ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ
Летние экспресс-курсы
По направлению «Современная космонавтика»
Часов
Москва
- Пояснительная записка
На сегодняшний искусственные спутники Земли выполняют огромное количество разнообразных задач. Никого не удивить спутниковой навигацией (ГЛОНАСС или GPS), связью, картографией - можно просто зайти в интернет и найти на картах спутниковую фотографию любой точки Земли. Спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) постоянно переснимают участки поверхности, чтобы фотографии не устаревали. Так же спутники ДЗЗ могут осуществлять мониторинг - например, искать лесные пожары или отслеживать состояние сельскохозяйственных земель, выполнять научные задачи - например, оценивать эффективность синтеза кислорода лесами или микроскопическими водорослями в мировом океане. Для этих задач используются специальные камеры или радары, работающие как в видимом, так и в других диапазонах электромагнитного излучения. Cтоит отметить, что сегодня космонавтика постепенно переходит от государства к частным компаниям. Все больше спутников запускается для нужд крупных компаний (например, операторов связи), некоторые компании продают услуги, которые оказывают спутники - спутниковые фотографии или другую информацию. Кроме коммерциализации запусков, источником финансирования для частных компаний являются пожертвования и инвестиции со стороны миллиардеров
Семинары «Современная космонавтика» посвящены изучению основ спутникостроения. Учащиеся знакомятся с основами ракетостроения и небесной механики, а также изучают подсистемы, входящие в состав спутника. В ходе прохождения курса обучающимся придется в ходе работы углублять свои знания по физике, математике и информатике, а также решать межпредметные задачи, требующие командной работы. Целью семинаров является формирования у учащихся уникальных инженерных и конструкторских компетенций.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. №273-ФЗ;
2. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
Цель программы:
Познакомить учащихся с инженерной деятельностью в сфере космонавтики, дать возможность применить полученные в школе навыки и знания на практике, а также углубить и развить их путем вовлечения обучающихся в процессы проектирования и конструирования ракетных и спутниковых систем, написания бортовых алгоритмов и решения баллистических задач.
Задачи программы:
Обучающие:
− дать первоначальные знания в области аэродинамики, баллистики и небесной механики;
− сформировать представление о спутнике как о целостной системе, а также об основных его подсистемах в частности;
− ввести в основные принципы проектирования и конструирования спутниковых подсистем;
− ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами и развить навыки их использования.
Воспитывающие:
− сформировать творческое отношение к выполняемой работе;
− воспитать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
− развить творческую инициативу и самостоятельность;
− развить психофизиологические качества учеников: память, внимание,
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на
главном;
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения образовательной программы учащиеся должны
Знать:
− правила безопасной работы на специализированном оборудовании и с широким перечнем ручных инструментов;
− основные закономерности поведения объектов в воздушном потоке и на орбите Земли;
− специфику пребывания объектов в космическом пространстве;
− состав типового космического аппарата;
− конструктивные особенности космических аппаратов;
− основные принципы написания бортовых алгоритмов.
Уметь:
− принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
− применять математический аппарат для решения специфических задач;
− представлять и понимать физику процессов поставленной задачи;
− создавать летную модель ракеты с возможностью ее дополнения модулем полезной нагрузки;
− осуществлять корректную сборку спутника с учетом его полезной нагрузки;
− разрабатывать алгоритмы управления исполнительными устройствами систем стабилизации спутника;
− рационально выполнять задание;
Формы промежуточного контроля:
- тестирование
- фотоотчеты
Общее количество часов: 20 астрономических часов
Количество занятий: 5 (5 раз в неделю по 4 часа с перерывом 40 минут)
Количество обучающихся в группе: 10 человек
Возраст обучающихся: 14 – 17 лет
ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ