Мораль.
Мораль(в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика - наука о морали.
Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический
Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
Признаки морали:
- всеобщность
- добровольность
Функции морали:
- познавательная
- регулятивная
- воспитательная
- мотивационная
- прогностическая
- аксиологическая (формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
- моральные ценности
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
- польза- экономика
- господство-политика
- справедливость - социальная сфера
- истина – духовная сфера
- красота – духовная сфера
- добро- духовная сфера
- свобода- все сферы
Моральные требования и представления:
- нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
- моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
- нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
- морально-психологические механизмы (долг, совесть);
- высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Основные категории морали:
- Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
|
- Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
- Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
- Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
- Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
- Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
- Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этапы нравственного поведения:
- человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
- человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей
- человек не совершает дурных поступков, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность -обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм - бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».
«Мораль и нравственность в жизни людей».
1. Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.
2. Важнейшие аспекты морали:
|
а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
3. Основные категории морали:
а) добро и зло;
б) долг и совесть;
в) справедливость;
г) честь и достоинство;
д) счастье и др.
4. Нравственная культура личности и общества.
5. Соотношение морали и нравственности.
6. Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии и нравственные нормы.
7. «Золотое правило нравственности» — универсальный закон жизни человека в обществе.
«Мораль как регулятор социальных отношений».
1. Понятие морали как формы общественного сознания.
2. Развитие норм морали: а) табу б) обычай в) традиция г) моральные правила
3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
4. Соотношение морали и нравственности.
5. Соотношение морали и права: а) общее б) различное
6. Важнейшие функции морали в обществе:
а) регулятивная
б) ценностно-ориентационная
в) мотивационная
7. Нравственная культура личности.
8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры.
Мировоззрение, его виды и формы
I.Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура внутреннего мира:
- познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
- эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
- чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
- мировоззрение
- направленность личности
II. Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
|
- Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
- Пути формирования: стихийный, осознанный.
- Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
Роль мировоззрения:
- даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
- позволяет понять, какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «Хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
- позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое
- религиозное
- философское
- научное
5. Обыденное (или житейское)
- Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность
- бережное отношение к человеческой жизни
- физическое и нравственное здоровье человека
- признание равноправия различных мировоззрений
- достоинство личности
- созидательный труд на благо общества
- доброжелательные отношения между людьми
Формы мировоззрения:
- мироощущение - эмоциональный опыт человека
- мировосприятие - интеллектуальный опыт человека.
Уровни мировоззрения:
- жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
- теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.