Пророчество Моисея о пророке подобном ему




Пророка oт 6pamиu твоей, яко же мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте, говорил Moисей народу израильскому. (Втор. 18:15). Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, говорит Господь Moисею, и вдам слово Мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него (18:19).

Сих пророчественных слов нельзя относить к преемнику Моисея, Ииcycy Навину, как это делают некоторые иудейские толкователи37. На конце книги Второзакония находится место, в котором очевидно делается указание на приведенное нами пророчество, и которым прямо опровергается то мнение, будто предвозвещенный в нем Пророк есть Иисус Навин. Иисус сынь Навин, говорится в последней главе книги Второзакония, наполнися духа разума: возложи бо Моисей руце свои на него, и послушаша его сынове израилевы, и сотвориша, якоже заповеда Господь Moисею. И не воста ктому Пророк во Израили, якоже Моисей, его же позна Господь лицем к лицу, во всех знамениях и чудесах, его же посла Господь comвopumu я (34:9–11). Из сего видно, что Иисус Навин не был подобный Moисею Пророк.

Нельзя относить пророчества Моисеева и к целому ряду Пророков, коих воздвигал Бог во Израили после Моисея38. Ибо Сам Бог засвидетельствовал, что Моисей был Пророк, которому не будут равны следущие за ним Пророки ветхого завета. Когда Аарон и Mapиам возроптали на Моисея и говорили: еда Moиceю единому глаголет Господь, еда и нам не глаголаше (Чис. 12:2)? – то Бог в ответ на сии слова сказал: аще будет в вас Пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему. Не тако, якоже раб Мой Moисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто неубояетеся глаголати на раба Моего Моисея (ст. 6–8)? Притом и грамматический состав речи не представляет подтверждения в пользу мнения о ряде Пророков, на который будто бы указывается в пророчестве Моисеевом. Употребленное в единственном числе слово Пророк (Евр. Navi.) показывает, что Изрекший пророчество имел в виду одно лицо.

Итак должно принять, что речь здесь идет не о Пророке обыкновенном, не об одном из тех Пророков, ряд которых заключил собою Иоанн Креститель, но о Пророке необычайном – Мессии. Cиe подтверждается следующими признаками, примечаемыми в содержании самого пророчества:

а) В пророчестве сказано, что Пророк, которого восставит Господь Бог, будет как Моисей, т. е. во всем ему подобен. А отличительною чертою Моисея пред всеми другими Пророками Сам Бог указывает особенную близость Моисея к Богу и особенный образ сообщения ему откровений Божиих. Господь Сам усты ко устом глаголал ему явь, а не гаданием, глаголал ему, яко аще бы кто возглаголал к своему другу. Моисей видел славу Господню. Такой близости к Богу не имел ни один из Пророков ветхого завета; ибо все они получали от Бога откровения не тако, якоже раб Господень Моисей. – Но такую же, или, лучше сказать, еще несравненно большую близость к Богу имел один Пророк, Который говорит о Себе: яже Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю (Ин. 12:50), и о котором говорит Евангелист: Бога никтоже виде нигде же, Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18).

б) Моисей был не только Пророк, но и законодатель и ходатай (Гал. 3:19) при заключении завета между Богом и народом. Но во все продолжение времени от Моисея до И. Христа не было ни одного Пророка, который бы вместе был и законодателем. Только Иисус Христос есть истинный законоположник (Иак. 4:12). «Слова: якоже Мене – св. Златоуст изъясняет: т. е., как законодателя, ибо один законодатель древний – Моисей, другой законоположник – Христос, законоположник не для одного народа, но для целой вселенной»39.

в) Пророку, которого воздвигнет Господь Бог, Моисей требует внимания и послушания от народа: Того послушайте. Без сомнения и все Пророки посылаемы были к народу израильскому с тем, чтобы он слушал и исполнял их наставления. Но примечательно, что одному из всех Пророков теми же самыми словами Бог требует внимания и повиновения от всех: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17:5). Соотношение сих слов с словами пророчества Моисеева едва ли может быть неясным для кого-либо40.

г) Далее, в пророчестве возвещается грозное наказание всякому, кто не послушает Того Пророка: и человеку тому, иже не послушает словес Моих, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него (Втор. 18:19). Будет всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится от людей (Деян. 3:23). Посмотрим же за какого Пророка и кого постигло предвозвещенное здесь наказание. Иудеи и прежде наказываемы были за невнимание и неповиновение слову Божию, возвещаемому устами Пророков, – подвержены были, напр., бедствиям семидесятилетнего плена вавилонского, не однократно испытывали тягость ига иноземного и в другие времена. Но бедствия cии прекращались, и слова пророчества: будет всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится om людей – еще не исполнялись во всей силе своей. Наконец Римляне разрушили до основания Иерусалим; многие тысячи тех, которые не приняли Ииcyca Христа – истинного Пророка, погибли; все Иудеи рассеяны из земли своей и доныне находятся в этом рассеянии. Все cиe не есть ли исполнение того, чем угрожаемо было Иудеям за непокорность их учению Иисуса Христа, Единородного Сына Божия?

Пророчество Моисея о Пророке подобном ему в Церкви и народе иудейском, по преданию, относимо было к Мессии. Без сомнения это пророчество имел в виду Филипп, когда говорил Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:45). Народ после того, как Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч, говорил о Нем: сей есть воистинну Пророк грядый в мир (Ин. 6:14). В другой раз народ, быв свидетелем воскрешения Иисусом Христом сына вдовы наинской, говорил о Нем: Пророк велий воста в нас (Лк. 7:16). Из этого видно, что Пророка, о котором писал Моисей, ожидали в лице Meссии не только люди, занимавшиеся испытанием Писаний, но и простой народ. Жена самарянская говорила Ииcycy Христу: вем, яко Мессия приидет глаголемый Христос: егда той npиuдem, возвестит нам вся (Ин. 4:25). Но известно, что Самаряне принимали только пятикнижие Моисеево. Следовательно мысль высказанная Самарянкою о Meccии: возвестит нам вся, т. е. наставит нас во всем, что касается до веры, – не могла быть заимствована ни из какого другого места, кроме рассматриваемого пророчества.

В новом завете пророчество Моисеево относится именно к Иисусу Христу. Ап. Петр говорит: и послет пронареченного вам Христа Иисуса, Егоже подобает небеси убо npияmu даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих Пророк от века. Moисей убо ко отцем рече: яко Пророка вам воздвигнет Господь Бог вам от братии вашей, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам: Будет же всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится от людей. И вcu же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сии (Деян. 3:20–24).

Святые отцы и учители Церкви на пророчество Моисея о Пророке, подобном ему, смотрели, как на пророчество о Христе. Так

Св. Киприан кароагенский, указав в пророчестве Моисеевом пророчество о Христе, присовокупляет: «Спаситель, кажется, именно указывает на слово Моисеево, когда говорит: аще веровали бысте Моисееви, веровалп бысте убо и Мне: о Мне бо той писа 41.

Св. Иоанн Златоуст говорит: Христос сказал: аще веровали бысте Моисею, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа. A Moисей писал: Пророка от братии твоея воздвигнет тебе Господь Бог твой: Того послушайте. Как Христос отсылает их к Moиceю, чтобы чрез него привлечь их к Себе; так и Моисей вверяет учеников Учителю, повелевая, чтобы Ему во всем повиновались42. Изъясняя в другом месте слова Моисея: Пророкабратии твоей возставит тебе и проч., св. Златоуст говорит: Пророк сей есть Христос по плоти, Которого Моисей повелел слушать43.

Св. Кирилл иерусалимский пишет: Пророк Моисей говорит: Пророка вам воздвигнет Господь Бог от братии вашей, якоже мене. Но когда происходит сей ожидаемый Пророк? Обратись, говорит Моисей, к написанному мною. Вникни тщательнее в пророчество Иакова, сказанное Иуде: Иудо, тебе похвалят братия твоя, и далее: не оскудеет князь oт Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидет, кому отложено: и Той чаяние, не Иудеев, но языков (Быт. 49:8, 10). Итак Пророк указал признаком пришествия Христова – прекращение правительства у Иудеев. Если Иудеи теперь не под владычеством Римлян, то не пришел еще Христос. Если имеют правителя из Иудова и Давидова рода: то не пришел еще Чаемый44.

Прокопий газский на пророчество Моисея делает такое изъяснение: «что (Дух Божий) разумеет здесь не кого-нибудь из Пророков, видно из того, что Пророков было много, а здесь говорится об одном по преимуществу, который, говорит Моисей, будет подобен ему. Его ожидая Иудеи после стольких бывших Пророков, спрашивали Иоанна: Пророк ли ecu? Он отвечал: ни (Ин. 1:21), хотя был и Пророк. Как же Христос был подобен Moиceю и больше его? Моисей освободил из Египта один народ, а Христос – от власти диaвoлa всю землю. Опять: тот провел народ чрез Чермное море, потопив Египтян, а Сей все народы чрез крещение, потопив демонов с диаволом.... Moисей дал манну чувственную, а Христос – Самого Себя, хлеб сшедший с небес. Moисей был посредником между Израилем и Богом, а Христос – посредником между всеми народами и Отцем Своим. Тот был законоположником, служащим Богу, а Сей, как Бог, полновластно дает закон, говоря: слышасте, яко речено быть древним.... Аз же глаголю вам 45.

Ко Христу относили пророчество Моисеево – и другие отцы и учители Церкви

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: