В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 1 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
Коммуникация | ||
Установление контакта | ||
- обращение по имени к собеседнику | ||
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: · жестом (помахать рукой из стороны в сторону) · словом «Привет» | ||
Поддержание контакта | ||
- выражение своих желаний («Дай») | ||
- выражение просьбы о помощи («Помоги») | ||
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») | ||
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») | ||
Завершение контакта | ||
- прощание с собеседником: · жестом (помахать рукой) · словом («Пока») | ||
Развитие речи | ||
Устная речь | ||
Импрессивная речь | ||
- понимание имен: · педагогов класса · учащихся класса | ||
- понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда» | ||
- понимание названий действий | ||
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.) | ||
Экспрессивная речь | ||
- употребление отдельных звуков (а, у и др.) | ||
- употребление звукоподражаний животным | ||
- употребление простых слов (дай и др.) | ||
- называние своего имени | ||
- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) | ||
Математические представления | ||
Количественные представления | ||
- нахождение одинаковых объектов: | ||
· предметов | ||
· изображений | ||
- различение множеств | ||
· один | ||
· много | ||
· пусто | ||
Пространственные представления | ||
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | ||
- составление предмета (изображения): | ||
· из 2-х частей | ||
· из 3-х частей | ||
Представления о форме | ||
- группировка предметов по форме | ||
-различение предметов по форме · круг · квадрат | ||
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | ||
Представления о величине | ||
- группировка предметов по величине | ||
-различение предметов по величине · большой · маленький | ||
Окружающий природный мир | ||
Животный мир | ||
- различение диких животных: | ||
· лиса | ||
· заяц | ||
· волк | ||
· медведь | ||
- различение домашних животных: | ||
· корова | ||
· свинья | ||
· лошадь | ||
· кот | ||
· собака | ||
Растительный мир | ||
- различение отдельных фруктов: | ||
· яблоко | ||
· груша | ||
· банан | ||
· лимон | ||
· апельсин | ||
- различение отдельных овощей: | ||
· помидор | ||
· огурец | ||
· капуста | ||
· морковь · картофель · лук | ||
Человек | ||
Самообслуживание | ||
Прием пищи | ||
- еда вилкой | ||
Обращение с одеждой и обувью | ||
Раздевание | ||
- снятие отдельных предметов одежды: | ||
· свитер | ||
· футболка | ||
- расстегивание: | ||
· молнии | ||
· кнопок | ||
Одевание | ||
- застегивание: | ||
· липучек | ||
· кнопок | ||
· пуговиц | ||
· молнии | ||
- надевание предмета одежды: | ||
· шапка | ||
· свитер | ||
· футболка | ||
Туалет | ||
- сообщение о желании сходить в туалет | ||
- пользование туалетной бумагой | ||
Гигиена тела | ||
Уход за полостью рта | ||
- чистка зубов | ||
- полоскание полости рта | ||
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: · открывание тюбика с зубной пастой · намачивание щетки · выдавливание зубной пасты на зубную щетку | ||
· чистка зубов | ||
· полоскание рта | ||
· мытье щетки | ||
· закрывание тюбика с зубной пастой | ||
Уход за волосами | ||
- расчесывание волос | ||
Представление о себе | ||
- различение частей тела: · рука · нога · туловище · живот · голова · шея · волосы · уши | ||
-различение частей лица: · нос · рот · глаза · брови · зубы · язык | ||
Музыка и движение | ||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | ||
· барабан | ||
· маракас | ||
· бубенцы | ||
· бубен | ||
- различение тихого и громкого звучания музыки | ||
Игра на музыкальных инструментах | ||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: | ||
· барабан | ||
· маракас | ||
· бубенцы | ||
· бубен | ||
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: | ||
· барабан | ||
· маракас | ||
· бубенцы | ||
· бубен | ||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: | ||
· барабан | ||
· маракас | ||
· бубенцы | ||
· бубен | ||
Движение под музыку | ||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | ||
· топанье | ||
· хлопанье | ||
· покачивание с одной ноги на другую | ||
· прыганье | ||
· кружение | ||
· приседание | ||
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | ||
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | ||
- ведение хоровода | ||
Изобразительная деятельность | ||
Рисование | ||
Приемы работы с карандашом и кистью | ||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | ||
· опускание кисти в баночку с водой | ||
· снятие лишней воды с кисти | ||
· опускание ворса кисти в краску | ||
· снятие лишней краски о край баночки | ||
· рисование на листе бумаги | ||
· опускание кисти в воду и т.д. | ||
Рисование основных элементов | ||
- рисование точек | ||
- соединение точек | ||
- рисование линий | ||
· вертикальных | ||
· горизонтальных | ||
Предметное рисование | ||
- рисование контура предмета: | ||
· по контурным линиям | ||
· по опорным точкам | ||
Выполнение работы в контуре | ||
- закрашивание внутри контура | ||
Лепка | ||
Подготовка материала к работе | ||
- разминание материала | ||
Деление на части | ||
- отрывание куска материала от целого куска | ||
- откручивание куска материала от целого куска | ||
Придание формы | ||
- катание шарика | ||
- катание колбаски | ||
- выдавливание формы формочками | ||
Видоизменение формы | ||
- сгибание колбаски в кольцо | ||
Аппликация | ||
Работа с бумагой | ||
- сминание бумаги | ||
- разрывание бумаги | ||
Работа с клеем | ||
- намазывание всей поверхности клеем | ||
Работа с шилом | ||
- выкалывание шилом по контуру | ||
Составление аппликации | ||
- сборка изображения объекта из нескольких деталей | ||
Адаптивная физическая культура | ||
Физическая подготовка | ||
Построение и перестроение | ||
- принятие основной стойки для построения и перестроения | ||
- построение в колонну по одному | ||
- размыкание на вытянутые руки в стороны | ||
- ходьба в колонне по одному | ||
- бег в колонне | ||
Общеразвивающие упражнения | ||
- вдох и выдох через рот | ||
- вдох и выдох через нос | ||
- сжимание и разжимание кистей рук | ||
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | ||
- круговые движения кистью | ||
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» | ||
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | ||
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | ||
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. | ||
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны | ||
- ходьба с высоким подниманием колен вверх | ||
- полуприсед | ||
- поднимание на носках в положении «стоя» | ||
- ходьба: · по доске, положенной на пол · ходьба по гимнастической скамейке | ||
- прыжки на двух ногах: · на месте · с продвижением вперед | ||
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | ||
- ходьба по кругу, взявшись за руки | ||
- ходьба в умеренном темпе | ||
- спокойный бег с правильной координацией движений | ||
- ползание: · на четвереньках · на животе | ||
- лазание по гимнастической стенке: · вверх · вниз | ||
- броски мяча двумя руками: · вверх · о пол | ||
- ловля мяча двумя руками | ||
- передача в шеренге: · мяча · гимнастической палки | ||
Санки | ||
- передвижение санок за веревку | ||
- сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения | ||
- удержание равновесия при спуске санок с горы | ||
- подъем после падения с санок | ||
Спортивные и подвижные игры | ||
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: · бег вокруг стула · запрыгивание на диван | ||
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего | ||
- соблюдение правил игры «Строим дом»: · соблюдение очередности при переносе модулей · составление «башни» | ||
Велосипедная подготовка | ||
- посадка на трехколесный велосипед | ||
- управление велосипедом: · по прямой · поворот по большому радиусу · вращение педалей |