С помощью опросника родительского отношения (ОРО) выявите чувства родителей к ребенку, поведенческие стереотипы в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.
Предложите родителям отметить высказывания, с которыми они согласны, знаком «+» и высказывания, с которыми они не согласны, знаком «-». Посчитайте баллы и соотнесите их с процентильными рангами. Высокий ранг свидетельствует о выраженности характеристики родительского отношения.
В таблице расписано содержание компонентов отношения родителей к ребенку под каждую из пяти шкал методики ОРО.
Содержание компонентов отношения родителей к ребенку
Методика ОРО | Компонент отношения | Шкала | Общая характеристика | познавательный | эмоциональный | поведенческий |
Принятие — отвержение | Интегральное эмоциональное отношение к ребенку | Ребенок нравится таким, какой он есть или родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей | Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему или испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду | Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы или не доверяет ребенку и не уважает его | ||
Кооперация | Социально желательный образ родительского отношения | Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка | Родитель сочувствует переживаниям ребенка, испытывает чувство гордости за него | Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах | ||
Симбиоз | Межличностная дистанция в общении с ребенком | Ребенок кажется родителю маленьким и беззащитным | Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств | Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. По своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности | ||
Авторитарная гиперсоциализация | Форма и направление контроля за поведением ребенка | Родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства | – | Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха | ||
«Маленький неудачник» | Особенности восприятия и понимания ребенка родителем | Родитель не доверяет ребенку. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний | Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка | Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Наблюдается стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность |
Тест «Семья животных»
«Семья животных» — это один из вариантов рисуночных тестов, к которым также относят тесты «Моя семья», «Динамический рисунок семьи», «Семья деревьев». Предложите ребенку нарисовать членов его семьи в виде разных животных.
Интерпретация значений животных в рисунке:
1. Малая значимость члена семьи (когнитивный компонент) — особо мелкие животные и насекомые.
2. Эмоциональная холодность, негативное отношение (эмоциональный компонент) — рыба, лягушка, ящерица, червяк, скорпион, змея, черепаха, гиена, ехидна.
3. Гиперопека (поведенческий компонент) — если ребенок изображается в виде очень мелких животных, а родитель в виде очень крупных животных.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)