Участие в установление диагноза заболевания.
- Топическая диагностика – определение места расположения очага (опухоли, кровоизлияния, травматического повреждения) в пределах головного мозга. Вообще-то это задача нейропсихолога, но всё же…
- Нозологическая диагностика (основная для патопсихологии). Психолог помогает врачу с определением диагноза. Роль психолога важна, если есть слабые, неотчетливые, размытые, диффузные симптомы и проявления отклонений психики.
- Функциональная диагностика.. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»).
- Индивидуально - личностная типологическая диагностика. Диагностируется личность больного. Подобная диагностика нужна для профилактических задач предупреждения психической патологии в отношении т.н. «групп риска».
- 2. Экспертизы:
- Медико-социальная экспертиза (трудовая) – решается вопрос о том, может ли больной продолжать работать, или ему надо сменить род деятельности, или дать инвалидность. Оценивается сохранные и нарушенные стороны психики. Установочные поведения могут наблюдаться:
- Аггравация (аггравация) – стремления и активные действия, направленное на преувеличение степени выраженности реально имеющихся у него нарушений.
- Диссимуляция – стремление и деяствия, направленные на преуменьшение тех заболеваний, которые реально имеются у больного. Цель: пораньше выписаться и т.д.
- Судебно-психиатрическая экспертиза – может наблюдаться поведение особого типа по типу симуляции.
- Военная экспертиза. Вопрос: «Может ли человек находится в определенных, жестких условиях?».
- Медико-педагогическая экспертиза. Психолог участвует в оценке возможностей ребенка относительно обучения. Речь идет о детях, имеющих сенсорную дефицитарность, расстройства, связанные с повреждением двигательной сферы (ДЦП), мозговые нарушения, олигофрению и т.д.
- Гражданская экспертиза. Развод родителей.
3. Описание структуры дефекта, психического дефекта у больных с редко встречающимися или новых для клиники заболеваниями. К числу таких новых заболеваний относится лучевая болезнь, СПИД (психика человека тоже страдает), различные формы зависимости (компьютерная, телефонная и т.д.).
|
4. Оценка динамики психического состояния в процессе терапии (оценка эффективности лечения). Последние десятилетия характеризуются появлением новых фармокалогических средств, и оценка влияния этих средств.
5. Задача реабилитации больных с психической патологией – восстановление личностного и социального статуса больного с помощью применения научно обоснованных программ социлаизации, восстановления психической жизни больных с целью возвращения их в обычную жизнь, в социум.
Принципы:
- Ориентация на сохранные элементы личности и когнитивных функций.
- Индивидуальный подход.
- Изучение «социального климата», который окружит больного после выписки; на основе этого строится и психотерапия.
- Систематичность.
Участие в психотерапии.
- Аспекты:
1. Роль патопсихолога в медицинской психотерапии:
- Психодиагностика. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.
- Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.
2. Психологическая психотерапия. Могут применяться при:
|
- Неврозах
- Соматических заболеваниях
- Пограничных личностных расстройствах
- Нарушения восприятия при психических заболеваниях.
Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:
1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.
2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.
Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.
Зрительные агнозии делятся на:
1) предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);
2) агнозию на цвета и шрифты;
3) оптико-пространственную?агнозию?(нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).
|
При гностических слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи. Могут иметь место слуховые галлюцинации. Возможны дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).
Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах). Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.
Зрительная агнозия подробно описана в литературе по психиатрии и патопсихологии. Для патопсихолога важно исследовать нарушение восприятия у психически больных с органическими поражениями головного мозга. Восприятие этих больных отличается фиксацией внимания на отдельных признаках предметов, трудностями синтеза в одно целое. Восприятие обладает функцией обобщения и условности, поэтому можно предполагать, что агнозии вызваны нарушением обобщающих функций восприятия.
При деменции могут отмечаться псевдоагнозии. В данном случае агнозия распространяется не только на форму, но и на структуру, то есть в данном случае нарушается осмысленность и обобщенность воспринятого, что связано с диффузностью мышления.
При нарушениях восприятия большое значение имеет личностный фактор. У больных неврозами затрудняется воспроизведение стимульного материала. Увеличивается время узнавания предъявляемых образов, так как большинство образов для больных являются аффективно значимыми. Эти трудности усиливаются пропорционально усилию интеллекта.
У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.
При психопатиях возбудимого круга повышается чувствительность при повышении эмоционального тонуса. При психопатиях тормозимого типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса. При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному в зависимости от клинической картины:
а) при депрессивно-параноидном синдроме – аффективное искажение восприятия;
б) при астено-депрессивном – фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;
в) при истеро-депрессивном восприятие отличается внушаемостью, поэтому возможны псевдоагнозии.
В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия:
1) гиперстезия – усиление восприятия по силе;
2) гипостезия – ослабление восприятия по силе;
3) агнозия (см. выше);
4) тотальная анестезия – потеря чувствительности при истерии;
5) деперсонализация – расстройство восприятия собственной личности;
6) бедность участия - утрата сложных чувств;
7) дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы "уже виденного" (de ja vu), "никогда не виденного" (ja mais vu);
8) обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации). Иллюзии – это искаженное восприятие действительно существующего во внешней среде реального объекта, галлюцинации – обманы восприятия, возникающие вне непосредственной связи с реальными раздражителями внешней среды (кроме функциональных, гипногаллюцинаций, внушенных).
Исследование восприятия
Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами. Например, клинический метод применяется в следующих случаях:
● исследование болевой и тактильной чувствительности (проводится с помощью специально подобранных волосков, щетинок, игл и т.д.)
● исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения (с помощью специальных приборов: термоэтезиомера, ИВЧ-2, аномалоскопа-59 и др.).
● пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с помощью аудиометров.
Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным:
1) методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;
2) методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.
Есть и другие методики. Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать “Классификацию предметов”). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера). Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.
Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные М. Ф. Лукьяновой.
Для исследования слухового восприятия используют тахистоскопический метод (предъявление изображений и идентификацию прослушанных магнитофонных записей). Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этого метода можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.
- Нарушения памяти при психических заболевания.
1.Дисмнезии. Виды расстройств памяти по типу дисмнезии:
1) Гипермнезия. Это кратковременное усиление обострение памяти. Больной вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Также улучшается способность к запоминанию, больной запоминает дословно буквально целые страницы сложного научного текста и т.п. (наблюдается обычно при опухолях гипоталамуса).
2) Гипомнезия – это снижение памяти (удел всех людей в пожилом возрасте). Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти.
2.Амнезия.
· Общая: распространяется на достаточно большой временной период.
· Частичная: касается лишь каких-то определенных воспоминаний.
Виды амнезии («великолепная семерка»):
I. Ретроградная амнезия – отсутствие памяти на период ДО начала заболевания (напр.: больной, получивший ЧМТ, может забыть всё, что происходило с ним в течении недели до получения травмы).
II. Антероградная амнезия – потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградная амнезия может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев.
III. Ретроантероградная амнезия – охватывает более менее длительный период выпадения памяти и до и после.
IV. Фиксационная амнезия – неспособность больного удержать и зафиксировать поступающую информацию.
V. Прогрессирующая амнезия. Она характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти. Закон Рибо. В первую очередь страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события; таким образом, память ослабевает от настоящего к прошлому.
VI. Тотальная амнезия – выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе.
VII. Истерическая амнезия – провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий.
3.Парамнезии. Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется определенной информацией. Типы парамнезий:
1)Конфабуляции – это замещение провала памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно.
2)Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени.
3)Криптомнезии – провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, на Яву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанное в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.
Нарушение непосредственной памяти
Корсаковский синдром: Основной симптом – полная утрата памяти. У больных алкоголизмом. Проявляется в разном нарушении памяти на текущие события. Прекрасно помнят события до заболевания. Они зачитывают информацию, но воспроизвести ее не могут.
Явление реминисценции – всплывание в памяти ранее знакомого материала.
Явление спонтанной компенсации – спонтанно начинают использовать логические рассуждения, чтобы что-то вспомнить.
1.Нарушение памяти на текущие события (память на прошлое относительно интактна).
2.Конфабуляции относительно текущих событий- заполнение провалов несуществующими событиями
3.Дезориентировка в месте и времени