Статистика
Методические указания по выполнению расчетно-графической работы
для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»
очной формы обучения
Кострома
КГТУ
УДК 311 (075)
Мироненко, О. В. Статистика: метод. указания / О. В. Мироненко. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2015. – 13 с.
В методических указаниях представлены задания для выполнения расчетно-графической работы и рекомендации по их выполнению по дисциплине «Статистика» по разделу «Теория статистики», содержится список рекомендуемой литературы.
Предназначены для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» очной формы обучения.
Рецензент: Н. Б. Смирнова, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления КГТУ.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ
Ó Костромской государственный технологический университет, 2015
Предисловие
В процессе выполнения расчетно-графической работы по дисциплине «Статистика» студенты должны получить и показать навыки обработки статистической информации, применения методов статистики, расчета статистических показателей в программе Microsoft Excel; показать умение составлять статистические отчеты в программе Microsoft Word, путем отображения и переноса в них информации, полученной в программе Microsoft Excel.
Расчетно-графическая работа выполняется в электронной и печатной формах. Название электронной папки файла должно содержать аббревиатуру «РГР Статистика», фамилию и инициалы, номер группы студента, выполнившего работу. В папке должны быть представлены два файла:
- файл в программе Microsoft Excel, в котором выполнялись все расчеты;
|
- файл в программе Microsoft Word, в котором должен содержаться окончательно оформленный отчет по расчетно-графической работе.
Все расчеты и построения выполняются в программе Microsoft Excel. Отчет составляется в программе Microsoft Word. После завершения выполнения заданий необходимо осуществить перенос данных из программы Microsoft Excel в программу Microsoft Word. Для этого следует воспользоваться функциями панели Microsoft Word: «Вставка» – «Объект» – «Объект…». В окне «Вставка объекта» выбрать «Создание из файла». Далее при помощи команды «Обзор» выбрать нужный файл. Отметить галочкой «Связь с файлом» и нажать «ОК».
При оформлении расчетно-графической работы необходимо соблюдать следующие требования:
- выполненные задания приводятся в последовательности, указанной в методических указаниях;
- перед решением необходимо привести условие задания;
- в работе должен быть указан порядок ее выполнения;
- таблицы и рисунки в работе должны быть пронумерованы и иметь название;
- заголовочная часть таблиц должна иметь текстовый формат. Для этого примените функции панели Microsoft Excel: «Шрифт» – «Формат ячеек»: «Число» – «Текстовый»; «Выравнивание» – «По центру»; «Выравнивание» – «Отображение» – «Переносить по словам» и «Объединение ячеек»;
- все ячейки с данными должны иметь числовой формат. Для этого примените функции панели Microsoft Excel: «Шрифт» – «Формат ячеек» – «Число» – «Числовой»;
- в расчетно-графической работе должны быть приведены пояснения к порядку расчета показателей с помощью программы Microsoft Excel;
- результаты расчетов должны характеризоваться соответствующими единицами измерения и выводами.
|
Задание 1. Группировка статистических данных. Средние величины
По группе студентов, обучающихся по направлению «Экономика», имеются следующие данные о платности обучения и об оценках, полученных в ходе обучения предмету «Статистика», представленные в приложении (табл. П1).
На основе представленных в табл. П1 данных выполните следующие задания.
Выполните группировку студентов по платности обучения. Укажите вид полученного ряда распределения, изобразите его графически.
Для выполнения задания создайте книгу Microsoft Excel. Перенесите на Лист 1 книги данные столбцов 1 и 2 табл. П1. В табл. 1.1 «Данные о платности обучения студентов» не следует указывать нумерацию столбцов.
Таблица 1.1
Данные о платности обучения студентов
№ п/п | Платность обучения |
Выделите данные (без названия) и примените к ним следующие функции панели Microsoft Excel: «Главная» – «Сортировка и фильтр» – «Настраиваемая сортировка» – «Сортировать по (выбрать столбец В)» – «ОК». В результате будет выполнена сводка данных по признаку платности обучения.
Для группировки данных выделите табл. 1.1 полностью и примените к ней следующие функции панели Microsoft Excel: «Данные» – «Промежуточные итоги» (в качества признака выбрать платность обучения, в строке «Операция» указать «Количество», поставить отметку в строке «Итоги под данными»). В результате будет получен ряд распределения с указанием общего количества студентов каждой группы по признаку платности обучения. Оформите его в виде табл. 1.2 «Группировка студентов по платности обучения» с использованием функции автозаполнения ячеек.
|
Таблица 1.2
Группировка студентов по платности обучения
Платность обучения | Количество студентов, чел. | Доля студентов, % |
Бесплатно | ||
Платно | ||
Итого |
Для расчета доли студентов (до целых) в столбце 3 табл. 1.2 необходимо ввести формулы расчета относительной величины структуры. Для ввода формулы после входа в ячейку необходимо поставить знак «равно», далее ввести предусмотренные формулой действия с данными о количестве студентов и нажать клавишу <Enter>.
Полученный ряд распределения изобразите графически в виде двух круговых диаграмм, построенных по количеству и по доле студентов. Для этого используйте следующие функции панели Microsoft Excel: «Вставка» – «Круговая». Вид круговой диаграммы выбрать самостоятельно. Диаграмма должна содержать название, подписи данных, легенду. Изменять диаграмму можно с помощью функции панели Microsoft Excel: «Макеты диаграмм».
Рассчитайте по формуле средней арифметической простой средний балл каждого студента и средний балл группы студентов. Определите показатели моды и медианы. Расчеты выполните с точностью до сотых.
Создайте Лист 2 книги. Перенесите на Лист 2 данные столбцов 1 и 3 табл. П1. В табл. 1.3 «Расчет индивидуального и общего среднего балла студентов» не следует указывать нумерацию столбцов.
Таблица 1.3
Расчет индивидуального и общего среднего балла студентов
№ п/п | Оценки | Средний балл студента | |||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | ||
Средний балл группы студентов |
Для определения среднего балла каждого студента по формуле средней арифметической простой необходимо встать на ячейку, для которой рассчитывается среднее значение. Далее используйте следующие функции панели Microsoft Excel: «Формулы» – «Статистические» – «СРЗНАЧ». В открывшемся окне «Аргументы функции» в строке «Число 1» укажите диапазон оценок конкретного студента (например, C3:H3) и нажмите «ОК». Полученную для студента № 1 формулу можно скопировать для оставшихся 19 студентов следующим образом: встать на ячейку с формулой; применить функцию «Копировать»; выделить ячейки, в которые нужно вставить аналогичную формулу; применить функцию «Специальная вставка» – «Формулы».
Для определения среднего балла группы студентов по формуле средней арифметической простой применяется аналогичный порядок. При этом в строке «Число 1» указывается диапазон оценок всех студентов (например, C3:H22).
Определите показатели Моды и Медианы по исходной совокупности оценок студентов группы. Для этого используйте следующие функции панели Microsoft Excel: «Формулы» – «Статистические» – «МОДА» и «МЕДИАНА».