ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ 2 И 3 ГРУПП 1 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ»
№ | ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ |
Вводное практическое занятие: характеристика курса и формы отчетности. | Ауд. | |
«Терминология к курсу «История зарубежная литературы Средних веков и Возрождения» | Ауд. | |
«Культура и литература Средневековья» | Выставочный зал Дворца книги | |
««Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса» | Ауд. | |
«Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона» | Ауд. | |
«Своеобразие сонета эпохи Средневековья: Данте и др.» | Ауд. | |
Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы Средних веков» | Ауд. | |
«Своеобразие сонета Возрождения: Ф.Петрарка, П.Ронсар и У.Шекспир» | Ауд. | |
«Поэтика новеллы Дж.Боккаччо» | Ауд. | |
««Венецианский купец» У.Шекспира: особенности поэтики» | Ауд. | |
«Культура и литература эпохи Возрождения» | Выставочный зал Дворца книги | |
«Трагедия У.Шекспира «Король Лир»» | Ауд. | |
«Испанский романс и его значение в мировой поэзии» | Ауд. | |
«Художественное своеобразие романа М.Сервантеса «Дон Кихот» | Ауд. | |
«Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот»» | Выставочный зал Дворца книги | |
Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы эпохи Возрождения» | Ауд. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
П рактическое занятие № 1. Характеристика курса и основные формы отчетности.
Практическое занятие № 2. Терминология к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Периодизация Средневековья. Социально-исторические и основные культурные явления выделенных периодов.
2. Дать определение следующим терминам:
1)схоластика, дидактика, топос, кеннинг;
2)фантастика, синкретизм
3) сюзерен, вассал, клирик, бюргер, виллан, миннезанг, куртуазия, рыцарь;
1) эпос, сага, фаблио, шванк, новелла, моралитэ, миракль, мистерия, фарс, соти, утопия, эпопея;
2) скальд, скоп, друиды, филиды, жонглер, хуглар, шпильман, трубадур, трувер, миннезингер, вагант;
3) гуманизм, гуманист, Реформация, Реконкиста, инвеститура (инвестура).
Литература:
1. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2000.
3. Алексеев М., Жирмунский В., Мокульский С., Смирнов А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.
ЗАДАНИЯ:
1. Сделать развернутую таблицу, в которой отражено социально-историческое и культурное содержание периодов.
2. Составить терминологический словарь к курсу, по материалам которого планируется проводить мини - контрольные работы на лекциях.
Практическое занятие №3. Культура и литература Средневековья.
Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.
Практическое занятие № 4. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.
2. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».
3. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.
4. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.
Литература:
1. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
2. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.
Художественные тексты:
1. «Песнь о Нибелунгах».
2. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».
Практическое занятие № 5. Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Творческий портрет Ф.Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии.
2. «Большое завещание»:
- особенности построения, структура;
- своеобразие тематики;
- мотивная структура.
3. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен», «Жалобы прекрасной оружейницы», «Двойная баллада о любви».
4. Место творчества Ф.Вийона в контексте европейской поэзии.
Литература:
1. История французской литературы (учебник для филологических факультетов – любое издание).
2. Косиков Г. Франсуа Вийон. – М., 1984.
3. Мандельштам О. Франсуа Виллон. (по любому изданию)
Художественные тексты:
Вийон A. «Большое завещание».
Разработать понятия:
Баллада, завещание, бурлеск, бурлескная завещание, лирический герой, мотив.
Практическое занятие № 6. Своеобразие сонета эпохи Средневековья: лирическое наследие Данте.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).
2. Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника.
3. Концепция любви. Характерные особенности образов героини и лирического героя.
4. Анализ сонета «В ее очах…» и др. (Не менее трех, с разбивкой на инициативные группы)
Литература:
- Биобиблиографический словарь. Зарубежные писатели. В 2 т.т. – Т.1. – М., 1997.
- Голенищев-Кутузов И. Данте и Предвозрождение. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. – М., 1967.
- Елина Н. Данте. – М., 1965.
- История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.2. – М., 1984.
Разработать понятия:
Сонет, катрен, терцет, полустрофа, венок сонетов
Практическое занятие № 7. Итоговая контрольная работа по литературе Средних веков.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Определение термина.
2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Средних веков».
3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.
4. Наизусть.
РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:
- В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
- К контрольной работе по периоду Средневековья студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблица с примерами жанровых разновидностей лирики трубадуров.
Практическое занятие № 8. Своеобразие сонета Возрождения. Концепция любви.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
- Ф.Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).
- П.Ронсар. Особенности сонетного творчества П.Ронсара. Анализ одного сонета – по выбору студента.
Внимание: в работе над данным вопросом студенты группы делятся на 3 команды. Каждая готовит систему вопросов для анализа выбранного сонета.
3. У. Шекспир В. Особенности шекспировского сонета. Общая характеристика сборника. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).
Литература:
1. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
2. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).
3. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.
Практическое занятие № 9. Поэтика новеллы Дж.Боккаччо.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Место новеллы в творчестве Дж.Боккаччо и ее характерные особенности.
2. Тематический диапазон новелл «Декамерона».
3. Письменный анализ 2 новелл.
Литература:
1. История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.3. – М., 1984.
2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.
3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996.
4. Хлодовский Р. «Декамерон» Боккаччо: поэтика и стиль. – М.. 1963.
Художественные тексты:
Дж.Боккаччо. «Декамерон».
Разработать понятия:
Новелла, ренессансный реализм
Практическое занятие № 10. «Венецианский купец» У.Шекспира: особенности поэтики.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
- Место комедии в драматическом творчестве У.Шекспира.
- Характерные черты шекспировской комедии.
- «Венецианский купец»: система конфликтов и проблемно-тематическое своеобразие.
- Образ Шейлока и его значение в творчестве Шекспира и мировой литературе.
Литература:
1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.
2. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.
3. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.
Практическое занятие №11. Культура и литература эпохи Возрождения.
Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.
Практическое занятие № 12. Трагедия В.Шекспира «Король Лир».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.
2. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.
3. Образ короля Лира. Трагический путь познания.
4. Открытость финала и его значение в трагедии.
5. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.
Литература:
4. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.
5. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.
6. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.
Практическое занятие № 13. Испанский романс и его значение в мировой поэзии.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
- Романс как жанр литературы Средник веков и Возрождения.
- Испанские романсеро и их роль в развитии испанской поэзии эпохи Возрождения. Тематический диапазон, основные особенности.
- Лопе де Вега, Гонгора и др. как создатели испанского романса.
ВНИМАНИЕ: к семинарскому занятию группа готовит несколько докладов, отражающих творчество вышеупомянутых поэтов.
Литература:
1. Томашевский Н. Из истории испанского романса // Романсеро. – М., 1979.
2. История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.3. – М., 1984.
3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996.
4. Учебники по Истории испанской литературы
Разработать понятия:
Романс, романсеро.
Практическое занятие № 14. Роман М.Сервантеса «Дон Кихот».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.
2. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе.
3. Испания 16-17 вв. и ее изображение в романе: народ, образ Санчо Панса.
4. Элементы пародии в романе. «Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.
Литература:
1. Державин Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.
2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.
3. Тургенева И.С. Гамлет и «Дон Кихот».
Разработать понятия:
Тип, пародия, ирония, плутовской роман.
Практическое занятие №15. Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот» Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.
Практическое занятие № 16. Итоговая контрольная работа
по литературе Возрождения.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Определение термина.
2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Возрождения».
3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.
4. Наизусть.
РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:
- В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
- К контрольной работе по периоду Возрождения студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблицы по периодизации Возрождения, отметка о сдаче всех стихотворений наизусть