1) Чтение трудных слов.
– Прочитайте первый раз плавно по слогам, а затем целыми словами. Прочитайте хором.
Ста-но-вит-ся – становится.
Рас-кром-сал – раскромсал.
По-пра-вить-ся – поправиться.
Сжи-ма-ет-ся – сжимается.
Вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает.
Об-ра-до-ва-лись – обрадовались.
Ми-ли-ци-о-нер – милиционер.
Пре-до-став-ля-ет – предоставляет.
Ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный.
Му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом.
Фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.
2) Чтение рассказа по частям.
а) Чтение по ролям (Дениска и мама).
– Что однажды услышал Денис от мамы?
– Как мама объяснила слова «Все тайное становится явным»?
– Почему Дениска не хотел есть кашу?
– Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?
– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
– Дениску можно понять. Когда на уроке окружающего мира мы совершали путешествие по Кремлю, кому хотелось побывать там?
– Подумайте, что может произойти дальше?
б) Чтение-разведка 2-й части.
– А сейчас вы отправитесь в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения.
– Вы прочитаете 2-ю часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
– Что Дениска сделал с кашей?
– Чем, по-вашему, закончится рассказ?
в) Чтение «цепочкой».
г) Чтение в парах (сначала читает один ученик, а потом другой) – «жужжащее чтение».
Физкультминутка (см. Приложение).
3) Словарная работа.
– Какого человека называют интеллигентным?
Один из учеников читает значение этого слова.
Интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
|
– Объясните, как вы понимаете слово « клевета»?
Клевета – порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
– Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)
–Что значит слово «язвительный»?
Язвительный – злобно-насмешливый, стремящийся досадить.
– Подберем синонимы к этому слову. (Злой, обидный, резкий, колкий, ядовитый.)
– Как отреагировала мама, когда увидела его пустую тарелку?
– Что произошло потом?
– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
– По какой примете Денису стало понятно, что мама очень рассердилась?
– Почему мама так долго смотрела на сына? (Хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок.)
– Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
– А в вашей жизни, ребята, было, когда тайное становилось явным? (Рассказы детей.)
Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание.
Задание для 1-й группы. Вам даны карточки с пунктами плана. Составьте план рассказа (выложите карточки в правильной последовательности).
План:
· Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
· Завтрак.
· Предложение мамы.
· Мучения с кашей и избавление от неё.
· Возмущённый милиционер.
· Пострадавший дяденька.
· Рассерженная мама.
· Урок на всю жизнь.
Задание для 2-й группы. Выберите из предложенных на карточках слов – опорные.
|
На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Опорные слова и словосочетания:
Тайна Обидно
Плохой поступок Стыдно
Наказание Мусоропровод
Нечестно Гадость
Каша Пострадавший
Кощей Шляпа
Кремль Каша на шляпе
Царь-пушка Рассердилась
Баночка с хреном Почистить
Сахар, соль Правильно
Кипяток Запомним
Окно, улица
Задание для 3-й группы. Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
– Что однажды услышал Денис от мамы?
– Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
– Почему Дениска не хотел есть кашу?
– Как мама уговорила сына?
– Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
– Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
– Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
– Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
– Как выглядел пострадавший дяденька?
– Рассердилась ли мама на Дениса?
– Какой урок получил Денис?
Задание для 4-й группы. Представьте театрализацию рассказа.
– Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром (в роли Дениса, мамы, милиционера, пострадавшего), а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.