Автор Кондрат Галина Валерьевна педагог-психолог МБУ ОО ЦППМС «Гармония».




«Жизнь как высшая ценность»

Тема которую мы сегодня поднимаем – одна из самых тяжёлых для обсуждения как с родителями, так и с детьми. Самоубийство.

Часто даже малейший намёк на эту тему вызывает у взрослых страх, желание отгородиться от проблемы. Срабатывает защитная реакция: «Это происходит где-то, это есть, но это не может касаться ни меня, ни моего ребёнка». Хочется задать вопрос: «А что лично ты сделал, чтобы эта беда никогда не пришла в твой дом? И что можно и нужно делать, чтобы жизнь в вашей семье стала высочайшей ценностью, а воля к жизни – образом каждодневного поведения в любой ситуации?». Последние десятилетия, к сожалению, стали временем утрат и самая разрушительная из них – утрата семьёй воспитательных компетенций. Сегодня в роли родителей выступают те, кто вырос в «эпоху перемен», чьи папы и мамы, обременённые проблемами экономического выживания, пережившие крушение гуманистических идеалов не сумели передать своим детям традиции,,,,,,,.. Экраны телевизоров и Интернет сайты активно работают на уничижение ценности человеческой жизни. Это весьма лаконичная характеристика внешней среды в которой оказалась семья, чья главная миссия взрастить в подрастающем поколении любовь к самому процессу жизни. Даже, если представить, что окружающий мир был бы весьма благоприятным для этой миссии, то и тогда, она оставалась бы трудом весьма сложным, энергозатратным, требующим долготерпения, внимания, владения педагогической и владение педагогической и психологической грамотностью. Взрослые имеют тенденцию, оглядываясь на свою юность и детство, вспоминать свои успехи, порой преувеличивая их: «Я в твоём возрасте …… далее по ситуации: был ответственным, самостоятельным и т.д.». Знакомая картинка? Они забыли, какого это, когда ты бываешь отвергнут компанией, в которой так хочется быть; когда ты унижен, не ответив урок у доски; когда тебе некого пригласить на свидание; когда родители неделями не заглядывают тебе в глаза ……Сегодня у них, у родителей свои проблемы: выплаты кредитов, ссоры из-за денег, непонимание между собой. А детские подростковые проблемы для них – это не настоящие проблемы, а скорее всего раздражающие моменты

А по правде говоря, детство и юность – время тяжёлое. С самого раннего возраста наши дети становятся перед проблемой выбора, их одолевают новые ощущения, некоторые (порой не самые приятные) имеют способность генерализироваться и, прочно поселившись где-то в области пупка постоянно «нудят и тянут» (стыд, одиночество, собственная никчёмность, тревога……). Ребёнок испытывает физическое и психическое напряжение- стресс, и этот стресс порой гораздо более мощный, чем во взрослой жизни. В нашей сегодняшней реальности полно совершенно определённых вещей, которые могут быть причиной стресса: общество стало более мобильным и более социально разобщённым, мир становится всё более враждебным, он зачумлён территоризмом, ужасающими перспективами, то ли ядерной катастрофы, то ли обвалом всемирного кризиса. Иногда приходится слышать не только от взрослых но и от подростков, что конец света – не такая уж дурная перспектива (Приехали!)Часто дети описывают свое состояние тем, что психологи называют «дрейфующее беспокойство», вроде ничего особо не тревожит, и тревожит все. Особенно этому синдрому подвержены подростки. Вот у них-то самый настоящий возрастной кризис. Нелегко его пережить в одиночку. А чувство одиночества и непонятости – главный груз подросткового возраста. Тело никак не желает быть послушным и адекватным: то что-то пролил, то поломал, то ощущения непривычные вызывают «мохнатый » клубок чувств, кажется стыд переплетается с острыми желаниями, щемящее волнение с неведомо откуда взявшейся виной…Голова тоже то и дело выходит из под контроля и есть тому причины: «Я иду на урок английского и встречаю в раздевалке всем известного дегенерата, который только и мечтает кому-то вломить по шее. Пока постыдно избегаю встречи с ним, прозвенел звонок. Опаздываю (стресс). Бегу по коридору к классу и тут ОНА, белокурая богиня из параллельного класса. Вчера видел ее с верзилой из 10-го «А». Холодная волна снова как вчера накрывает с головой(Пролонгированный стресс). Сейчас открою дверь в класс – в лучшем случае учитель отчитает за опоздание, в худшем- оставит стоять у дверей в назидание другим, чтоб неповадно было. Отцу позвонит обязательно. » В животе «порхают бабочки», в голове происходят маленькие взрывы. Господи, для чего жить?

Вот так в течение дня чувства подростка то взмывают ввысь, то как бешеный лифт обрушиваются вниз: потеют ладони, сводит желудок, пересыхает во рту, перехватывает дыхание трудно глотать, кровь приливает к лицу, возрастает кровяное давление, мышцы напряжены. Наступает ощущение подавленности, бессонница.

После особенно неудачных дней подросток просыпается с чувством тошноты, с больной головой. Это называется «психосоматической болезнью». А еще это называется «день,когда лучше в школу не ходить». Повторяющиеся эмоциональные стрессы превращаются в физиологическое расстройство. Часто психосоматические расстройства – подсознательный крик о внимании и любви, способ подать родителям весть, что их ребенок нуждается в помощи и защите. Психосоматические расстройства, которые длятся довольно долго, могут всерьез повредить и физическое и психическое здоровье. Необходимы срочные, но целесообразные меры. Что же должен знать внимательный и любящий родитель? Прежде всего признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе. Они делятся на три категории: поведенческие, словесные и эмоциональные.

Поведенческие: любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких; склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам; чрезмерное употребление алкоголя и таблеток; посещение врача без очевидной необходимости; раздаривание вещей, которыми дорожил, легкое расставание с деньгами; приобретение средств для совершения суицида; подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу: пренебрежение внешним видом, правилами гигиены; «туннельное» сознание т.е. застревание на определенных мыслях, узкое восприятие реальности.

Словесные: уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; разговоры или шутки о желании умереть; сообщение о конкретном плане суицида; двойственная оценка значимых событий; медленная маловыразительная речь; высказывания самообвинения.

Эмоциональные: противоречивость чувств; беспомощность, безнадежность; переживание горя; признаки депрессии: нарушение сна, потеря аппетита или обжорство, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль; вина, пораженческие настроения, ощущение себя неудачником; чрезмерные опасения, страхи; чувство собственной молозначимости

 

Во всем мире драматически растет число суицидальных попыток среди детей и подростков. Трудность своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота «неожиданных» для окружающих случаев объясняется следующими 4-мя причинами: с точки зрения взрослых, мотивы, которыми дети объясняют попытки самоубийства – несерьёзны, мимолётны, незначительны; понятие смерть в детском и подростковом возрасте воспринимается очень абстрактно, как сон, что-то не связанное с собственной личностью, у детей преобладает в отношении смерти «магическое» мышление и они не считают её необратимой; попытки самоубийства у детей и подростков с отклоняющимся поведением взаимосвязаны с побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами; депрессивные состояния.

Распознать депрессию у своих детей можно по следующим признакам:

Печальное настроение; потеря свойственной детям энергии; чувство скуки и быстро наступающей усталости; нарушение сна; соматические жалобы; изменение веса или аппетита; неусидчивость; беспокойство; ухудшение успеваемости; снижение интереса к обучению; фиксация внимания на мелочах; страхи; замкнутость; чувство неполноценности; негативная самооценка; агрессивное поведение; неприятие других; злоупотребление алкоголем или наркотиками; рассеянность внимания.

Необходимо заметить, что собственно «желание умереть» встречается крайне редко, почти всегда речь идёт о «нежелании так(!) жить». Суицидальная опасность оценивается по степени сформированности и детализованности мыслей о суициде, наличии реалистичных приготовлений или уже совершённых попыток. При этом следует отметить, что люди с суицидальными намерениями не избегают, а наоборот, часто стремятся к помощи и консультированию.

Суицидальное поведение в настоящее время является серьёзной социальной проблемой. Не секрет, что кроме истинных аффективных форм суицидального поведения существует так называемое демонстративное, шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция детьми и подростками опасными для жизни действиями при сохранении осознания высокой ценности собственной жизни. Такие манипуляции часто совершают с целью психологического давления на окружающих для изменения конкретной ситуации в свою пользу.

Из всего вышесказанного очевидно, что и эта форма суицидального поведения не менее опасна, чем истинные намерения и мысли или аффективные действия. В любом случае, если у родителей возникли подозрения или опасения, следует срочно проявить повышенное внимание к ребёнку, выслушать его, поддержать, убедить в том, что из любой жизненной ситуации всегда есть выход., помочь найти ему варианты решения проблемы, дать защиту и любовь, руководствуясь главным принципом: для ребёнка его проблемы также важны, как для нас, взрослых, а вот опыта для их преодоления у него недостаточно. Немедленно обратитесь к специалисту, имеющему опыт работы с описанными проблемами. А самое главное – в том, чтобы искренне убедить своего ребёнка, что вам важны его мнения, чувства, поступки, что Вы готовы с ним обсуждать, договариваться, идти на обоюдные компромиссы главной ценности на земле, имя которой жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: