, лежащую в основе феномена политической власти. Причем это первоначало рассматривается как нечто трансцендентное и непреходящее. К данным трактовкам политической власти, прежде всего, относятся следующие:
|
1) Биологическая концепция (М. Марсель, Ф. Ницше) – власть понимается как неотъемлемое свойство всего живого. Политическая власть же есть просто вариант биологического феномена присущего отдельному виду.
2) Психологическая концепция (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) – власть понимается как следствие психических влечений, потребностей в господстве и подчинении, способ компенсации физической и духовной неполноценности и т.д. Таким образом, корни политической власти видятся в психике человека, а феномен власти оказывается явлением не столько биологическим, сколько антропологическим.
3) Бихевиористская концепция (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл) – власть как особый тип поведения, обусловленный неотъемлемым свойством человека. В феномене власти усматриваются, прежде всего, взаимосвязь с субъективными качествами конкретной личности.
4) Теория «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви) – власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого.
|
5) Теория обмена ресурсов (П. Блау, Д. Хиксон) – власть формируется в результате обмена одним субъектом своих ресурсов на необходимое ему поведение другого.
6) Теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть в качестве следствия контакта социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов.
7) Телеологическая концепция (Б. Рассел) – власть как форма целенаправленной деятельности человека.
Реляционный подход предполагает, что политическая власть должна рассматриваться не как сущность, а как определенная система отношений. Среди множества концепций сформированных в рамках данного подхода можно выделить следующие основные:
1) Концепция М. Вебера. Власть понимается как способность и возможность одного индивида или группы в данных социальных условиях проводить свою волю вопреки сопротивлению другого, т.е. в основу власти кладутся отношения господства и подчинения.
2) Собственно реляционнный подход (Д. Картрайт, П. Блау, Д. Ронг). Власть – социальное взаимодействие, при котором субъект при помощи средств (ресурсов) контролирует поведение объекта.
3) Системный подход (К. Дойч, Н. Луман). Власть как способность политической системы мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей.
4) Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс). Власть рассматривается как социальные отношения, обусловленные теми ролями (функциями), которые выполняются различными субъектами.
5) Теория К. Дойча. Политическая власть рассматривается как «платежное средство» в политике, которое необходимо там, где отсутствует добровольное согласование действий.
|
6) Марксистское понимание власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Политическую власть – функция социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения, предопределяющая его способность навязывать свою волю другому классу и обеспечивающая его социальное господство.
7) Информационно-коммуникативные трактовки власти (Ю. Хабермас). Власть – процесс многократно опосредованного и иерархиизированного социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество.
8) Постструктуралистские теории (М. Фуко, П. Бурдье). Власть –модальность общения, изначально присущая всему социальному, не локализуемая в пространстве и не способная принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов.
6.2Ресурсы власти
Ресурсы власти – совокупность средств и методов осуществления власти, т.е. средств, с помощью которых субъект (носитель власти) способен оказывать влияние на объект. Ресурсы власти с эволюцией общества претерпели серьезные изменения. Если в ранних обществах основным ресурсом власти был авторитет правителя, который к тому же дополнялся сакрализацией его персоны, то на более позднем этапе появляются такие ресурсы как богатство, сила, организация, информация и т.д.
Классифицировать ресурсы власти можно по различным основаниям. Наиболее ранней классификацией ресурсов власти является антропологическая. В ней типы властвования (соответственно и типы ресурсов власти) различаются по устойчивым мотивам, лежащим в основе поведения субъекта и объекта власти. С этой точки зрения ресурсами власти могут быть страх, убеждение, интерес, любовь и т.д.
Наиболее известна типология О. Тоффлера, который выделил три главных ресурса: сила, богатство и знание. В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться разные типы властвования. Эволюция общества связана с переходом от силы (доиндустриальные), к богатству (индустриальные) и знанию (постиндустриальные). Именно переход в информационное (постиндустриальное) общество приводит к становлению «антибюрократических» форм власти.
6.3Основные аспекты (стороны) политической власти
Основные аспекты (стороны) политической власти:
1) Способность побуждать индивидов и целые социальные группы к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта.
2) Способность предотвращать нежелательные действия людей.
3) Возможность осуществлять господство при отсутствии видимого контакта властвующих и подвластных.
4) Тотальность, т.е. способность повсеместно осуществлять принуждение.
Универсальные свойства политической власти:
- асимметричность (характеризует доминирование воли властителя и существующее неравенство статусных позиций);
- инверсионность (положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, как результат их статусы могут изменяться);
- комбинированность (власть формируется в результате пересечения усилий властвующих и подвластных);
- ресурсность (власть невозможна без опоры на определенные средства);
- кумулятивность (в сфере властных отношений преобладает «эгоизм», т.е. субъект ориентируется на собственные интересы);
- конструктивность (политическая власть выступает в роли источника социальных преобразований).
Специфические свойства политической власти:
- политическая власть формируется в условиях конкуренции между группами;
- как система отношений, политическая власть предполагает конкуренцию за обладание самым мощным социальным институтом – государством;
- полиресурсность, т.е. политические институты обладают доступом ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества.
6.4Легитимность
Легитимность – степень соответствия политической власти ценностным ориентациям индивидов, социальных групп, общества в целом; убеждение граждан в правомерности тех решений, которые принимает власть, и готовности добровольно выполнять принятые решения. Легитимность следует отличать от легальности, которая свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления. Власть может быть легальной и нелегитимной, а может быть легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения. Идеальный вариант – легальность и легитимность власти. Источниками легитимности являются население, правительство и международные организации.
Типы легитимности по М. Веберу:
- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая основана на традиции, обычае, привычке к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам;
- харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера;
- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Типы легитимности по Д. Хелду:
- «согласие под угрозой насилия»: общество поддерживает власть, опасаясь угроз с ее стороны;
- легитимность основанная на апатии: основывается на безразличном отношении общества к политическому режиму;
- прагматическая легитимность: основанная на принципе «ты – мне, а я – тебе»;
- нормативная легитимность, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью.
Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки правящего режима, которое влияет на эффективность деятельности власти, ее способность отвечать на вызовы и реализовывать базовые функции. Признаками кризиса можно считать:
- неспособность органов власти осуществлять свои функции;
- чрезмерное использование правящим режимом средств силового принуждения;
- наличие военных и гражданских конфликтов;
- неспособность политической системы адаптироваться к изменяющимся условиям;
- разрушение конституционного порядка и т.д.
Кризис легитимности имеет два предела: нижний и верхний. Нижний предел чреват серьезными последствиями, т.к. способен привести не только к смене существующего режима, но и к изменению всего конституционного строя. Верхний предел отражает текущие изменения мнений, симпатий и антипатий в обществе.
Основные средства выхода из кризиса легитимности:
- развитие диалога между властью и обществом;
- конкретизация и разъяснение целей;
- усиление роли правовых методов достижения целей;
- достижение оптимального баланса ветвей власти;
- соблюдение равных правил политической игры без ущемления интересов оппозиционных групп;
- организация контроля со стороны общества за различными уровнями государственной власти;
- укрепление демократических ценностей;
- преодоление правового нигилизма населения и т.д.
6.5 Политическая система общества
Политической системой называют совокупность взаимосвязанных государственных и надгосударственных социально-политических институтов, ценностей и норм, а также принципов организации и осуществления политической власти.
Теории политической системы общества. Авторами классической модели политической системы являются Д. Истон, Г. Алмонд и К. Дейч. Дэвид Истон – канадский политолог, профессор Чикагского университета, исследователь, которой впервые использовал термин «политическая система». Политическую систему он определял как некий механизм функционирования власти, определяющий порядок распределения ресурсов и ценностей. С его точки зрения данная модель включает четыре базовых элемента: вход, конверсия, выход и обратная связь. Вход – это влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки. Требование – это мнение относительно желательного или нежелательного распределения ценностей. Требования могут быть распределительными и регулировочными. В любой форме требования имеют тенденцию ослаблять систему. Поддержка включает все варианты поведения усиливающие политическую систему. Д. Истон выделил три типа поддержки:
1) поддержка режиму;
2) поддержка власти;
3) поддержка политического сообщества.
Конверсия (преобразование) включает выработку решений. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т.д. Выход – осуществление принятых решений в форме конкретных действий. Политические действия осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, социальной политики и т.д. Таким образом, политическая система оказывается «погруженной» в среду. Компонентами среды являются природа, экономика, культура, социальная структура и т.д. Политическая система вырабатывает определенные ответные реакции на вызовы исходящие от внешней среды. Наконец, обратная связь – влияние действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки.
Гэбриель Абрахам Алмонд – американский политолог, сторонник бихевиористского подхода в политологии, совместно с С. Верба ввел в научный оборот термин «политическая культура». Американский политолог выделил в структуре политической системы институты (государство, партии и группы интересов), реализующие функции власти и управления в обществе, и политическую культуру (знания, ценности, убеждения, установки, идеалы), характеризующую политическое поведение субъектов политики. В целом, теория Г.А. Алмонда является расширением модели предложенной Д. Истоном. Рассмотрев политическую систему, он уделил основное внимание ее реакциям на вызовы окружающей среды, не уделив должного внимания структуре политической системы, ее функциям и т.д. Реализуя компаративный подход в политологии, Г.А. Алмонд выделил основные функции политической системы, которые жизненно важны для обеспечения эффективного социального развития. Исходя из этого, Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему, прежде всего как совокупность ролей и их взаимодействий, осуществляемых как правительственными институтами, так и всеми структурами общества по политическим вопросам. Все функции политической системы были сведены в три группы: а) взаимодействия с внешней средой; б) взаимосвязи внутри политической системы и в) адаптации и самосохранения.
Карл Дойч (1912-1992) – американский политолог немецкого происхождения. Находясь под влиянием модной в 60-70-е гг. кибернетики, предпринял попытку применить кибернетический подход в политологии. Проводя аналогию между кибернетической моделью и политической системой, К. Дойч полагал, что последняя, функционирует только при наличии информационных потоков. Залогом эффективности функционирования политической системы является свободный обмен информацией. Политическая система уподобляется «черному ящику», работающему по принципу «вход-выход». Основными факторами, определяющими эффективность функционирования политической системы являются: качество информации, качество механизмов осуществляющих обработку информации и качество реакции системы на внешнее воздействие. Таким образом, политика понимается как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.
6.6 Структура политической системы
Политическая система общества подразделяется на институциональную, нормативную, функциональную и коммуникативную подсистемы. К институциональной подсистеме относят государство, политические партии, а также взаимосвязанные с политикой социальные организации (церковь, группы давления, неправительственные организации и т.д.). Нормы и ценности, регулирующие политические отношения составляют содержание нормативной подсистемы. Функциональная подсистема включает совокупность ролей и функций субъектов политических отношений. Совокупность различных форм взаимодействия субъектов политики составляют содержание коммуникативной подсистемы.
Рис. 1. Функции политической системы
6.7 Политический режим
Главной характеристикой политической системы является политический режим. Существуют две противоположные трактовки понятия режим: юридическая и социологическая. Юридический подход делает акцент на формальных нормах и правилах отправления власти, т.е. рассматривает политический режим с институциональной точки зрения. Социологический подход опирается на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть, т.е. обращает внимание на политическую культуру, традиции, характер коммуникации и т.д. Второй подход оказывается гораздо более предпочтительным, так как отражает реальные процессы, происходящие в политической системе. Кроме того, социологический подход при анализе того или иного политического режима обращается не только к институциональной, формальной стороне власти, но также включает в фокус анализа неинституционализированные организации, группы давления и т.д. В силу этого, под политическим режимом следует понимать функциональный аспект политической системы; совокупность наиболее типичных методов функционирования и организации институтов власти совокупность методов, средств и способов реализации политической власти, а также характер взаимоотношений между властью и обществом.Конкретный политический режим является комбинацией множества факторов, не все из которых являются «политическими». Политические режимы проводят ту или иную государственную политику, осуществляют реформы, вырабатываю стратегию в международных отношениях. Конечной целью политического режима, тем не менее, является достижение стабильности и порядка.
Политическая стабильность относительна. В политологии режимы зачастую подразделяют на режимы с высокой, средней и низкой стабильностью. Стабильность может означать определенный характер политических процессов, степень адаптации правительства к изменениям, характер взаимоотношений внутри политической элиты, достигнутые равновесие и баланс политических сил.
Критериями стабильности могут быть срок нахождения правительства у власти, уровень поддержки со стороны ведущих партий, степень многопартийности и т.д. Для достижения стабильности используется широкий арсенал средств: от убеждения и поощрения до применения насилия. Стабильность способствует сохранению такой организации власти, которая соответствует социальной системе, адекватна настроениям общественности, обеспечивает интеграцию в процессе социально-экономического развития, повышая эффективность. К факторам стабилизации можно отнести:
– наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимности режима;
– эффективное осуществление власти;
– гибкое использование средств принуждения;
– соблюдение общественных традиций;
– отсутствие серьезных структурных изменений в организации власти;
– проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии;
– устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией и уровень терпимости (толерантности) населения к нестандартным идеям;
– выполнение правительством своих основных функций.
Нестабильность чаще всего сопровождает процессы системного реформирования. К факторам нестабильности относятся:
а) культурные и политические расколы в обществе;
б) невнимание к нуждам граждан со стороны государства;
в) острая конкуренция партий;
г) предложение обществу непривычных идей и форм организации повседневной жизни.
Дестабилизирующим фактором в политической системе является деятельность оппозиции. Оппозиция – политический институт, выражающий интересы и ценности, не представленные в деятельности правящего режима. Оппозиция предотвращает монополизацию власти, без нее политический режим утрачивает возможности к саморазвитию.
Причины формирования политической оппозиции: социальное расслоение, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных индивидов.
По степени лояльности к целям и ценностям правительства обычно выделяют проправительственную, нейтральную и непримиримую формы оппозиции, а также институционализированные и неинститупионализированные оппозиционные движения. Спектр применяемых оппозицией средств весьма широк: от критики правящего режима немногочисленной группой диссидентов до политического террора со стороны партий и движений, находящихся на нелегальном положении. Оппозиция зачастую играет роль «клапана» для «выпускания пара» в целях стабилизации власти. Самые значительные проблемы для режима создает непримиримая оппозиция, которая не признает ценности правительства, постоянно призывает к пересмотру итогов выборов, не считающаяся с правовыми нормами и имеющая тенденцию переходить к вооруженным формам протеста. Особенно большие проблемы в этом смысле создают сепаратистские движения, радикальные, экстремистские и анархистские группировки, противостоящие не только правящему режиму, но и всему обществу.
В политической системе демократического типа осуществляется гибкая тактика по отношению к оппозиции, активно используются технологии политического логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах правящие круги негативно относятся к любому проявлению оппозиционности.
6.8 Типология политических режимов
Политические режимы традиционно принято подразделять на демократические и недемократические. Последние, в свою очередь делят на авторитарные и тоталитарные. Большинство современных политических режимов можно с полным основанием считать недемократическими.
Сущность и особенности авторитарной политической системы. Авторитаризм с полным основанием можно считать наиболее распространенным типом политического режима в современном мире. Оценки авторитаризма в прошлом и настоящем весьма разнятся, от полного неприятия и до провозглашения единственным типом политического порядка, гарантирующим стабильность и процветание. Многие исследователи и сегодня склонны рассматривать авторитаризм как вполне допустимый тип политического режима в переходных и модернизирующихся обществах.
В самом общем виде под авторитаризмом нужно понимать разновидность недемократического политического режима, основанном на принципе централизации власти, при котором власть диктатора или правящей элиты не ограничена правом, представительными органами власти и принципом разделения властей. Важнейшими политическими институтами при авторитаризме являются силовые органы (армия и полиция) и соответствующие средства властвования (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, репрессии). Авторитаризм исключает существование какой-либо активной политической оппозиции. Выборы либо отсутствуют, либо превращаются в простую формальность. Ориентируясь только интересы правящей элиты, авторитаризм склонен к использованию патронирования и контроля за инициативами населения. Следовательно, авторитаризм способен обеспечить лишь принудительную легитимность. В то же время, блокируя инициативу масс, авторитаризм утрачивает возможность гибкого и оперативного реагирования в условиях сложных политических кризисов и конфликтов.
В то же время, в короткие временные периоды авторитаризм в состоянии вызывать и поддерживать высокую гражданскую активность населения.
Авторитарно правящие элиты в основном во все возрастающем масштабе концентрируют власть в своих руках, использую для этого разного рода закулисные сделки, подкуп, сговор и другие средства теневого правления.
Однако, следует понимать, что авторитаризм в свою очередь может быть рассмотрен как следствие определенных особенностей массового сознания, менталитета граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые как правило свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения.
В отличие от тоталитаризма, авторитарный политический режим не исключает определенной активности граждан и сохранения некоторой свободы социальных действий.
Авторитарные режимы формируются в результате переворотов или медленной концентрации власти в руках лидеров или элитарных группировок. Главной социальной опорой авторитарного режима являются группы военных и бюрократия.
Авторитарная угроза наиболее сильна в переходных обществах. Тому есть несколько причин: стремление «быстро» разрешить трудности переходного периода; фрагментарность реформ; наличие резкой поляризации сил на политическом арене; распространение радикальных форм протеста и т.д.
Структурные особенности авторитаризма. В институциональной сфере для авторитаризма характерно:
- организационное закрепление власти в руках узкой элитарной группировки или лидера;
- доминирование исполнительной власти над законодательной и судебной;
- практически полное устранение политической оппозиции;
С нормативной точки зрения для авторитаризма характерно:
- использование силовых методов регулирования социальных: и политических конфликтов;
- существующие правила и правовые нормы призваны блюсти интересы прежде всего правящей элиты;
- непрозрачность процедур принятия решений;
В информационно-коммуникативной сфере для авторитаризма характерено:
- отсутствие однозначной идеологической системы;
- фактическая монополизация СМИ и отсутствие реальной свободы слова;
Разновидности авторитаризма. Можно выделить следующие основные типы авторитарных политических режимов:
1) Военные, возникающие, как правило, в результате государственного переворота, сопровождающиеся физическим устранением оппозиции, репрессиями по отношению к предшествующей политической элите (диктатура «черных полковников» в Греции; хунта Пиночета в Чили, режим в Панаме и др.);
2) Традиционные (монархические) режимы, получившие распространение в абсолютных монархиях, представительная власть либо полностью отсутствует, либо подчинена монарху, легитимность носит традиционный характер (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и т.д.);
3) Клановый авторитаризм, при котором власть находится в руках небольшой группы, связанной семейно-родственными отношениями (Заир, Гватемала);
4) Националистический авторитаризм, предполагающий привилегированное положение определенной этнической общности (Туркменистан, Узбекистан);
5) Персонифицированные режимы (личной власти) – власть принадлежит лидеру, опирающемуся на репрессивный аппарат (Иди Амин в Уганде, С. Хусейн в Ираке и др.);
6) Неоавторитарные режимы, характеризующиеся сосредоточением власти в руках правящей элиты при формально существующей оппозиции и системе «конкурентных» выборов (бывшие республики СССР, Мексика);
7) Однопартийные режимы, при которых власть сосредоточена в руках одной партии (Египет при Насере, Аргентина при Хуане Пероне и др.);
8) Теневой авторитаризм – власть теневых (криминальных) группировок;
9) Олигархический авторитаризм – власть, основанная на сочетании политического и экономического господства;
10) Популистские режимы, ориентированные на завоевание поддержки у населения при помощи демагогии, стереотипов и мифов с целью искусственной легитимации политической власти (Ливия, Беларусь).
Однако, данная типология не является полной. Более того, конкретный политический режим может обладать отличительными чертами нескольких из перечисленных.
Тоталитарная политическая система. Термин «тоталитаризм» введен Б. Муссолини. Тоталитаризм – разновидность недемократического политического режима, характеризующаяся абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением индивида политической власти, диктатом идеологии, отсутствием свободы даже в личной жизни человека.
Идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма (Дж. Джентиле, А. Розенберг и др.), левого коммунизма (Л. Троцкий). Однако серьезные теоретические попытки исследования этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время. Родоначальником концептуального изучения тоталитаризма считается Ф. Хайекнаписавший знаменитую «Дорогу к рабству», затем последовали работы X. Арендт, К. Фридриха, 3. Бжезинского и др.
В целом тоталитаризм - одна из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного кризиса. Общими чертами такого рода кризисов являются: 1) экономическая депрессия; 2) утрата населением социальных ориентиров; 3) резкое социальное расслоение и т.п. В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства; деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и амбициозными лидерами, а также распространение конфронтационных идеологических доктрин указанные характерные особенности кризисов способствовали формированию тоталитарных режимов.
Социальные источники тоталитаризма: широкие слои маргиналов; громадный управленческий аппарат государства; уравнительно-распределительные установки в обществе и др. Основные признаки тоталитаризма: наличие специфической идеологии, конфронтационного типа; существование единственной массовой партии, возглавляемой сильным лидером; всесилие политической полиции; монополия государства над СМИ, а также над средствами вооружения и над всеми организациями общества, включая экономические; стремление государства к автаркии, т.е. навязывание государством обществу ценностей и образа жизни.
Тоталитарные режимы появлялись как воплощение определенных политических проектов, предусматривавших построение «нового» общества. Идеология играет определяющую роль в тоталитарных политических системах.
Существуют три основные разновидности тоталитаризма:
- фашистский;
- коммунистический;
- теократический.
Демократический политический режим. Сегодня в политической мысли существует множество трактовок сущности демократии. Все они могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы демократии.
Сторонники «ценностного» подхода рассматривают демократию как совокупность определенных идеалов и принципов. Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивали демократию как форму власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближали ее с понятием общественного самоуправления. Второй подход можно назвать процедурным. Его сторонники настаивают на том, что демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. Наиболее рациональным выходом является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий, обусловливающих смену групп у власти. Эти процедуры и технологии считаются сущностью демократии.
Современные теории демократии. К современным подходам демократии можно отнести:
1) Партиципаторную теорию (англ. participation – участвовать) демократии, согласно которой сущность ее политической организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами тех или иных функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях политической системы;
2) Эгалитарный элитизм (Й. Шумпетер). Свободный и суверенный народ с точки зрения данной теории обладает в политике ограниченными функциями, а демократия представляет собой институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей;
3) Элитистские теории (П. Барах, Дж. Сартори, X.Кене). Они связывают сущность демократии с деятельностью управляющих. Поэтому, оценивая неуклонное возрастание роли элит в качестве предпосылки демократии, они расценивали расширение дистанции между управляющими и управляемыми как залог стабильности, а не порок этой системы власти.
4) Плюралистические теории (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее диффузии между различными силами. В этом смысле демократия предполагает соревнование различных групп. Формирование и функционирование демократических порядков происходит по мере использования механизмов и процедур («сдержек и противовесов»), позволяющих конкурирующим за власть группам избегать монополизации какого-либо одного объединения за счет сплоченных действий ее оппонентов; достигать своих интересов благодаря заключению разнообразных компромиссов; поддерживать баланс отношений и таким путем снижать напряженность межгруппового противостояния.
5) Теория консоциальной (consociational) демократии (А. Лейпхарт). Демократия – политический режим предусматривающий обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления.
6) Теории рыночной демократии. В данных теориях проводится аналогия между рыночной экономикой и демократическим режимом. Демократия предполагает наличие которой происходит постоянного обмена «товарами», в котором «продавцы» меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей. Под политическим действием понимается только электоральное поведение.
7) Киберократия (медиакратия) – теория, согласно которой данный политический режим отличается определенным уровнем технической оснащенности власти и гражданских структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время выборов, референдумов, плебисцитов и т.д.
Отличительные признаки демократии. Соотнесение разнообразных теоретических подходов с практикой показывает, что демократия представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор гражданами той или иной альтернативы общественного развития.
Такая политическая система предполагает:
- равные права граждан в отношении политического участия;
- систематическую выборность основных органов власти;