Крокодилы Русского Севера




Неисповедимы пути творческой мысли. Невозможно предугадать, из каких жизненных наблюдений, впечатлений или размышлений родится произведение, а то и цикл работ или даже период в творчестве автора, будь то поэт, музыкант, художник или другой созидатель. Так, история этой выставки с поначалу вызывающим недоумение, интригующим названием «Крокодилы Русского Севера» «уходит корнями» в поездку Михаила Едомского на пленэр в Великий Устюг, город, где художник хотел ощутить другой ритм жизни и поизучать «северные типы». Много любопытного увидел автор, немало интересного узнал о жизни и нравах людей в этом месте, среди прочих событий отметил в своих зарисовках и «крокодиловое действо». Как рассказывает сам Михаил, «в один прекрасный день произошло событие, в котором сплелись народные чаяния, традиции культурологического обмена и загадочный местный быт, недоступный и непонятный простому наблюдателю: в город завезли крокодилов! Разных размеров, разных окрасов и разных таинственных предназначений. С утра пораньше потянулись жители к месту распродажи, и к полудню весь Великий Устюг наполнился крокодилами. Их несли на плечах, за спинами, в рюкзаках, руках и мешках. Развозили на роликах, велосипедах, тележках и лодках. Каждый — стар и мал — тащил своего крокодила. В дальние деревни крокодилы отправлялись на автобусах и крышах автомобилей. Действо было сродни религиозному, а на вопрос непосвященных «Для чего нужны крокодилы?» жители загадочно улыбались и уклончиво говорили, что зима, дескать, длинная...»

По возвращении Едомский стал работать с привезенным с пленэра материалом и, сосредоточившись прежде на живописи, создал целую галерею портретов местных жителей на фоне разрушающегося прошлого Русского Севера, воплощенного в умирающем деревянном зодчестве. Посеревшие, покосившиеся, рассохшиеся, вросшие в землю, полуразвалившиеся, никем толком не обихаживаемые дома, заборы, храмы и причалы служат печальной декорацией живым румяным людям в ярко расцвеченных одеждах с оригинальными узорами (в большинстве случаев придуманными самим художником). Тем абсурднее выглядит и сюжет с крокодилом, которому автор посвящает одну из живописных работ («Крокодила купили»; 2018; холст, масло; 100х130 см). Как можно покупать крокодила, когда весь привычный мир того и гляди рассыплется в прах?..

Нестандартное пластическое сочетание человека и крокодила заинтересовывает художника, и он решает поработать над ним в скульптуре. И тут — сама Судьба вмешивается в происходящее! По стечению обстоятельств Михаил почти на месяц лишается остро необходимого ему инструмента, а, поскольку творческую мысль не остановить, начинает работать над эскизами, опираясь на пленэрные зарисовки. В результате рождается книга, на страницах которой посредством рисунков, выполненных в стилистике линогравюры, перед зрителем раскрывается история «крокодилового действа», захватившего город на несколько дней. Когда же Едомский, наконец, получается возможность вернуться к скульптуре, оказывается, что идей накопилось на целую выставку!

После детального изучения вопроса, выяснилось, что роль крокодилов в русской культуре огромна. Это и крокодилы в народных росписях на прялках и сундуках; и Пётр I, закупающий на последние деньги сушеных крокодилов для Кунсткамеры; и африканские корни А. Пушкина; и А. Чехов с его «О, крокодил моей души…»; и И. Левитан, обвязывающий голову мокрым полотенцем и говорящий: «Ничего не получается! Я крокодил»; и К. Чуковский с его знаменитыми «Крокодилом», рассуждением про то, что «в Африке большие злые крокодилы», и «Краденым солнцем» с классическими иллюстрациями Ю. Васнецова; и городская фольклорная песня, датируемая началом ХХ века, о которой до сих пор спорят исследователи, «По городу ходила большая крокодила…»; и Н. Крупская с исторической фразой «Не есть ли крокодил переодетый Юденич?»; и малоизвестная листовка времен февральской революции «Крокодилы рядом!»; и С. Михалков с трогательным стихотворением про Фому; и советский сатирический журнал «Крокодил», наследник одноименного издания Серебряного века; и Крокодил Гена, соперничающий по популярности с В. Чапаевым; и фраза Петрухи из культового фильма «Белое солнце пустыни»: «Жениться хочу, а вдруг крокодил какой?..»; и множество других примеров, показывающих, что крокодилы прочно укоренились в народном подсознании.

У Михаила Едомского крокодил — это не просто что-то необычное, непривычное (в наших широтах), могущее эпатировать публику. Глубокое осмысление автором приводит к тому, что тема из бытовой в общем-то сценки превращается в размышление о судьбах человеческих, когда крокодил — это своего рода крест, нелепая, бессмысленная, сюрреалистическая ноша, взятая, возможно, и беспричинно, но по собственной же воле. В работе «Зашейный крокодил» (2019; дерево, тонировка; 92х61х33 см) даже сама трактовка образа напоминает скорее распятие, чем просто несение покупки. Для кого-то из персонажей такой крест оказывается непосильным («Заплечный крокодил»; 2019; дерево, тонировка; 107х26х40 см). А кто-то предъявляет крокодила миру с немым укором, будто безвинно загубленную душу («Держащая красного крокодила»; 2019; дерево, подкраска; 87х53х23 см).

Михаил Едомский известен в художественном мире в том числе и как «певец кошек» — топорща проволочные усы и вздыбив деревянные хвосты или сомкнув ряды меховых тушек на холстах, представители кошачьего народа идут через творчество своего создателя непрерывной цепью. Не остались они в стороне и от крокодиловой темы. Работа «Кот и крокодил» (2019; дерево, подкраска; 89х79х34 см) — безусловно, одна из вершин философского осмысления бытия. Ее многослойность простирается от веселой бытовой сценки до всеобъемлющей картины мироздания, где крокодил — воплощение дикой природы, хаоса, а рвущий его кот, дерзко взирающий в небеса обезумевшими глазами, — символ человеческой цивилизации, пытающейся наводить свои порядки.

Любопытна работа скульптора с цветом. Там, где преобладает жанровая составляющая, он нарастает, делая образы очень нарядными и как будто бы более легкими для восприятия. В тех же произведениях, которые выходят за пределы простого жизнеотражения, цвет «гаснет» или исчезает вовсе, становясь лишь усиленной рукой автора игрой света и тени, что придает этим вещам драматизма, еще больше отдаляя их от видимой глазу реальности и заставляя зрителя задумываться об их символической составляющей.

То, как умело Едомский обращается со своим излюбленным материалом, давно стало своеобразным брендом автора. Форма и структура дерева не сковывает мысль художника, но следует за нею, превращаясь в любые необходимые для создаваемых им образов детали — от летящих тканей до металлических доспехов. Едомский искусно дозирует тщательность обработки поверхностей и проработки элементов, чтобы обобщить или акцентировать то, что он считает менее или более значимым. Например, именно благодаря такой градации, крокодил в работе «Мать, дочь и крокодил» (2019; дерево, тонировка; 110х60х23 см) превращается в своеобразного древнего бога, а две упрощенные и зеркально повторяющие один и тот же жест женские фигуры по обе стороны от него — в его жриц, прислужниц, личности которых почти не важны.

Стоит отметить и сложность пространственных конструкций, ставшую характерной для творчества Едомского в последние годы. Чтобы оценить замысел автора наиболее полно, кругового обхода уже недостаточно, как и обычной фотографии. Работы Михаила теперь нужно рассматривать со всех возможных ракурсов, включая верх и низ, а вместо фотосъемки необходимо делать видео. Эти скульптуры, взаимодействуя с пространством, выходят за рамки своего вида искусства. Их вполне можно представить архитектурными сооружениями в городской среде. Увеличенные до нескольких десятков метров, они нисколько не утратят своей привлекательности, так как выглядят монументальными уже в своем нынешнем размере. Вместо простого украшения некоторые скульптуры Едомского могла бы стать оригинальным функциональным градостроительным решением. Например, работа «Несение крокодила» (2019; дерево, подкраска; 107х23х68 см) великолепно вписалась бы в конструкцию моста, став его пешеходной частью, по которой можно было бы переходить реку даже во время развода пролета, как по Тауэрскому мосту в Лондоне. Внутри фигур расположились бы лестницы или лифты, а крокодил служил бы переходом с одного берега на другой.

Еще более интересным мог бы оказаться проект «Кот и крокодил» (2019; дерево, подкраска; 89х79х34 см), если бы вместе с автором за него взялись архитекторы и инженеры. Эта работа могла бы превратиться в отличную доминанту местности, отведенной для скучной пыльной многоуровневой дорожной развязки, или украсить собой устье реки. Внутри этой скульптуры-здания можно было бы устроить гостиницы и офисы, современный паркинг и панорамный ресторан, музей и концертный зал, а на кончике задевающего небо хвоста — вертолетную площадку.

Многогранность творчества Михаила Едомского делает его практически «человеком эпохи Возрождения». Выставка в Союзе художников, где представлены и пленэрные зарисовки, и книжные иллюстрации, и станковая графика, и большие живописные холсты, и разного рода скульптурные работы, ясно дает это понять. Готовившаяся к скромному юбилею автора, она ничуть не напоминает ретроспективу, но демонстрирует результаты непрерывного напряженного труда и живейшего биения художественной мысли, настоящего вулкана творческой энергии, которые отличают Михаила Едомского и делают его одним из интереснейших художников современности.

Жанна Мозговая, искусствовед, член АИС



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: