Низкие цены нужны лишь потребителям
Л. С. Беляев, доктор технических наук, О. В. Марченко, С. В. Подковальников, кандидаты технических наук, Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева, Иркутск
Цели не будут достигнуты
Цели реформирования электроэнергетики Российской Федерации сформулированы так: «Обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегической задачей реформирования выдвинут перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования...»
В процессе реформирования электроэнергетики предполагается, в частности:
• создание федеральной сетевой компании, единой системы диспетчерского управления и администратора торговой системы;
• создание нескольких генерирующих компаний в роли самостоятельных участников оптового рынка электроэнергии;
• преобразование ФОРЭМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии; на втором этапе реформы, через 5-6 лет, намечается прекращение регулирования тарифов на электрическую энергию (при сохранении регулирования тарифов на ее передачу и системные услуги).
Для потребителей электроэнергии (населения и всех отраслей экономики) желательны как можно более низкие цены на нее. В частности, на Западе основной целью перехода к рынку в электроэнергетике было снижение цен. Об этом следует помнить, так как переход к рынку стал зачастую восприниматься как самоцель.
В соответствии с отмеченными выше целями реформирование должно проводиться в интересах потребителей электроэнергии (экономики и социальной сферы).
|
Самой же электроэнергетической отрасли, естественно, выгодны как можно более высокие цены. Они должны обеспечивать устойчивое функционирование и развитие электроэнергетики, в том числе строительство новых электростанций (для замены устаревших и для обеспечения прироста электропотребления).
Механизм повышения цен будет при этом сугубо рыночным - через создание дефицита электроэнергии со всеми вытекающими последствиями. В результате цели, поставленные правительством, не будут достигнуты.
Потребителей заставляют покрывать чужие расходы
После проведенной в начале 90-х годов приватизации (акционирования) были созданы РАО «ЕЭС России» и АО «Энер-го», представляющие собой естественные монополии, подлежащие регулированию со стороны государства. Им фактически безвозмездно были переданы основные фонды, вследствие чего они не должны никому выплачивать долги за сделанные ранее капитальные вложения. Это обстоятельство позволяет поддерживать в настоящее время очень низкие (по сравнению со странами Запада) цены на электроэнергию.
Регулируемая электроэнергетическая монополия (РАО «ЕЭС России» или АО «Энерго») представляет особый вид компании: она не вправе использовать средства, собираемые с потребителей, на какие-либо иные цели, кроме электро- и теплоснабжения. Со своей стороны, потребители должны оплачивать (из тарифов) все необходимые расходы компаний, обеспечивая рентабельность последних.
|
При самофинансировании в тарифы на электроэнергию (утверждаемые регулирующими органами) наряду с другими включаются две капитальные составляющие:
амортизационная, обеспечивающая простое воспроизводство (поддержание существующего уровня мощностей электроэнергетической системы), и
инвестиционная, гарантирующая расширенное воспроизводство (приросты мощностей), которая зависит от темпов роста электропотребления.
При сложившихся в России условиях (заниженная амортизационная составляющая тарифов; большой объем устаревшего оборудования, требующего замены или модернизации; спад электропотребления и др.) трудно четко выделить амортизационную и инвестиционную составляющие тарифа.
Поэтому удобнее объединить их в общую капитальную составляющую, за счет которой будет финансироваться все капитальное строительство, включая модернизацию и замену устаревшего оборудования действующих электростанций, а также строительство новых электростанций.
Согласно прогнозам исследований разных организаций (Энергетический институт им. Г. М. Кржижановского1, Институт энергетических исследований РАН2, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН3), среднегодовая потребность электроэнергетики России в капиталовложениях возрастет от 4-5 млрд дол. в 2005 г. до 12-16 млрд дол. в 2015 г. при росте электропотребления за тот же период от 850-1000 до 1300 млрд кВт.ч в год. Капитальная составляющая тарифа, обеспечивающая самофинансирование всего необходимого капитального строительства, будет равна к 2005 г. менее 0,5 цента за 1 кВт.ч, а к 2015 г. - чуть более 1 цента за 1 кВт.ч.
По данным Энергетического института им. Г. М. Кржижановского, полная стоимость производства электроэнергии в 2010 г. составит 2,4 цента за 1 кВт.ч (72 коп. по курсу 2002 г.); цена на оптовом рынке в европейской части России при самофинансировании отрасли будет равна 3,4 цента за 1 кВт.ч, а при переходе к конкурентному рынку снизится до 3 центов за 1 кВт.ч (прогноз Института энергетических исследований).