Обетование о семени жены




Изрекая праведный суд над змием – искусителем наших прародителей и вместе над самими прародителями, Господь Бог в слове осуждения частию скрыл, частию открыл тайну помилования, когда осуждаемому искусителю сказал: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между Семенем тоя: Той твою сотрет главу (Быт. 3:15).

Под змием здесь нельзя разуметь только естественного змия. Это видно из того, что несообразно было бы наказывать орудие искушения и не наказать того, кто пользовался сим орудием. А что змий действительно был только орудием разумного искусителя, это видно из приписываемого ему суждения и дара слова: он рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь Еву ко злу. В Св. Писании называется именно змием великим, змием древним диавол и сатана, лестяй вселенную всю (Апок. 12:9; 20:2). Св. Отцы: Ириней2, Златоуст3, Григорий Богослов4, Августин5, Иоанн Дамаскин6 и другие видели в змие искусителе не простого естественного змия, но управляемого вселившимся в него диаволом.

Для уразумения сего обетования заметить должно, что слово семя по употреблению библейскому не всегда означает потомство вообще, но означает и одно лице в потомстве. Так в книге Бытия говорится, что Ева наименовала сына своего Сифом, глаголющи: воскреси ми Бог семя другое вместо Авеля, его же уби Каин (Быт. 4:25). – Подобно сему, и в обетовании о Семени жены слово семя должно принимать не в собирательном смысле, а относить к одному лицу из потомства прародителей; это подтверждается тем, что Семя жены здесь противополагается не множеству семени змия, но одному змию: той твою сотрет главу.

Лице, наименованное Семенем жены, есть обетованный Meccия – Спаситель миpa.

«К уразумению таинственного наименования Семени жены пролагает путь самая необычайность сего наименования. В обычае всего рода человеческого и особенно в древних родословиях (Быт. 10, гл. Парал. 1–10. Мф. 1:1–16) видим, что семя или потомство всегда относимо бывает к мужу, а не к жене, и родовое наименование детей или потомков заимствуется от отца или праотца, а не от матери, или праматери. На что же указывается необычайным наименованием семени жены? Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы, – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы»7.

Необычайность дела, которое, по обетованию Божию, имеет совершить Семя жены, дает также видеть в этом Семени нечто необычайное. Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак сим возвещается победа над диаволом совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия, и самой плоти от тления. Кто же в состоянии исполнить все это, кроме Того, Кто смертию Своею имел упразднить имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавить сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2:14–15)?

Прародители наши поняли и приняли обетование о Семени жены, как обетование о грядущем Избавителе. «Что Адам уразумел тайну изречения Господня о Семени жены, cиe можно примечать из того, что в след за сим он дал жене своей новое имя, которое было бы совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне. И нарече Адам имя жене своей жизнь, яко та мати всех живущих (Быт. 3:20). Жизнь, мати живущих имена cии были бы приличны праматери в состоянии непорочности, поелику тогда она точно рождала бы всех живущих, и никого не рождала бы умирающего: но тогда не дано ей сих имен, а наречена она просто женою. К чему же после грехопадения, – когда она будет рождать умирающих, будучи притом сама причиною, что смерть будет общим наследием ее потомства, – к чему нарече Адам имя жене своей жизнь? Разве в поругание? Нет, конечно не в поругание, а вероятнее, в утешение себе и ей, смотря на нее сквозь Божие определение о Семени жены, сокрушающем главу змия. Отцем, думал он, буду и я, но не буду отцем истинной Жизни; Ея матерью предоставлено быть жене без мужа»8. Следы той же веры в Искупителя видеть можно и в употреблении у патриархов жертв, которых начало находим в семействе самых прародителей. Без сомнения, в них видели патриархи прообраз великой искупительной жертвы Meccии, так как по силе этой только жертвы может иметь значение всякая жертва Богу, приносимая человекам. «Жертвы, говорит св. Златоуст, не сами по себе были приемлемы, но благоприятны были ради первообраза. Ибо на всех их печатлеется образ Христа и повсюду предначертано будущее…, все имело отношение к Искупителю»9.

Древнее предание иудейское указывало в обетованном Семени жены Мессию. Семьдесят толковников в переводе этого места употребили слово ἀυτός (той), несогласное в роде с словом δπέρμα (семя), допустив эту грамматическую неправильность, без сомнения потому, что имели в мыслях не столько слово: семя, сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый, и что семя жены принимали они за одно лице10. В Таргумах: Онкелоса и в иерусалимском, приписываемом Ионафану, составленных еще до рождества Христова, исполнение обетования о Семени жены относится ко временам Мессии11.

В новом завете есть некоторые указания на cие обетование. Не это ли обетование имеет в виду Апостол Павел, когда говорит, что Бог посла Сына Своего Единородного раждаемого от жены (Гал. 4:4) и Ап. Иоанн, когда говорит: явися Сын Божий, да разрушит дела диавола (1Ин. 3:8)?

Святые отцы и учители Церкви видят в обетовании о Семени жены обетование о Христе. Так Святый Иустин мученик говорит: Ева, вняв слову змия, родила преслушание и смерть. Мария Дева, с верою приявши благовестие Гавриила, что раждаемое от нее свято наречется Сын Божий (Лк. 1:35, 37), ответствовала: буди мне по глаголу твоему. От нее-то родился Тот, о Котором было столько пророчеств, и чрез Которого Бог сокрушил змия и уподобившихся ему ангелов, и даровал свободу от смерти преставшим от зла и верующим в Него12.

Святой Ириней пишет: вражду положил Бог между змием и женою и семенем ея. Один из них, уязвляемый в пяту, может сокрушить самую главу врага; другой уязвляет и убивает человека, пока не придет сокрушить главу его предопределенное Семя, раждаемое от Марии, о Котором говорит Пророк: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия (Пс. 90:13)13. В Писании сказано, говорит в другом месте св. Ириней, вражду положу между тобою и между женою. Вражду сию Господь возглавил в Себе Самом, когда соделался от жены человеком и стер главу змия14. Он есть то семя, о Котором говорит Апостол в послании к Галатам: приидет семя, ему же обетовася (3:19), и еще: егда прииде кончина века, посла Бог Сына Своего раждаемого от жены (4:4). Враг наш не был бы справедливо побежден, если бы не соделался от жены человеком Тот, Кто победил его. Как чрез человека побежденного род наш сделался повинным смерти, так и опять чрез Человека победителя получили мы жизнь15.

Ориген говорит: союз некогда заключил змий с Евою, и жена заключила дружество с ним и змий с женою. Но Бог положил расторгнуть сей союз и уничтожить столь пагубное дружество. Посему-то Бог, как благий, и говорит: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Приметим внимательно, что Бог полагает вражду со змием, дабы чрез сие восстановить союз со Христом: ибо невозможно быть в союзе с двумя противниками16.

Св. Исидор Полусиот пишет Исидору диакону: Семя жены, Которому предопределил Бог сокрушить главу змия, есть Господь наш Иисус. Ибо Он Семя жены, един произошел от жены без семени мужа и без нарушения девства17.

Св. Лев папа римский пишет: всемогущий и милосердый Бог тотчас после того, как злоба диавола убила нас ядом своей зависти, предуказал врачевство Своея благости, возвестив змию грядущее Семя жены, (Которое своею силою сотрет вредоносную главу), – то есть, Христа имеющего явиться во плоти, Бога и человека, Который, родившись от Девы, нетленным Своим рождеством осудит виновника человеческого растления18.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: