Высотно-ритмическая схема звучания – «аналитическая форма»




Тема 2.1. Ощущение.

Содержание учебного материала

Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений. Чувствительность и ее измерение, понятие о порогах. Ощущение музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблема цветного слуха). Тембр, высота и громкость как качества музыкального звука. Звуковысотный и тембровый слух. Музыкально-слуховые представления.

Самостоятельная работа:

Работа с лекционным материалом.

1ч. Ощущение. Ощущение музыкального звука

1ч. Музыкально-слуховые представления.

 

Музыка - общение (эффект присутствия)

Школьники в наушниках, когда делают уроки – общаются с музыкой

Звук назойлив

Звук несет жизненно важную информацию

Высота (низкие – опасность, высокие – маленькие существа)

Тембр – различаем людей

Громко – близко

Тихо – далеко

Громкость, резкость, мягкость – бояться или нет, различает друзей и врагов

 

Музыка говорит с нами – «субъект» - тембр, регистр, громкость, артикуляция и акцентность «речи», темп – расскажут о его намерениях. - Характер музыки.

Смысловая и эмоциональная сторона музыки – в ее «интонационной форме» (Медушевский)

Высотно-ритмическая схема звучания – «аналитическая форма»

Интонационный слух – свойство слуха, нацеленное на восприятие эмоционально-смысловой стороны музыки (запоминает смысловое, эмоциональное наполнение музыки)

Аналитический слух - свойство слуха различать высоту звуков и фиксировать их высоту (анализ звуковых отношений).

 

Интонационный слух – возможность трактовать послания природы с целью выживания, проистекает их глубин бессознательного, находится в правом полушарии.

Эмоциональное содержание музыки воспринимается, даже если слушается музыка чуждой культуры, закодированная в неизвестных высотно-ритмических структурах (индийская рага).

Интонационный слух – древнейший, существует у обезьян и младенцев.

Переживать, сочувствовать, волноваться (но не запоминать и анализировать) – распознает ненотируемые свойства звука.

Связь с другими ощущениями:

- двигательные и моторные реакции (младенцы, супер-маркеты – убаюкивающая музыка – усыпляет бдительность, покупатели лениво кладут в корзинку что не попадя, бодрая – «бежать из магазина»)

Связь с жестом (постановка танца – менуэт)

- зрительные впечатления (ассоциации) – через эмоцию, читаемую в музыке - цвет, форма.

(«острый» звук) пространственные представления, целостные картины, театрализация

- бессознательное подпевание (связки)

 

Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это – Шопен, а это – Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной эпохе, определенному стилевому направлению, определенному композитору. Мы можем также определить жанр произведения – симфонический или камерный, характер художественного образа данного произведения – лирический или героический, средства, с помощью которых передается содержание данного образа.

На основе формальных признаков темпа и лада музыкального произведения можно выявлять, как это будет показано в разделе об эмоциях, конкретное настроение, передаваемое данным произведением. Однако процесс восприятия художественного произведения и его познания не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное вчувствование в его содержание, и поэтому законы логического восприятия при всей их важности имеют подчиненное значение непосредственному движению души.

То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент.

Даже отдельные звуки имеют разную интерпретацию в зависимости от лингвистического опыта человека. Так, для русского уха лай собаки звучит как «гав-гав», для немецкого – «вау-вау», для китайского «ванг-ванг». В России кошки мяукают, в Германии они издают звук, похожий на «миау», на острове Тайвань – «инаго-инаго». Для японца мышь издает писк «суэ-чуэ», а паровоз свистит так же, как в России гогочут гуси – «го го го».

То, что видит человек в том или ином объекте, часто оказывается проекцией на этот объект собственных личностных характеристик воспринимающего. Механизмы проекции были описаны в классических работах Фрейда. Используя механизмы проекции, американский психолог Мюррей разработал тематический апперцепционный тест – серию картинок, содержание которых достаточно неопределенно для однозначного толкования. Когда испытуемого просят рассказать о содержании картинки, он, сам того не желая, часто говорит о своих собственных жизненных ценностях и ориентирах. Так. из описания содержания картинки, на которой изображен мальчик со скрипкой, можно узнать отношение человека к музыке – положительное или отрицательное, характер мотивации – внешний или внутренний, стремление к достижению цели или избежанию неудач.

Музыкальное произведение также представляет собой своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определенные жизненные ценности.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Считается, что грамотный слушатель должен уметь понимать особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

Высокая оценка и признание классической музыки как важного элемента своего духовного багажа возникают у человека как результат определенной зрелости его просоциальных установок, выбранного стиля жизни, обусловленного системой ценностных ориентации личности, образующих в своей совокупности то, что психологи называют «Я-концепцией», которая есть представление о самом себе как общественном человеке.

Наиболее существенное, на мой взгляд, отличие этих двух жанров заключается в экстравертированном характере восприятия легкой музыки и интровертированном – серьезной. Сравнение обстановки восприятия музыки на рок-концерте и дискотеке с тем, что мы наблюдаем в концертном зале, наглядно показывает существование этих качественных различий. На нынешних рок-концертах музыканты-исполнители и слушатели непосредственно участвуют в коллективном действе. Слушатели могут выражать свои чувства вовне, размахивая при этом руками, отбивая такт ногами или руками, подпевая исполнителям. Но подобное выражение чувств совершенно недопустимо на симфоническом концерте. Если мы посмотрим на еще более глубокие корни разделения музыки на «духовную» и «бездуховную», а именно, обратимся к истории древнегреческого искусства, то увидим, что и в то время уже было разделение его на дионисийское и аполлоническое начала. В поклонении богу Дионису преобладало стихийное и экстатическое выражение чувств, в поклонении Аполлону – классически строгое и уравновешенное.

Преобладание дионисийского начала мы видим на концерте поп- и рок музыки, преобладание аполлонического – на концерте академической музыки.

Состояние особого просветления сознания, которым характеризуется настроение человека, вышедшего из медитации, мы можем засвидетельствовать и у слушателей после хорошего концерта серьезной музыки, и у посетителя художественной выставки, и у человека, успешно решившего творческую задачу после долгих размышлений над ней. Возникающие в момент медитации особые состояния сознания способствуют тому, что переживаемая идея становится достоянием системы ценностных ориентации личности. В состоянии медитации человек может осуществлять глубокую рефлексию – процесс самопознания своих внутренних психологических возможностей, мыслей, чувств, возникающих в процессе его жизни. Рефлексивные знания, как указывает известный польский психолог К. Обуховский – «плод раздумий самого человека, результат самостоятельного осмысления им действительности и фундамент сознательной активности личности, оригинальной интерпретации и творческого изменения его мира»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: