Для снижения скорости движения, останова и удержания в неподвижном состоянии тракторы оборудуют тормозной системой.
Различаюттормозные системы следующих видов: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полного останова с необходимой эффективностью.
Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода.
4.2.1. Тормозной механизм
Этот механизм обеспечивает искусственное сопротивление движению трактора. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными, ленточными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней цилиндрической поверхности вращения, в ленточном - на наружной, в дисковом - на боковых поверхностях вращающегося диска.
По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные).Первые действуют на ступицу колеса, вторые на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные - в стояночной.
Стояночный тормоз трактора МТЗ-80 дискового типа расположен с правой стороны заднего моста рядом с основным (рабочим) тормозом. Его приводят в действие рычагом 1 (рисунок 37).
установленным в кабине трактора. Тормоз сухой, дисковым, состоит из кожуха 7, двух стальных соединительных 10 и двух чугунных нажимных 8 дисков, тяг и рычагов. Кожух привернут болтами к корпусу заднего моста. Соединительные диски имеют внутри шлицевые отверстия, которыми они установлены на шлицы хвостовика ведущей шестерни конечной передачи.
|
Рисунок 37 - Тормоза дискового типа трактора МТЗ-80: а - стояночный; б - основной; в - составные части; г, л - тормоз выключен и включен; 1 - рычаг; 2 - зубчатый сектор; 3 - защелка; 4 - ось промежуточного рычага педали; 5 - регулировочный болт; 6 тяги; 7 - кожух; 8 - нажимные диски; 9 - хвостовик ведущей шестерни конечной передачи; 10 - соединительный диск; 11 - рычаг педали; 12 - защелка педали; 13 тяга включения защелки педали; 14 - шарик: 15 пружина
Соединительные диски снабжены с обеих сторон фрикционными накладками. Внутри нажимных дисков, соединенных пружинами 15, уложены пять шариков 14, которые входят в углубления дисков.
Если переместить рычаг 1 на себя (по рисунку - направо), то нажимные диски 8 поворачиваются тягами 6 в разные стороны, отходят один относительно другого и прижимают соединительные диски 10 к неподвижным плоскостям кожуха и крышке стакана подшипников. Под действием силы трения соединительные диски удерживают от вращения ведущую шестерню конечной передачи и колеса трактора.
Рабочие тормоза трактора служат для быстрого останова и выполнения крутых поворотов. Поэтому они установлены на каждую полуось.
По конструкции стояночный и рабочие тормоза дискового типа рассматриваемого трактора одинаковы.
При движении трактора соединительные диски 10 (см. рисунок 37) вращаются вместе с ведущими шестернями. Если нажать, на педаль тормоза, то нажимные диски 8 прижмут вращающиеся соединительные диски к неподвижным стенкам кожуха 7. 11од действием силы трения соединительные диски останавливаются вместе с ведущей шестерней 6 конечной передачи, притормаживая соответствующее ведущее колесо. В этом положении педаль можно удерживать длительное время с помощью защелки 12 (см. рисунок 37) горного тормоза.
|
В рабочей тормозной системе тракторов ЛТЗ-55 применяют ленточные механизмы. При нажатии на педаль тормоза лента 6 (см. рисунок 15) прижимается к шкиву 5, в результате чего затормаживаются полуось 8 и ведущее колесо.
Основные части ленточного тормоза (рисунок 38) - это тормозной шкив 9, тормозная лента 10 и привод управления. Шкив соединен с фланцем вала тормоза заклепками. Другой конец вала (полуоси) входит шлицами в полуосевую шестерню дифференциала. Тормозной шкив соединяет вал тормоза с ведущим валом конечной передачи. При торможении шкива тормозится и конечная передача с ведущим колесом.
Рисунок 38 - Ленточный тормоз: 1 - педаль тормоза; 2 тяга;
3 - пружина педали; 4 - рычаг тормоза; 5 - регулировочная тяга;
6 - гайка; 7 - рычаг тормозной ленты; 8 - палец ленты; 9 - тормозной
шкив; 10 - тормозная лента; 11 - регулировочный винт;
12 - рукав (корпус) тормоза
К тормозной ленте со стороны шкива приклепана фрикционная накладка, увеличивающая силу трения между шкивом и лентой во время работы тормоза.
Верхний конец ленты 10 через палец 8 соединен с рычагом 7, нижний - с регулировочной тягой 5. На конце оси рычага тормозной ленты, выходящем из рукава, закреплен рычаг 4, связанный с педалью I тормоза через тягу 2.
Нажимая на педаль тормоза, поворачивают рычаг 4 вместе с осью и рычагом 7, который затягивает одновременно оба конца ленты вокруг тормозного шкива. Педали левого и правого тормозов расположены перед сиденьем тракториста, с правой стороны над полом. Для одновременного торможения обоих ведущих колес педали можно скреплять соединительной планкой.
|
Полный ход обеих педалей должен быть одинаковым и находиться в пределах 50...80 мм.
Привод тормозов. Привод предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия тормозные приводы разделяют на механические, пневматические и гидравлические.
Тормозная система прицепа трактора МТЗ-80 снабжена одним воздушным баллоном 3 (рисунок 39). Компрессор 1 имеет один цилиндр. Тормозной кран 7 управляет тормозами прицепа. Пневмопривод тормозов прицепа снабжен пневматическим переходником 16 для агрегатирования с трактором прицепа, оборудованного гидроприводом тормозов. Переходник представляет собой тормозную камеру колесного тормоза, шток которой воздействует на поршень главного цилиндра 15 гидросистемы тормозов прицепа.
Рисунок 39 - Схема привода тормозов тракторных прицепов: а - пневмосистема фактора; б - пневмопривод прицепа; в - гидропневматический привод прицепа; 1 - компрессор; 2 - регулятор давления; 3 воздушный баллон; 4 - манометр; 5 - разобщительный кран; 6, 11 воздухопроводы; 7 тормозной кран; 8 педаль тормоза; 9 соединительная головка; 10- колодка колесного тормоза; 11 -тормозная камера; 12 рычаг; 13 воздухораспределительный клапан; 14 воздушный баллон прицепа; 15 - главный тормозной цилиндр прицепа; 16 пневматический переходник: 18 - рабочий цилиндр: 19- поршни: А. Б - полости тормозной камеры
Порядок срабатывания тормозов транспортного агрегата таков: сначала на прицепе, затем на тракторе. Когда трактор агрегатируют с прицепами, оборудованными пневматическими тормозами, на шток пневматического переходника 16 надевают колпачок и управляют тормозами прицепа через соединительную головку 9.
Соединительная головка, связывающая воздухопроводы трактора и прицепа, состоит из корпуса, обратного клапана с пружиной и крышки. В случае отсоединения прицепа от трактора на ходу соединительная головка разъединяет шланги, а обратный клапан закрывает выход воздуха из пневмосистемы трактора.
В пневматическую тормозную систему тракторов входят также разобщительный кран 5, кран отбора воздуха, манометр 4 и трубопроводы. Разобщительный кран отключает тормозную пневмомагистраль прицепа от пневмосистемы трактора при работе без прицепа. Кран состоит из корпуса, конической пробки, пружины и рукоятки. Если рукоятка расположена вдоль корпуса кран открыт, поперек - закрыт.
Манометр 4, установленный на щитке приборов, необходим для проверки давления воздуха в пневмоприводе; он имеет верхнюю и нижнюю шкалы. По верхней шкале определяют давление воздуха в баллонах, по нижней - в тормозной камере во время торможения. При неисправном манометре эксплуатация трактора не разрешается.
4.2.2. Техническое обслуживание.
Безопасность движения трактора во многом зависит от исправности тормозов и умелого их использования.
При эксплуатации следует избегать частого и резкого торможения, чтобы не вызвать ускоренного изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок и барабанов. Неисправности тормозных систем приводят к неполному, неодновременному или непрекращающемуся торможению.
При выполнении регулировки ленточных тормозов следует убедиться в том, что тормозные педали находятся в исходном положении. Затем необходимо снять крышку корпуса (рукава) тормозов, ослабить контргайку и навернуть гайку 6 регулировочной тяги 5 (см. рисунок 38) до отказа. Отвернуть эту гайку на 3,5 оборота и проверить ход тормозной педали. Если величина хода соответствует рекомендации завода, затянуть контргайку.
После этого следует ослабить затяжку контргайки и завернуть до упора винт 11, расположенный внизу рукава, а затем отвернуть его на 3/4 оборота и завернуть контргайку. Далее нужно отрегулировать тормоз другого ведущего колеса так, чтобы ход педалей тормозов был одинаковым. По окончании поставить на место крышку корпуса.
Ежедневно в начале работы проверяют действие тормозной системы. В конце работы удаляют конденсат из баллона пневмо-системы, открыв сливной кран.
При ТО-2 проверяют и при необходимости регулирую! свободный ход тормозной педали и стояночный тормоз.
Для регулировки свободного хода педали ленточного тормоза служит гайка 7 (см. рисунок 21), регулировки тормоза дискового типа - болт 5 (см. рисунок 37).
Эксплуатация трактора не допускается при следующих дефектах механического привода тормозов: заедании рычагов, рас-шплинтовке соединений, наличии трещин в деталях.
Контрольные вопросы рулевое
1.Из каких основных частей состоит рулевое управление?
2.Какие виды рулевых управлений вы знаете?
З. Из каких деталей состоит рулевой привод?
4. Каково назначение гидроусилителя рулевого управления?
5.Проследитепо рисунку 34 путь потока масла к муфте блокировки дифференциала.
6.Перечислите характерные неисправности рулевого управления.
7. В какой последовательности регулируют свободный ход рулевого колеса?
8.Как отрегулировать наклон рулевого колеса в ГОРУ?
9.Чем отличается гидрообъемное рулевое управление от других видов управления?
Контрольные вопросы тормозная система
1.Какие типы фрикционных тормозов вы знаете?
2.Какие приводы тормозов применяют на тракторах?
3.Назовите составные части пневмопривода тормозов.
4.Перечислите возможные неисправности тормозных систем. 5.Какова последовательность действий при регулировке ленточного тормоза?