Нарушения стройности мышления





1.Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла.

2.При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

1.Резонерство.Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

2.Аутистическое мышление– мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

3.Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. Этот вид мышления встречается при шизофрении.

4.Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

5.Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Расстройства мышления по содержанию:

Бредовые идеи.

Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.

Первичный бред, или бред толкования, интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами.

Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания).Вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности.

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.

Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.

Парафренный синдром. Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями.

Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья.

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.

Навязчивые идеи

Навязчивые идеи, или обсессии, - это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов.

11. Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник.

Выделяют следующие основания для классификации нарушений мышления в связи с проявлениями душевного заболевания или органической неполноценности мозга:

1) нарушение операционной стороны мыслительной деятельности могут принимать разные формы, двумя крайними вариантами которых являются снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения (причиной этих нарушений зачастую являются органические поражения головного мозга (атеросклероз, поражение сосудов), умственная отсталость, шизофрения);

2) нарушение динамической стороны мыслительной деятельности (неустойчивость уровня выполнения заданий, лабильность мышления, непоследовательность суждений, патологическая инертность мышления и некоторые др. виды, например, у эпилептиков (застревание на предыдущем задании, вязкость, тугоподвижность мышления));

3) нарушение личностного компонента мыслительной деятельности – мотивационного и критичности (к ним относятся разноплановость мышления, резонерство, нецеленаправленность, некритичность и некоторые др. виды)

Нарушение операциональной стороны мышления проявляется:

1.Снижением уровня обобщения.

2.Искажением процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предмете и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. В результате операция обобщения становится для больных недоступной. Они не могут абстрагироваться от конкретных деталей.

Искажение процесса обобщения состоит в том, что больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей не учитывается. Это приводит к тому, что умственная деятельность больных доходит до уровня бессодержательной абстракции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в таких видах как:

1. Непоследовательность суждений, проявляющаяся неустойчивостью способа выполнения задания.

2. Лабильность мышления, проявляющаяся отсутствием определенной стратегии мышления, импульсивностью мыслительной деятельности.

3. Откликаемость, появляющаяся неспособностью удерживать ход своих суждений в установленном ранее направлении, реакцией на любой раздражитель не адресованный к ним.

4. Инертность мышления, проявляющаяся неспособностью изменить избранного способа работы, ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

К нарушениям личностного компонента мышления относят:

* разноплановость мышления; заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. В мыслительной деятельности больных переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

* резонерство; В основе резонерства лежит не столько нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная эффективность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное явление под какую-нибудь концепцию.

* нарушение саморегуляции мыслительной деятельности выражается невозможностью целенаправленной организации своих мыслительных действий, обусловленной нарушением осознания и мотивационно-потребностной сферы, при сохранности осуществления логических операций.

Методы исследования мышления: складывание картинок из отрезков, понимание рассказов, понимание сюжетных картин, классификация предметов или геометрических фигур, исключение понятий, выделение существенных признаков, образование аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и поговорок, ассоциативный словесный эксперимент.

 

  1. Шизофрения: основные симптомы, виды, динамика процесса, нарушение когнитивной и эмоционально-личностной сферы.

Шизофрения – прогрессирующие психическое заболевание, характеризующиеся диссоциацией психики с быстро или медленно нарастающим дефектом личности, дефектом особого рода: наблюдаются снижение личностной активности, эмоциональное уплощение, явление аутизма, могут проявляться разные психопатологические нарушения (бред, галлюцинации).

В 1896 году выделил Крепелин – раннее слабоумие, сам термин шизофрения был использован Блейером в начале 20 века.

Нарушение эмоций

Блэйлер выделил 5 базовых симптомов, которые отличают шизофрению от других расстройств: аутизм, апатия, абулия, амбивалентность чувств, ассоциативные расстройства. Внешне шизофреники выглядят как эмоционально холодные и отчуждённые. Их чувства часто разнонаправлены по отношению к одному объекту. Снижена эмпатия. Эмоции уплощены и не адекватны ситуации. Негативизм. Несоответствие эмоций содержанию сознания. Отсутствие эмоциональной реакции на выполнение задания.

Характерные черты шизофрении вместе с другими признаками в той или иной степени проявляются в различных ее формах. Выделяют четыре формы заболевания: простая, гебефреническая, кататоническая и параноидная. Выделение отдельных форм носит условный характер, так как наряду о симптомами, обусловливающими ту или иную форму, могут встречаться признаки, свойственные другим формам, и в течении болезни возможны смены синдромов.

Простая форма. Характеризуется нарастанием основных симптомов болезни: эмоциональным обеднением, выражающимся в снижении интересов, неадекватностью эмоций, эмоциональным отупением, появлением апатии, аутизма и интеллектуального дефекта. Этой формой заболевают обычно в молодом возрасте. Болезнь развивается постепенно. Больные становятся вялыми, безучастными, утрачивают интерес к знакомым, к работе, стремятся к уединению, большую часть времени проводят в постели, перестают следить за своей внешностью, имеют неопрятный вид. Такой больной может производить впечатление человека глубоко опустившегося, неряшливого и нерадивого, а не душевнобольного. Нередко у таких больных проявляется враждебное отношение к близким родственникам, подозрительность к окружающим.

Отмечаются определенные нарушения мышления. Больные испытывают затруднения при незначительном умственном напряжении. По несколько раз прочитывают одну и ту же фразу, чтобы вникнуть в ее смысл. Часто высказывают жалобы на "пустоту в голове", "отсутствие мыслей".

Явно выраженных галлюцинаций и бредовых идей у больных, как правило, не бывает (лишь иногда возникают психосенсорные расстройства и нестойкие бредовые идеи).

Заболевание в основном протекает непрерывно, с постепенным нарастанием клинических симптомов. Лишь изредка наблюдается оживление психической активности. Эта фopма, не давая острых и бурных картин, имеет обычно злокачественное течение, заканчиваясь нередко исходным состоянием — дефектом личности, полной потерей ее социальной значимости.

Гебефреническая (юношеская) форма. Это наиболее злокачественная форма шизофрении. Чаще встречается в юношеском возрасте. По своим проявлениям в начале заболевания она в известной мере похожа на простую. Такие симптомы, как эмоциональное снижение и волевые нарушения в клинической картине занимают ведущее место. В то же время в клинической картине гебефрении наряду с разорванностью мышления, вычурностью речевой продукции, выраженной неадекватностью эмоций преобладает нелепость поведения. Больные гримасничают, поступки их отличаются странной нелепостью, носящей порой как бы характер шаловливости или дурашливости: с больным здороваются, а он, вместо того, чтобы подать руку, повертывается спиной и поднимает ногу; во время обеда больной сливает в одну миску первое, второе и третье блюдо и ест все это, не пользуясь ложкой.

Больные перестают интересоваться всем, что раньше привлекало их внимание, становятся неспособными к выполнению даже несложной работы. Иногда можно отметить нестойкие бредовые идеи величия и преследования и отдельные галлюцинаторные переживания. Эта форма шизофрении имеет неблагоприятный прогноз. Спустя сравнительно короткое время у больных развивается картина дефекта личности

Параноидная форма — самая частая. В клинической картине ведущим является бред. Бред может быть любой, но для шизофрении особенно типичен бред отношения, преследования, отравления, физического воздействия, ипохондрический. При этой форме чаще, чем при других, наблюдаются галлюцинации. В первую очередь это слуховые, которые часто носят императивный характер. Бывают также тактильные и зрительные. Поведение больных определяется содержанием галлюцинаторных и бредовых переживаний. Поэтому такую форму шизофрении иногда называют галлюцинаторно-бредовой. Параноидная форма обычно начинается позднее, чем другие формы шизофрении, иногда в возрасте 30—40 лет, но может начаться и в юношеском возрасте.

Одним из проявлений бреда отношения является то, что больные считают. что все вокруг стали к ним плохо относиться. Они начинают замечать, что окружающие люди по-особому смотрят на них, насмехаются, пытаются оскорбить.

При бреде преследования больные постоянно видят вокруг себя врагов, подосланных лиц, шпионов и т. п. Иногда они утверждают, что существует специальная организация, которая занимается слежкой за ними.

При бреде физического воздействия больные утверждают, что кто-то с помощью специальных аппаратов наносит вред их здоровью. Для больных характерно ощущение утраты своих психических переживаний и принадлежности самому себе действий и поступков. Такие больные утверждают, что они живут, думают, говорят не сами по себе, а под влиянием какой-то силы извне.

При ипохондрическом бреде больные, например, утверждают, что их внутренние органы атрофированы, пища не усваивается, мозг ссохся и стал маленьким. В других случаях больные убеждены, что они больны раком, требуют операции, "обнаруживают" у себя все признаки: этого заболевания.

Болезнь приводит в конечном счете к дефекту личности. Лечится довольно успешно, особенно в раннем периоде заболевания.

Кататоническая форма. Для этой формы характерны в основном двигательные нарушения, которые проявляются в виде кататонического возбуждения или той или иной степени заторможенности (ступора), вплоть до полной обездвиженности больного.

Кататоническое возбуждение чаще наступает внезапно, Оно характеризуется следующими основные признаками: движения больных нецеленаправленны, хаотичны, нередко носят импульсивный характер, часто отмечается стереотипия движений и речи, что выражается в повторении одного и того же действия, слова или фразы. В случаях речевого возбуждения, которое может не сопровождаться общим двигательным возбуждением, больные выкрикивают отдельные слова, фразы, которые обычно не имеют между собой никакой видимой связи, так что понять речь такого больного трудно и даже невозможно. Больные иногда повторяют слова и действия окружающих (эхолалия и эхопраксия). Возбуждение может смениться двигательной заторможенностыо.

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении.

 

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизофренией наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизофренией доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизофренией опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Пример: задача 4 лишний: дерево, этажерка, метла, вилка. Решения: этажерка, все остальное имеет стержень. Кошелек, книга, портфель, чемодан. Кошелек – это внутренний спутник человека, а остальное внешнее.

Задача на сравнение понятий: воробей и соловей (сходство: цвет одинаковый, имеют оперение. Различия: соловей выше ценится, характер разный, воробьев чаще бьют )

Мышь-кошка (сходства: поддаются дрессировке, видят в темноте, используются в научных целях).

 

Нарушение динамики мышления – нехарактерно для шизофреников. Инертность - сложность переключения с программы на программу. Лабильность – непоследовательность, облегченность переключений с одного элемента на другой, связана с истощаемостью, неравномерность.

Иногда можно увидеть лабильность на фоне терапии, как побочное действия современной терапии.

Нарушения личностного компонента мышления (мотивационный аспект деятельности):

Нарушения критичности мышления – проявляется в трудностях, неспособности больных к планированию деятельности при решении задачи, и контроля при ходе решения задачи.

 

Нарушения эмоционально-личностной сферы включают:

1. Нарушен процесс смысло- и целеобразования.

· Разноплановость мотивов.

· Адинамия мотива. Больной не отказывается выполнять задание, так как для этого тоже нужен мотив, активность. Но при этом отсутствует критичность к ошибкам, реакция на успех и неуспех.

2. Вторичные нарушения:

· нарушается целеполагание (планирование и контроль)

· нарушается целедостижение (скорость и способы выполнения задания)

3.Третичные нарушения (о них говорят предположительно):

· Усиление аутизма как реакция на собственную неполноценность

· Повышение изоляции больного

 

 

13. Эпилепсия: основные симптомы, формы, динамика протекания психических процессов, нарушение когнитивной и эмоционально-личностной сферы.

Эпилепсия – эндогенно органическое заболевание с хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными пароксизмами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.


Клиническая картина

Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  3. Амнезия.

Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов.

Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение.

Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:

  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • Пароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки– дисфории.

Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей)

Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.

 

Три основных группы нарушений при эпилепсии:

  • Нарушение динамики психической деятельности
  • Нарушение познавательной деятельности
  • Изменение личности.

Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.

 

Нарушение динамики психической деятельности:

- Замедленностьпротекания псих. процессов и их инертность. В основе этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности (замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме.

Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой). Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель.

Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго (инертность).

Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.

Нарушения познавательной деятельности:

Нарушения памяти и нарушения мышления.

Память

Нарушения непосредственного запоминания: задание запоминания 10 слов, то типичная картина кривой запоминания:

Низкая продуктивность первого воспроизведения

Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения - плато.

Не характерна истощаемость

Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведений.

Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя.

Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией.

Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных).

Мышление

Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность.

Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя.

Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам.

Мотивационно-обусловленные нарушения мышления.

Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему, но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков.

Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.038 с.