Методические указания по написанию, оформлению эссе.
1. Почему важно научиться писать эссе. Написание эссе является одной из составных частей Болонской системы образования, которая недавно вступила в силу в нашей стране. Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение, магистратуру, аспирантуру или трудоустройстве), важным элементом учебного процесса. Кроме того, в последнее время появляются всё больше программ на конкурсной основе, одной из составляющих которых является написание эссе.
2. Что такое эссе. Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" — попытка, проба, очерк, от латинского "exagium" — взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Эссе студента — это самостоятельная письменная работа, которая содержит рассуждения автора по поводу определенной проблемы или ситуации. В отличие от других видов письменных работ, в эссе не пересказывается содержание темы, на которую оно пишется. Обычно, эссе – это попытка студента объяснить свою точку зрения, поэтому ему присущи образность,креативность. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу, проблеме или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Главное – собственная позиция и ее аргументация.
3. Цель эссе. Она состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть литературным стилем речи.
4. Выбор темы эссе. Темы определяются преподавателем. Т ема может быть предложена студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем. При этом тема не должна инициировать изложение понятий или мнений авторитетных ученых, ее цель — побуждать к размышлению, то есть она должна содержать в себе вопрос, проблему. Студент пишет эссе по любой из нижеперечисленных тем, которые выбраны на основании Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, утвержденной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и курса «гражданское право». Не надо распределять темы. Студенты курса пишут эссе по любой наиболее близкой им теме, могут выбирать одну и ту же тему. При этом содержание эссе всегда различно, так как оно выражает субъективное отношение автора к конкретной проблеме или вопросу.
Темы эссе:
Следует ли включать в ст. 1 ГК РФ принцип добросовестности?
2. Надо ли раскрывать содержание принципа добросовестности в ГК РФ?
Что должен включать в себя принцип добросовестности?
После включения в ст. 1 ГК будет ли применяться принцип добросовестности в экономическом обороте?
Какие проблемы возникнут при реализации нормативно закрепленного принципа добросовестности в судебной практике?
Какие проблемы возникнут при реализации нормативно закрепленного принципа добросовестности в экономическом обороте?
Выиграет ли потребитель от нормативного закрепления принципа добросовестности?
Что необходимо сделать, чтобы принцип добросовестности реально применялся в экономическом обороте?
Применяется ли сегодня принцип добросовестности в экономическом обороте?
Применяют ли сегодня суды принцип добросовестности при разрешении споров?
Отличается ли российская конструкция принципа добросовестности от аналогов в развитых зарубежных странах?
Достаточно ли нормативно закрепить принцип добросовестности, чтобы изменить российскую экономическую ситуацию?
Почему принцип добросовестности не был включен в ст. 1 ГК РФ при принятии части 1 Кодекса в 1994 году?
Следует ли включать в ст. 2 ГК РФ корпоративные отношения?
Надо ли давать понятие «корпоративные отношения» в ГК РФ?
Существуют ли сегодня корпоративные отношения (как они понимаются цивилистами) в Российской Федерации?
Отличается ли российская конструкция понятия «корпоративные отношения» от аналогов в развитых зарубежных странах?
Последует ли какой-либо практический результат от включения корпоративных отношений в предмет Гражданского права?
Есть ли риск от того, что предложение о включении в гражданское законодательство корпоративных отношений останется не реализованным?