Теоретико-практическая цель создания «Баухауза» была сформулирована В. Гропиусом: «Школа добровольно сосредоточила свое внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью, - на предотвращении порабощения человека машиной путем спасения массового производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и жизни». Идей школы стало "новое единство искусства и технологии".
Основой учебной программы Баухауза стало стремление «обучать ремеслу», то есть знакомить студента со всеми этапами производственного процесса, от работы с простейшими инструментами до решения проектных задач, что должно было выгодно отличать его от рабочего, знающего только свой участок производства. Обучение должно было происходить на фундаменте единства искусства и технологии, поэтому кредо Баухауза можно сформулировать так: «Художник, ремесленник и технолог в одном лице». В. Гропиус утверждал: «Наша проблема, таким образом, заключается в установлении правильного соотношения между художником или архитектором и ученым, а также человеком дела, бизнесменом. Вместе они смогут создать гуманизированный стандарт». Таким образом, цель дизайнерской деятельности деятели «Баухауза» видели в преображении форм реального мира, следствие чего должна стать гуманизация предметной среды.
Учебно-производственная деятельность Баухауза способствовала развитию форм сотрудничества искусства и промышленности в оформлении среды обитания человека, его девизом стали такие понятия, как ясность и функциональность форм изделий. Главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных, проектных мастерских, где создавались типовые проекты жилых домов и образцы массовой промышленной продукции.
Задачи, положенные в основу учебно-производственной деятельности Баухауза:
1. Комплексное решение художественного оформления современной материально – бытовой среды;
2. Развитие способностей эстетического осмысления новых материалов и конструкций;
3. Формирование возможности воспринимать красоту функционально обусловленных форм предметов.
4. Анализ возможностей усовершенствования социальной жизни человека при помощи современных архитектурных идей и дизайнерских проектов.
Схема обучения, оформившаяся уже на первом этапе деятельности учебного заведения, была изображена В. Гропиусом в виде концентрических колец, уменьшающихся в диаметре. Наружное кольцо – пропедевтический курс, в течение которого студенты изучали курс формально-художественных дисциплин. В течение следующих трех лет (практический курс) студенты отрабатывали навыки работы с материалом, осваивали её законы, правила, технологии. На последнем этапе обучения (строительный курс) ученик получал возможность практического участия в строительстве на реальном объекте. Длительность этого этапа определялась руководителем и потребностями осуществления проекта.
Направления деятельности «Баухауза»:
1) педагогическое (здесь обучали до 2,5 тысяч человек);
2) практическое (здесь апробировались методы формообразования и художественного проектирования);
3) организационное (после ликвидации «Баухауз» дал жизнь другим организациям);
4) теоретическое (здесь был обоснован комплексный подход к проектированию вещей и определена логика промышленного мышления дизайнера).
В Баухаузе была сформулирована идея разделения профессиональной подготовки дизайнера на два этапа – абстрактно-теоретический (пропедевтика) и проектировочный.
Преподаватели «Баухауза» были крупнейшими представителями еврпоейского авангарда.
Тео ван Дусбург (1883-1931) сотрудничал с «Баухаузом» в Веймарский период, с конца 1920 г., его влияние выразилось в распространении принципов рациональной эстетики, в том, что в формальных композициях студентов доминировали приёмы неопластицизма, геометрической абстракции.
Василий Кандинский (1866-1944), художник-универсал (занимался живописью, графикой, проектированием мебели и ювелирных изделий) стал руководителем мастерской монументальной живописи в 1922 году, вел семинары по цветоведению и аналитическому рисунку, а также курс основ формообразования. Он разделял взгляды Гропиуса на необходимость синтеза всех искусств. Живописные абстракции В. Кандинского, по мнению В. Гропиуса, должны были способствовать развитию композиционного мышления у студентов. В 1926г. Среди других изданий «Баухауза» вышла книга В. Кандинского, посвященная анализу элементов живописи: «Точка и линия на плоскости».
Ласло Мохой-Надь (1895-1946) был приглашен В. Гропиусом в «Баухауз» в 1923г. На творческую эволюцию Л. Мохой-Надя оказало влияние знакомство с русским авангардистом, последователем К. Малевича, в будущем – преподавателем ВХУТЕМАСа Л. Лисицким (1922), определив развитие его конструктивистских наклонностей и создание рационалистической концепции формообразования. Руководя курсом пропедевтики, Л. Мохой-Надь ввел все упражнения в русло проектирования. В программу курса были введены упражнения по композиционно уравновешенным конструкциям из всевозможных материалов: дерева, металла, проволоки и стекла.
Возглавляя мастерскую обработки металла, Л. Мохой-Надь был куратором многих известных проектов (В. Вагенфельда, М. Брандт, других).
Марсель Брейер (1902-1981) возглавил мастерскую поп производству мебели «Баухауза» в середине 1920-х годов, Под его руководством студенты разрабатывали изделия, представлявшие собой промышленные образцы. Известным проектом М. Брейера стал созданный в 1926г. стандартизированный цельнометаллический дом из модульных элементов.
Итогом более чем десятилетней истории классического «Баухауза» стало создание новой теории формообразования, обоснование методов и приёмов обучения, рассчитанных на использование формальных и образных художественных навыков для разработки проектов изделий, рассчитанных на массовое производство.