Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.).Потоки в логистике представляют собой одни или множество объектов, воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.
Потоки в логистике характеризуются такими параметрами, как: начальный пункт, конечный пункт, траектория пути, длина потока и параметрами их движения (скорость, время, интенсивность, плотность).
Потоки в логистике классифицируются:
• По степени непрерывности (непрерывные, дискретные);
• По регулярности (детерминированные, стахостические);
• По стабильности (стабильные, нестабильные);
• По изменчивости (стационарные, нестационарные);
• По характеру перемещения потока (равномерные, неравномерные);
• По степени периодичности (периодические, непериодические);
• По сложности (простые и сложные);
• По управляемости (управляемые, неуправляемые);
Основными потоками в логистике являются:
• Материальный поток – грузы, ТМЦ, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу;
• Информационный поток – совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;
Финансовый поток – движение финансовых средств внутри логистической системы, между ней и внешней средой, направляемое на достижение эффективного движения определенного материального потока;
Поток услуг – особенный вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личностные потребности.
|
Материальный поток — это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.
Материальный поток – это материальный ресурс, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.).Материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).
Параметрами материального потока могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.
Основные виды материальных потоков:
внешний материальный поток — материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;
внутренний материальный поток — материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;
входной материальный поток — внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;
|
выходной материальный поток — внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;
грузовой поток — объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).
Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:
сырье — материальные ресурсы;
основные материалы — материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др);
вспомогательные материалы — материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;
полуфабрикаты — сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;
комплектующие изделия — готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;
деталь — готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;
узел — сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.
Материальные ресурсы можно считать материальным потоком и при выполнении таких условий, как:
-конкретность наименований материальных ресурсов;
|
-четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);
-наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;
-определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;
-указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;
-указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;
-определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.
Внутрицеховой материальный поток — это поток материальных ресурсов, которые перемещаются не постоянно, а с периодическими остановками на складах рабочих мест, в это время поток не перемещается, не изменяется, не расформировывается и находится в ожидании процесса обработки.
Межцеховые материальные потоки — это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.
Материальные потоки различают:
1) по зависимости от номенклатуры элементов;
2) по натурально-вещественному составу. Определяет материальные потоки как одноассортиментные и многоассортиментные;
3) по степени готовности (проектируемые, планируемые, формируемые, сформированные, расформированные, ликвидированные).
Информационный поток.
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:
получение заказов;
обработка заказов;
транспортировка и грузопереработка (отгрузка);
распределение;
управление запасами.
Файлы содержат данные и информацию, обеспечивающие межфункциональное взаимодействие внутри логистической системы.
Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:
данные о заказах;
данные о запасах и складском хозяйстве;
данные учета дебиторской задолженности;
данные о плановых потребностях распределения.
Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда поступает информация извне или когда менеджеры принимают то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:
получение заказа;
получение запроса о состоянии заказа;
составление и согласование прогнозов;
установление транспортного тарифа;
поступление грузов на хранение.
Логистические информационные потоки характеризуются:
неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;
множественностью подразделений - поставщиков информации;
множественностью подразделений - потребителей информации;
сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;
множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;
многовариантностью оптимизации информационных потоков.
Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.
1. Информационный поток опережает материальный. В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).
2. Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.
3. Информационный поток отстает от материальных потоков. В это случае информация служит только для оценки результатов.
Увеличение роли информационных потоков в современной логистике обусловлено такими основными причинами:
– для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
– с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;
– информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Финансовые потоки.
Финансовый поток— это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.
Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия, финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки), источники и потребителей ресурсов.
Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:
1) государством и предприятием (предприятиями);
2) между самими предприятиями;
3) между отдельными государствами.
К финансовым учреждениям государства относятся: Министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления. Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные фонды. Финансового потока зависит от наличия обслуживаемого товарного потока. Направленность движения финансовых потоков в логистике определяется необходимостью обеспечения перемещения соответствующего материального потока. Кроме того, размер и время движения финансового потока (в т.ч. и время начала движения) зависят от выбранной формы расчетов между фирмой-продавцом и покупателем. При этом наиболее эффективной считается форма взаиморасчетов ценными бумагами. Движение финансовых средств обязательно сопровождается соответствующими им документами, на основе которых производятся финансовые операции. Возникновение финансовых потоков, направление и перемещения зависят от условий, оговоренных в договоре купли-продажи (расчетах поставщика—покупателя), базисных условий поставки.
Поток услуг (сервисные потоки)
Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.
Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.
Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:
1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.
2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.
5. Сервис — деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.
Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе.