В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 1 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
| Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
| Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
| Действие выполняется ребёнком: | |
| - со значительной помощью взрослого | пп |
| - с частичной помощью взрослого | п |
| - по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
| - подражая или по образцу | о |
| - самостоятельно | с |
| - узнает объект | у |
| - не всегда узнает объект | нву |
| - не узнает объект | н |
| Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
| 1 полугодие | 2 полугодие | |
| Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
| Коммуникация | ||
| Установление контакта | ||
| - обращение по имени к собеседнику | ||
| - приветствие собеседника в ответ на его приветствие: · жестом (помахать рукой из стороны в сторону) · словом «Привет» | ||
| Поддержание контакта | ||
| - выражение своих желаний («Дай») | ||
| - выражение просьбы о помощи («Помоги») | ||
| - выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») | ||
| - выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») | ||
| Завершение контакта | ||
| - прощание с собеседником: · жестом (помахать рукой) · словом («Пока») | ||
| Развитие речи | ||
| Устная речь | ||
| Импрессивная речь | ||
| - понимание имен: · педагогов класса · учащихся класса | ||
| - понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда» | ||
| - понимание названий действий | ||
| - понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.) | ||
| Экспрессивная речь | ||
| - употребление отдельных звуков (а, у и др.) | ||
| - употребление звукоподражаний животным | ||
| - употребление простых слов (дай и др.) | ||
| - называние своего имени | ||
| - употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) | ||
| Математические представления | ||
| Количественные представления | ||
| - нахождение одинаковых объектов: | ||
| · предметов | ||
| · изображений | ||
| - различение множеств | ||
| · один | ||
| · много | ||
| · пусто | ||
| Пространственные представления | ||
| - составление упорядоченного ряда из однородных предметов | ||
| - составление предмета (изображения): | ||
| · из 2-х частей | ||
| · из 3-х частей | ||
| Представления о форме | ||
| - группировка предметов по форме | ||
| -различение предметов по форме · круг · квадрат | ||
| - соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | ||
| Представления о величине | ||
| - группировка предметов по величине | ||
| -различение предметов по величине · большой · маленький | ||
| Окружающий природный мир | ||
| Животный мир | ||
| - различение диких животных: | ||
| · лиса | ||
| · заяц | ||
| · волк | ||
| · медведь | ||
| - различение домашних животных: | ||
| · корова | ||
| · свинья | ||
| · лошадь | ||
| · кот | ||
| · собака | ||
| Растительный мир | ||
| - различение отдельных фруктов: | ||
| · яблоко | ||
| · груша | ||
| · банан | ||
| · лимон | ||
| · апельсин | ||
| - различение отдельных овощей: | ||
| · помидор | ||
| · огурец | ||
| · капуста | ||
| · морковь · картофель · лук | ||
| Человек | ||
| Самообслуживание | ||
| Прием пищи | ||
| - еда вилкой | ||
| Обращение с одеждой и обувью | ||
| Раздевание | ||
| - снятие отдельных предметов одежды: | ||
| · свитер | ||
| · футболка | ||
| - расстегивание: | ||
| · молнии | ||
| · кнопок | ||
| Одевание | ||
| - застегивание: | ||
| · липучек | ||
| · кнопок | ||
| · пуговиц | ||
| · молнии | ||
| - надевание предмета одежды: | ||
| · шапка | ||
| · свитер | ||
| · футболка | ||
| Туалет | ||
| - сообщение о желании сходить в туалет | ||
| - пользование туалетной бумагой | ||
| Гигиена тела | ||
| Уход за полостью рта | ||
| - чистка зубов | ||
| - полоскание полости рта | ||
| - соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: · открывание тюбика с зубной пастой · намачивание щетки · выдавливание зубной пасты на зубную щетку | ||
| · чистка зубов | ||
| · полоскание рта | ||
| · мытье щетки | ||
| · закрывание тюбика с зубной пастой | ||
| Уход за волосами | ||
| - расчесывание волос | ||
| Представление о себе | ||
| - различение частей тела: · рука · нога · туловище · живот · голова · шея · волосы · уши | ||
| -различение частей лица: · нос · рот · глаза · брови · зубы · язык | ||
| Музыка и движение | ||
| - узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | ||
| · барабан | ||
| · маракас | ||
| · бубенцы | ||
| · бубен | ||
| - различение тихого и громкого звучания музыки | ||
| Игра на музыкальных инструментах | ||
| - освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: | ||
| · барабан | ||
| · маракас | ||
| · бубенцы | ||
| · бубен | ||
| - передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: | ||
| · барабан | ||
| · маракас | ||
| · бубенцы | ||
| · бубен | ||
| - сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: | ||
| · барабан | ||
| · маракас | ||
| · бубенцы | ||
| · бубен | ||
| Движение под музыку | ||
| - выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | ||
| · топанье | ||
| · хлопанье | ||
| · покачивание с одной ноги на другую | ||
| · прыганье | ||
| · кружение | ||
| · приседание | ||
| - выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | ||
| - соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | ||
| - ведение хоровода | ||
| Изобразительная деятельность | ||
| Рисование | ||
| Приемы работы с карандашом и кистью | ||
| - соблюдение последовательности действий при работе с красками: | ||
| · опускание кисти в баночку с водой | ||
| · снятие лишней воды с кисти | ||
| · опускание ворса кисти в краску | ||
| · снятие лишней краски о край баночки | ||
| · рисование на листе бумаги | ||
| · опускание кисти в воду и т.д. | ||
| Рисование основных элементов | ||
| - рисование точек | ||
| - соединение точек | ||
| - рисование линий | ||
| · вертикальных | ||
| · горизонтальных | ||
| Предметное рисование | ||
| - рисование контура предмета: | ||
| · по контурным линиям | ||
| · по опорным точкам | ||
| Выполнение работы в контуре | ||
| - закрашивание внутри контура | ||
| Лепка | ||
| Подготовка материала к работе | ||
| - разминание материала | ||
| Деление на части | ||
| - отрывание куска материала от целого куска | ||
| - откручивание куска материала от целого куска | ||
| Придание формы | ||
| - катание шарика | ||
| - катание колбаски | ||
| - выдавливание формы формочками | ||
| Видоизменение формы | ||
| - сгибание колбаски в кольцо | ||
| Аппликация | ||
| Работа с бумагой | ||
| - сминание бумаги | ||
| - разрывание бумаги | ||
| Работа с клеем | ||
| - намазывание всей поверхности клеем | ||
| Работа с шилом | ||
| - выкалывание шилом по контуру | ||
| Составление аппликации | ||
| - сборка изображения объекта из нескольких деталей | ||
| Адаптивная физическая культура | ||
| Физическая подготовка | ||
| Построение и перестроение | ||
| - принятие основной стойки для построения и перестроения | ||
| - построение в колонну по одному | ||
| - размыкание на вытянутые руки в стороны | ||
| - ходьба в колонне по одному | ||
| - бег в колонне | ||
| Общеразвивающие упражнения | ||
| - вдох и выдох через рот | ||
| - вдох и выдох через нос | ||
| - сжимание и разжимание кистей рук | ||
| - одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | ||
| - круговые движения кистью | ||
| - движения руками в разных направлениях в положении «стоя» | ||
| - круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | ||
| - наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | ||
| - наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. | ||
| - наклоны туловища вперед, назад, в стороны | ||
| - ходьба с высоким подниманием колен вверх | ||
| - полуприсед | ||
| - поднимание на носках в положении «стоя» | ||
| - ходьба: · по доске, положенной на пол · ходьба по гимнастической скамейке | ||
| - прыжки на двух ногах: · на месте · с продвижением вперед | ||
| - стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | ||
| - ходьба по кругу, взявшись за руки | ||
| - ходьба в умеренном темпе | ||
| - спокойный бег с правильной координацией движений | ||
| - ползание: · на четвереньках · на животе | ||
| - лазание по гимнастической стенке: · вверх · вниз | ||
| - броски мяча двумя руками: · вверх · о пол | ||
| - ловля мяча двумя руками | ||
| - передача в шеренге: · мяча · гимнастической палки | ||
| Санки | ||
| - передвижение санок за веревку | ||
| - сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения | ||
| - удержание равновесия при спуске санок с горы | ||
| - подъем после падения с санок | ||
| Спортивные и подвижные игры | ||
| - соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: · бег вокруг стула · запрыгивание на диван | ||
| - соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего | ||
| - соблюдение правил игры «Строим дом»: · соблюдение очередности при переносе модулей · составление «башни» | ||
| Велосипедная подготовка | ||
| - посадка на трехколесный велосипед | ||
| - управление велосипедом: · по прямой · поворот по большому радиусу · вращение педалей |