Образец текста для анализа на экзамене




Магистерская программа

«Новейшая литература в междисциплинарном контексте современного образования», направление подготовки: Педагогическое образование

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Тема 1. Литература ХХ века

Периодизация литературного процесса ХХ века. Понятие о «возвращенной» литературе – созданной в прошлом, но (ре)актуализированной в настоящее время.

Основные имена и явления русской литературы ХХ века. Основные имена и явления зарубежной литературы ХХ века.

Тема 2. Литературное произведение и его изучение

Литературное произведение и аспекты его изучения. Представление об авторе и читателе. Понятие о литературных жанрах. Теория литературных стилей. Художественно-эстетические системы в мировом литературном процессе.

Тема 3. Виды литературы

Основные виды литературы: научная и научно-популярная, справочно-энциклопедическая, учебная, художественная, non-fiction. Современные носители текста. Сетевая литература как литература новых технологических возможностей.

Тема 4. Современный литературный процесс: писатели и читатели

Русская литература ХХI века (имена и произведения). Зарубежная литература ХХI века (имена и произведения). Современная литература и писатели в медийном пространстве. Литературные журналы. Литературные премии как часть литературного процесса: разновидности и номинанты. Литературные музеи: их роль в современном литературном процессе. Восприятие литературы ХIХ в. современным читателем и ее изучение современным исследователем: что изменилось?

Практическая часть. Прочитать текст (предложенный в виде билета), выполнить задания: озаглавить текст; выписать из него ключевые слова; составить тезисный план прочитанного текста; написать к тексту краткую аннотацию. После подготовки практического задания абитуриент отвечает устно на вопрос в экзаменационном билете, иллюстрируя его комментарием к написанному тексту.


ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятия «новейшая литература», «современный литературный процесс»: определить смысл понятий, хронологические границы явления, раскрыть специфические особенности.

2. Периодизация литературного процесса XX–XXI вв.

3. Социальное значение современного литературного процесса.

4. Классический и неклассический этапы развития литературы.

5. Русская классика и современность: актуализация классического наследия.

6. Понятия об авторе и читателе.

7. Литературные жанры.

8. Художественно-эстетические системы в мировом литературном процессе.

9. Связь новейшей литературы с другими видами искусства.

10. Основные виды литературы: научная и научно-популярная, справочно-энциклопедическая, учебная, художественная, non-fiction.

11. Современные носители текста.

12. Периодика и книги, их значение в современном обществе.

13. Литература в школе: актуальные проблемы чтения и понимания.

14. Литературные премии и литературные журналы.

Образец текста для анализа на экзамене

«…Вы, – сказал Гете, – можете заключить, какую огромную важность имеет тема, чего никто не понимает. Особенно наши женщины не имеют об этом никакого представления. Это красивое стихотворение, говорят они и при этом думают только об ощущении, о словах, о стихе; но то, что настоящая сила и влияние стихотворения заключается в ситуации, в содержании, об этом никто не думает. По этой причине пишутся тысячи стихов, содержание которых равно нулю и которые имеют мнимую жизнь лишь благодаря ощущениям, которые они пробуждают, и звонкому стиху. Вообще дилетанты и в особенности женщины имеют очень слабое представление о поэзии. Они обыкновенно думают, что стоит овладеть техникой – и дело сделано, и можно себя считать настоящим мастером, но они очень заблуждаются».

Явился профессор Ример. Придворный советник Ребейн простился. Ример подсел к нам. Разговор о темах сербских любовных песен продолжался. Ример, уже зная, о чем идет речь, заметил, что на темы из вышеприведенного перечня не только можно написать новые стихи, но что эти темы, даже не будучи заимствованы с сербского, уже использованы были в немецкой поэзии. Он вспомнил при этом о своих собственных стихах, в то время как мне при чтении пришли на ум некоторые стихи Гете, о которых я напомнил.

«Мир остается все тем же, – сказал Гете. – Обстоятельства повторяются, один народ живет, любит и ощущает, как другой, – почему же одному поэту не сочинять так, как другому? Жизненные положения одни и те же – почему же положения в стихах не могут быть одинаковыми?»

– Именно эта одинаковость жизни и ощущений, – сказал Ример, – приводит к тому, что мы понимаем поэзию других народов. Если бы этого не было, то мы не понимали бы, о чем идет речь в иностранной поэзии.

– Поэтому, – сказал я, – мне очень странными кажутся те ученые, которые придерживаются мнения, что творчество идет не от жизни к поэзии, а от книги к поэзии. Они всегда говорят так: это он взял оттуда, а это оттуда. Если, например, они находят у Шекспира места, которые попадались также у древних, то считают, что это взято у древних. Так, например, у Шекспира встречается такое положение, что при виде красивой девушки прославляют счастье родителей, которые называют ее своей дочерью, и счастье юноши, который поведет ее в свой дом в качестве невесты. И так как у Гомера происходит то же самое, то отсюда заключают, что Шекспир взял это у Гомера. Как странно! Как будто за такими вещами надо идти так далеко, как будто мы не видим, не ощущаем, не высказываем всего этого ежедневно!

«Да, да – подтвердил Гете, – это, конечно, смешно».

– Точно так же, – продолжал я, – и лорд Байрон оказывается не умнее, когда он разбирает по кусочкам вашего Фауста и выражает мнение, что это взято оттуда, а это – отсюда.

«Я же, – сказал Гете, – все эти великолепные образцы, которые приводит лорд Байрон, даже не читал; во всяком случае, не думал о них, когда писал Фауста. Но лорд Байрон велик, только когда он творит; когда он начинает рассуждать, он – как дитя. Он и за себя не умеет постоять, когда его собственные соотечественники обрушиваются на него с такими же неразумными нападками. Ему бы здесь следовало энергичнее дать отпор. Все, что у меня, – мое! – должен был бы он сказать, – а взял ли я это из жизни или из книги – не все ли равно? Вопрос лишь в том, хорошо ли это у меня вышло! <…>»

И.П. Эккерман. Разговоры с Гете

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2008.

2. Современная русская литература конца XX – начала XXI в. / Под ред. С.И. Тиминой. М.: Академия, 2011.

3. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 2005.

Дополнительная:

1. Адлер М. Руководство по чтению великих произведений / Пер. с англ. Л. Плостак. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

2. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. М., 1999.

3. Генис А. Уроки чтения: камасутра книжника. М.: АСТ, 2013.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие для студ. и преподав. филологических факультетов, учителей-словесников / 3-е изд. М., 2007. [Электронный ресурс.] URL: https://lib.rus.ec/b/207491/read

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

6. Книга и чтение в зеркале социологии: Сб. статей. М.: Книжная палата, 1990.

7. Ковалева Г.С., Красновский Э.А.Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000 // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2005. № 14.

8. Лихачев Д.С. Любите читать!: Письмо 22-е // Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.

9. Пранцова Г.В., Романичева Е.С.Современные стратегии чтения и понимания текста. М.; Пенза: МГПИ, ПГПУ, 2012.

10. Русская литература в зеркале критики: Хрестоматия. / Сост С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто, М, 2003.

11. Русская поэзия. XX век. Антология / Под общ. ред. В. Кострова, Г. Красникова. М.: ОЛМА-Пресс, 2001.

12. Русская проза рубежа XX–XXI веков: Учеб. пособие / Под ред. Т.М. Колядич. М.: Флинта: Наука, 2011.

13. Свирина Н.М. Свободное чтение с детьми. СПб.: Омега, 2012.

14. Свирина Н.М. Читающие подростки или развитие литературного слуха у школьников. СПб.: Омега, 2010.

15. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор, 2001.

16. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века. М.: Флинта; Наука, 2009.

17. Тимина С.И., Левченко М.А., Смирнова М.В. Русская литература XX – начала ХХI века: Практикум. М.: Академия, 2011.

18. Человек читающий: Homo legens-5: Сб. статей / Ред.-сост. Б.В. Бирюков, О.А. Борисова. М.: Русская ассоциация чтения, Канон+, Ребилитация, 2013. 224 с.

19. Чупринин С. Жизнь по понятиям: Русская литература сегодня. М.: Время, 2012.

20. Шафранская Э.Ф. Современная русская проза: Мифопоэтический ракурс. М.: URSS, 2015.

21. Свирина Н.М. Читающие подростки или развитие литературного слуха у школьников. СПб.: Омега, 2010.

22. Эко У., Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! М., 2010.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: