Неадекватные поведенческие реакции у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и пути их коррекции.




 

 

Наличие отклонений в психофизическом развитии школьников отрицательно влияет на развитие интеллектуальной сферы и общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

В процессе обучения и воспитания обучающихся трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения и несформированность потребности в таком общении; завышенная или заниженная самооценка; негативное восприятие других людей.[2]

 

 

Какие же особенности подростков с умственной отсталостью способствуют появлению нарушений поведения?

ü Память отличается замедленностью и непрочностью, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Подросткам сложно вспомнить обобщенные словесные объяснения.

ü Нарушения эмоционально-волевой сферы: неустойчивость эмоций; состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами; переживания их поверхностны; у некоторых ребят эмоциональные реакции неадекватны ситуации.

ü Волевая сфера у подростков также имеет свои особенности. В деятельности чаще наблюдается подражание и необдуманные поступки, недостаточно развита целенаправленной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

ü Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям, воздействиям. Такие дети легко внушаемы, их легко подговорить, обидеть близкого или слабого человека, сломать чужую вещь. Наряду с этим они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чём просят.

Какие же неадекватные поведенческие реакции подростков мы наблюдаем?

Побеги из дома и бродяжничество.

Побеги из дома не обдуманы, не планируются и не готовятся, часто

совершаются под давлением сверстников и старших. Дети ночуют в

подвалах, на чердаках, на вокзалах. Они подвергают себя опасности, не способны себя обеспечить едой, без достаточных оснований доверяют незнакомым людям. Почувствовав полную свободу, они совершают кражи, занимаются попрошайничеством, употребляют алкоголь и наркотики попадают под влияние криминальных группировок.

 

Агрессия.

Агрессия как правило жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией отмечается и вербальная агрессия. Агрессивные дети очень редко признают свои ошибки, отказываются соблюдать правила, они могут быть мстительными. Еще одним признаком наличия агрессии у ребенка являются вспышки гневной реакции на действия окружающих, которые ребенку не пришлись по нраву.

 

Аутоагрессия (агрессия по отношению к самому себе)

Аутоагрессия возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы.

 

Повышенная нервная возбудимость.

Она развивается, если человек подвержен частым стрессам, недосыпу, раздражению и нервозности. Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми.

 

Грубость.

Грубость выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в состоянии раздражения, разочарования

 

Недисциплинированность.

Недисциплинированность проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений, просьб и нежеланием обслуживать себя.

 

Отказ от обучения.

Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные задания,

затем появляется тенденция избегать под благовидными предлогами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий.

Патологически измененные влечения (игромания, алкоголизм и др.)

Наиболее часто выявляются агрессивные садистические проявления

Другие патологически измененные влечения- клептомания (патологическая склонность к воровству) и пиромания (патологическая склонность к поджогам) встречаются реже.

 

Воровство.

Воровство у мальчиков отмечается в два раза чаще, чем у девочек. Старшие воруют более ценные вещи и делают это нередко совместно с другими. Дети первоначально выполняют пассивную роль, поддаваясь уговорам старших. В дальнейшем некоторые подростки сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Как правило, в процессе любого воровства или грабежа подростки берут малоценные безделушки, а не дорогостоящие вещи. Они не могут распорядиться попавшими в их руки вещами, бросают, выменивают с убытком или отдают случайным людям.

 

Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение.

Такое поведение наблюдается у умственно отсталых девочек чаще, чем у мальчиков. Эти девочки мастурбируют, обнажаются, стремятся к лицам противоположного пола в состоянии сексуального возбуждения, рассказывают о своем сексуальном опыте. Подобное поведение может быть обусловлено совращением, развращением, подражанием и принуждением.

 

Какие рекомендации можно дать родителям подростков с нарушениями в поведении?

o Родителям необходимо уделять подростку как можно больше внимания, проводить с ним больше времени. Налаживание межличностных отношений с родными в семье позволит подростку почувствовать свою нужность, включенность в семью, защищенность, что будет способствовать снижению уровня тревожности и агрессии.

o Ни в коем случае нельзя физически и психологически наказывать подростка или повышать на него голос. Подобные меры воздействия будут вызывать негативные эмоции, способствовать повышению уровня тревожности и агрессии.

o Родителям совместно с подростком необходимо составить четкий распорядок дня (время приема пищи, прогулок, игр). Так подросток будет не только учиться структурировать свою деятельность, но и нести ответственность за взятые на себя обязательства. Расписание нужно поместить так, чтобы подросток мог его постоянно видеть.

o Приказы и наказания могут вызывать либо гнев подростка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев подростка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто, медленно выполнять указания родителей.

o Следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка — "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, занятие музыкой, спортом, и т.д. [3]

В завершение своего выступления хочу вас познакомить с простыми упражнениями, которые можно выполнять вместе с ребенком, когда он чувствует переутомление или перед сном.

· Соединить руки перед грудью и медленно, но не сильно жать на ладони (повторить 7-8 раз).

· Помассировать каждый палец на руке по направлению от ладони к фаланге (1-2 раза).

· Соединить за спиной руки в замок (2-3 раза).

· Энергично растереть мочки ушей, потянуть мочку вниз, надавив на нее несколько раз (повторить 1-2 раза).[1]

 

Благодарю за внимание!

 

 

Использованная литература

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.

2. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: Пособие для учителей и родителей.- СПб.: филиал изд.-ва «Просвещение», 2006.-302 с.

3. Макаров И.В. Умственная отсталость у детей и подростков. Клинические рекомендации (протокол лечения). Электронный ресурс. Режим доступа:

https://psychiatr.ru/download/2303?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A3%D0%9E..pdf

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: