Понятие и сущность государственного контроля




Государственный контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция.

Деятельности по обеспечению законности предоставляется государственно-правовой характер, а органы, которые ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные образования и др.)., Наделяются юридически властными полномочиями. Такого рода деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законов и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказания лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивается соблюдение законности каждым звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охраны и защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Сама контрольная деятельность осуществляется путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и др..

Некоторые ученые придерживаются мнения, что контроль и надзор это - разные понятия, другие среди них О.Ф. Андрюша считают, что контроль - это родовое понятие, а надзор - производное от него, которое имеет свои характерные признаки, к которым, в частности, относятся:

а) проверка соблюдения правовых норм, специальных правил, осуществляется на объектах, находящихся под административным надзором;

б) организационная не подчиненность объектов органам, осуществляющих административный надзор.

Сущность государственного контроля невозможно уяснить без характеристики его видов. В зависимости от критериев классификации выделяют:

- Объема контроля и характера контрольных полномочий: общий и специальный;

- Времени проведения: предварительный, текущий (оперативный) и последующий;

- Организационных взаимосвязей контролирующего и подконтрольного объекта: внешний (парламентский, президентский, судебный) и внутренний,

- По объему наблюдения, анализа и проверки деятельности: общий и специальный;

- Организационной подчиненности между контролирующим и подконтрольным: ведомственный (отраслевой) и подведомственный.

Парламентский контроль, предусмотренный Конституцией Украины, осуществляется Счетной палатой, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и постоянными и временными контрольными комиссиями, которые могут создаваться при необходимости. Президентский контроль в Украине осуществляется с помощью специального Контрольного управления в составе Администрации Президента Украины.

Государственный контроль можно классифицировать в зависимости от его содержания или направлений осуществления на банковский, налоговый, финансовый, статистический, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, контроль за исполнением управленческих решений и др..

Необходимо обратить внимание на то, что система органов контроля в Украине очень сложная. Эти органы имеют различные организационные формы и правовое положение в системе органов исполнительной власти.

Ведущее место среди них принадлежит функциональным центральным органам, для которых контроль является основной функцией по не подчиненных в административном порядке государственных органов и организаций.

В систему органов контроля относятся государственные инспекции - специальные органы в системе государственного управления, осуществляющих подведомственный контроль, а сфера их деятельности и властные полномочия распространяются на субъекты независимо от их ведомственной подчиненности.

С помощью государственного контроля, субъект государственного управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и изменения ситуации, которые могут привести к невыполнению поставленных перед ними задач или получения совершенно иным результатам.

Имея информацию о правомерности или неправомерности деятельности органа или должностного лица, целесообразность ее, можно оперативно вмешаться, привести рычаги управления в соответствии с условиями, которые возникают, и предупредить нежелательные последствия.

Также надо отметить, что государственный контроль позволяет не только корректировать управленческую деятельность, но и помогает предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

2)

Исходя из современной реальности и тех задач, которые стоят перед контролем, представляется возможным выделить следующие основные принципы контроля:

объективность, действенность, гласность, систематичность, регулярность.

Объективность контроля позволяет реально оценить ситуацию, сложившуюся в сфере управленческой деятельности той или иной отрасли, сопоставить ее с задачами и определить потребность вмешательства со стороны соответствующих государственных органов. Так, например, проведены проверки и анализ ведомственного законодательства показали наличие большого количества актов, не соответствующих реальным условиям, противоречат действующему законодательству и превышают полномочия некоторых органов. В результате появился Указ Президента Украины об обязательной регистрации ведомственных актов, касающихся прав граждан. Министерством юстиции Украины и утверждено правительством Украины Положение о порядке регистрации таких актов.

 

Принцип объективности контроля предусматривает анализ реальных фактов и всесторонность их рассмотрения. И хотя любое управленческое решение несет в себе элемент субъективности, однако оно должно базироваться на объективных, реальных фактах. Так и контрольная деятельность должна основываться на действительности, реальности, конкретности фактов. Объективность контроля следует из точного изучения фактов и документов, заслушивания объяснений, которые проверяются заинтересованными лицами, проведения необходимых подсчетов, анализов, измерений, сопоставлений, выявления причин нарушений, недостатков или ошибок. И только обобщение всех полученных таким путем данных и приводит к правильным, обоснованным выводам, вырабатывает умение докопаться до сути ради установления истины. Все это дает возможность найти правильное решение при устранении нарушений или предупредить от нежелательных последствий.

 

Действенность контроля заключается в реальных последствиях выявления нарушения действующего законодательства, принятых норм и правил. На нем возложена обязанность не только выявить допущенные нарушения, но и глубоко их проанализировать, сделать выводы о возможных последствиях, дать ход государственному механизму защиты. Назначение контроля состоит в создании предпосылок и осуществления управленческой деятельности, исходя из интересов человека и общества, предупреждении неправомерной деятельности органов управления и должностных лиц. Принцип действенности контроля положен в основу реагирования органов контроля, всей системы контроля путем принятия соответствующих мер самостоятельно или передачи результатов и выводов уполномоченным органам для принятия решений.

 

Принцип гласности в деятельности органов контроля занимает важное место по своему влиянию и результативностью. Широкое освещение направлений деятельности органов государственного управления по выводу страны из кризиса, соответствие существующей правовой базы отношениям, которые складываются в сфере управления, создание государственных программ и выполнения их, действия органов управления разных уровней и должностных лиц направлено на эффективность управления. Контроль за состоянием дел в отдельных отраслях управления и правдивая информация о состоянии, выявления имеющихся нарушений, а то и некомпетентности, вынуждают правительство, органы исполнительной власти искать выход и принимать радикальные меры. Такой контроль, основанный на широкой гласности о случаях бесхозяйственности, нарушения интересов человека, злоупотребления служебным положением, бездеятельности органов управления, способствовать оперативному устранению имеющихся недостатков.

 

Демократизация и гласность стали ориентирами дальнейшего развития украинского общества. Они предусматривают открытость в деятельности государственных органов, широкую информированность о принятых решениях и их выполнения, предоставления гражданам, коллективам и организациям реальных гарантий по обеспечению их интересов. Все это не означает, что соблюдение гласности контроля ведет к тому, что он сразу становится эффективным инструментом демократизации управления. В основе контроля заложены определенные принципы и четкое соблюдение их при осуществлении контрольной деятельности независимо от того, относительно кого или чего она осуществляется.

 

Принцип гласности контроля предусматривает не только выявление недостатков и обязательное наказание, но и постановку актуальных проблем, обсуждение проектов управленческих решений, подготовку общественного мнения.

 

При осуществлении контроля необходимо придерживаться принципа систематичности, регулярности по его проведению. Это вносит определенный порядок и дисциплину в работу как того, кого контролируют, так и того, кто контролирует. К тому же систематический контроль дает возможность лучше ориентироваться в конкретной области управления и постоянно анализировать состояние дел, а также выявлять недостатки в управленческой деятельности, отыскивать резервы или предупреждать непредвиденные последствия. Принцип регулярности контроля стимулирует саму контрольную деятельность к повышению эффективности и позитивного влияния на достижение результата.

 

Создавая сильное, дееспособное государство, не следует забывать о ее основное назначение - надежно защищать интересы и права человека. Для этого необходимо сформировать соответствующий механизм, который создавал бы условия реализации, средства защиты этих прав и способствовал дальнейшему их осуществлению. Одной из гарантий такого служения интересам человека в сфере управления может быть контроль.

 

В Украине продолжается процесс поиска и становления эффективной системы государственного управления, построения организационной структуры системы органов и их деятельности. В соответствии с этим процессом создается и система контроля в сфере исполнительной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: