Новизна
Арт-терапия – относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.)
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентоспособной:
· Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
· Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
· В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;
Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.
Технология педагогического опыта
Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы.
Игротерапия. Игротерапию используется в форме «терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром». Детям предлагается большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры, направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием. Многие игры являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Одна и таких игр «Угадай животное». Перед началом игры с детьми договариваемся о теме, например: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и т.д. Все играющие, кроме ведущего, знают название животного. Ведущий ребенок, он вправе задавать уточняющие вопросы, игроки могут отвечать только односложно: «да» или «нет».
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных животных, птиц, насекомых. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов о природе, и при этом сопровождают свои действия речью.
Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций. В наших волшебных сказках на главного героя «сыпется» много испытаний. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки, поведение в природе, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Таким образом, формируются первые представления о природоохранной деятельности, понимание необходимости ответственного отношения к природе.
Занятия основаны на следующих принципах:
1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение
3. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в “трудных” конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
5. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников процесса.
Каждое занятие строится по единому принципу:
1. Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
2. Ритуалы вхождения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
3. Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
5. Ритуал прощания, ритуалы выхода.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Вывод
С моей точки зрения, арт–терапия – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски окружающего мира, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать. Арт–технологии экологической направленности способствуют нравственному оздоровлению дошкольников, формированию положительного отношения к себе, преодолению эмоциональной закрепощенности, неуверенности в себе, своих возможностях, достижению гармонии с собой и окружающим миром.
Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт- технологии, дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо использовать данный вид терапии, для обеспечения познавательного развития детей.
Практическая часть