Российская политическая мысль




Политическая мысль XIX века

Характерные черты политической мысли XIX века:

  • Необычайное разнообразие различных политических учений и идей.
  • Преобладание крайностей: радикализм и консерватизм.
  • Тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций.
  • Чрезмерная идеализация, а также мифологизация.
  • Своеобразие набора и содержания поставленных вопросов и решаемых задач.
  • Категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей.
  • Недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации.
  • Слабая постановка систематического изучения и преподавания политических наук в учебных заведениях..

Взгляды Плеханова Г.В: Представления об истории политической мысли в России будут неполными без учета того, что новый этап в ее развитии начался с распространения марксизма в России. В этой связи, остановимся кратко на анализе взглядов Г.В. Плеханова (1856—1918) — теоретика и пропагандиста марксизма. Плеханов доказывал, что «появление материалистической философии Маркса — что подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли».

Плеханов применял диалектический метод главным образом К познанию общественной жизни. Из диалектики он делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции

С точки зрения Плеханова марксистский социологический анализ создает основу научного предвидения главных направлений общественного развития. Плеханов развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории. Он критиковал волюнтаристские «концепций о героях-делателях истории» — доказывая, что »…народ, вся нация должна быть героем истории», «Влиятельные личности» могут изменить лишь индивидуальную физиономию событий, но они не мот изменить их общее направление. «Великий человек является… начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других».

Плеханов дал анализ формирования и развития политической идеологии, права и др. форм надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории (А.А. Богданов и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. «Экономика почти никогда не торжествует сама собою…, а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений.

 

Особая глава в развитии марксистской политической мысли, связана с именем В.И. Ленина (1870-1924). Вклад Ленина в развитие марксистской теории политики выражается в следующем:

1) В.И. Ленин решительно оттаивал материалистичекое понимание истории, взгляд на ее развитие как естественно исторический процесс смены формаций, в основе которого лежит материальное производство. Базисные отношения определяют надстроечные явления, элементы надстройки и их природу, политические отношения имеют свои корни в производственных отношениях (прежде всею отношениях собственности) и определяются ими. В.И. Ленин подчеркивал, что «…всякая политическая надстройка (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества.

2) Политика — это сфера общественной жизни, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самое существенное в политике — это «…устройство государственной власти». Политика «…есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».

3) Классовый подход к анализу и оценке общественных явлений вообще и политических явлений и процессов в частности. В.И. Ленин подчеркивал, что люди всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана, пока не научатся видеть за теми или иными политическими идеями, взглядами, действиями классовые интересы и борьбу классов между собой.

4) В.И. Ленин разработал учение о партии нового типа как высшей форме классовой организация пролетариата, ее передовом отряде. Ленин формирует принципы организационного строения партии (демократический централизм), указывает, что ее важнейшими чертами являются революционность, тесная связь с массами, идейное единство, решительная борьба с оппортунизмом. Партия призвана осуществить соединение социализма с рабочим движением. Только под руководством партии рабочего класса возможны осуществление и победа социалистической революции, построение социализма.

5) Развил марксистское учение о государстве. «Государство, — писал В.И. Ленин, — есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Сущностью государственной власти в эксплуататорском обществе является диктатура господствующего класса, его политическое господство, основанное на насилии по отношению к трудящимся. Государство, указывает Ленин, закрепляет экономическое господство того или иного класса. Оно есть «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это Угнетение, умеряя столкновение классов».

6) В.И. Ленин разработал учение о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, развил теорию социалистической революции, сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой, стране. В ходе социалистической революции пролетариат уничтожает диктатуру буржуазии, ломает старую государственную машину и создает государство диктатуры пролетариата. «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».

7) Государство диктатуры пролетариата — необходимое условие построения социализма. Это не есть государство в собственном смысле слова. Это — государство особого рода, полугосударство. Почему? Во-первых, специфика диктатуры пролетариата в том, что она является господством большинства над меньшинством. Во-вторых, функция подавления для пролетарского государства не является главной. Оно принимает на себя прежде несвойственные государству функции руководства экономикой и воспитания масс. Это и есть главная функция. И в этом смысле государство диктатуры пролетариата выступало как отмирающее государство. Полное отмирание государства может произойти, по мысли Ленина, лишь при коммунизме.

К вопросу о демократии и диктатуре следует подходить конкретно исторически. Нет «диктатуры вообще» и «демократии вообще» Всегда надо ставить вопрос: диктатура кого над кем и демократия для кого, для какого класса? Ленин подчеркивал что ни один класс не приходил к власти, не устанавливая своей диктатуры.

Диктатура пролетариата — это диктатура большинства над меньшинством и потому подлинная демократия для этого большинства. Напротив, буржуазная демократия, будучи великим историческим прогрессом по сравнению с феодальным государством. является тем не менее демократией для меньшинства, «раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных».

9) Рассматривая политику как концентрированное выражение экономики, Ленин писал, что «политика не может не иметь первенства над экономикой». Это значит, что политическая власть и политический подход имени решающее значение в осуществлении экономических интересов данного класса, в разрешении социально-экономических и культурных проблем, стоящих перед классом. Но это не значит, что «политика является командной силой» в том смысле, будто она может не считаться с объективными экономическими законами.

Конечно, не все положения ленинской концепции политики »работают» в наши дни. Многое было извращено сталинизмом. В годы сталинщины и застоя появился псевдоленинизм. Следует помнить, что ценность той или иной концепции определяется не только тем, насколько адекватно они отразила разнообразные проблемы эпохи, но и тем, что она их выявила.

 

Чичерин и Динилевский

В середине XIX в. получила развитие объективно-идеалистическая концепция государства, с которой выступил Б. Н. Чичерин (18281904).

Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Согласно его концепции государство представляет «организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо». Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного «разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами». Государство не поглощает другие союзы (например, семью), а только возвышается над ними как высшая область, господствующая в сфере высших отношений.

Сущность политического союза (государства) Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает «совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом». Государство и гражданское общество - два противоположных, но «равно необходимых элемента человеческого сожительства».

Таким образом, согласно юридической концепции устройства политического союза Чичерина в государстве, основанном на юридических нормах, вытекающих из человеческого разума, правды и справедливости, призванных служить мерилом и руководством для позитивного законодательства, человек остается свободным.

Форма государства зависит от его содержания.

Различное состояние общества требует различного политического устройства - каждый народ в своей истории не ограничен какой-то одной политической формой. Основной закон, определяющий строение политической власти, состоит в том, что чем меньше единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть политическая власть. Сосредоточение верховной власти в одном лице, отстранение общества от реального участия в политических делах есть признак неспособности общества к самоуправлению.

Уделяя большое внимание характеристике различных форм правления (монархии, аристократии, демократии, смешанной форме - конституционной монархии), Чичерин рассматривает их содержание и направленность в зависимости от конфетных исторических условий и от состояния народного духа (сознания). При анализе этих форм Чичерин предпочтение отдает конституционной монархии. Именно в ней, по его мнению, наиболее полно отразились идеи свободы и идеал человеческого общежития.

Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.

Данилевский стал зачинателем отечественной сравнительной культурологии, которая органично вмещала в себя не только социальную психологию отдельных народов, но также и определенным образом истолкованную политическую культуру. В полемике с утверждениями западных критиков о неспособности русского народа стать свободным народом он писал: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести и большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею». Основу для такой уверенности он находил в привычках русского человека к повиновению, в его доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его «непритязательности, умеренности в пользовании свободой».

 

Новгородцев и Бердяев

 

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) с самого начала своей научной и преподавательской деятельности зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Его имя стало известным в связи с подготовкой и изданием сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918), ставших крупным событием в духовной жизни российского общества. Самым значительным по замыслу и исполнению трудом стало "Введение в философию права". Первую часть его составили работы "Нравственный идеализм в философии права" и "Государство и право" (1907), в которых было дано обоснование потребности в возрождении философии естественного права. Вторую часть составила работа "Кризис современного правосознания" (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства.

В третьей части "Об общественном идеале" (1917) предметом критического анализа и обобщений стали идеалы социализма и анархизма в их возникновении и исторической эволюции. Свой личный интерес в разработке идеалистического, восходящего к Канту направления философии права Новгородцев связывал с потребностью обосновать "самостоятельное значение нравственного начала" в правоведении. Эта позиция, по его мнению, представляла собой "разрыв с традициями исключительного историзма и социологизма и переход к системе нравственного идеализма". В частности, имелась в виду необходимость "понять и обосновать нравственную проблему как самостоятельную и независимую от всяких исторических и социологических предпосылок".

 

Н. А. Бердяев (1874–1948) был одним из авторитетных участников русского религиозного возрождения начала века. В 1922 г. он был выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое политическое кредо Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. Социализм и анархизм в конце концов „доходят до небытия“ в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой церковь (она призвана „охранять образ человека“), государство (оно „защищает образ человека от звериных стихий“), право (оно „охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества“), закон (он изобличает грех, „делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни“).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: