Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней, воспринимающих силу давления газов, во вращательное движение коленчатого вала. В состав механизма входят картер двигателя, цилиндр или блок цилиндров с головкой, поршни с пальцами, шатуны, коленчатый вал, маховик и картер маховика.
Рис. Неподвижные детали кривошипно-шатунного механизма дизеля
Картер 9 служит остовом, на котором крепятся и в котором устанавливаются отдельные детали и механизмы двигателя.
Группа цилиндров, выполненная в общей отливке, называется блоком цилиндров. Картер может быть выполнен как одно целое с блоком цилиндров или иметь обработанную верхнюю плоскость, на которой устанавливаются цилиндры, отлитые отдельно (обычно у двигателей с воздушным охлаждением). Общая отливка блока цилиндров 10 с картером 9 называется блок-картером. К нижней части блок-картера крепится болтами штампованный из стали или реже литой поддон картера 7, который является резервуаром для масла.
Для уплотнения между ними устанавливается картонная или пробковая прокладка 8. В нижней части поддона имеется отверстие с пробкой для слива масла. Пробка современных двигателей снабжается магнитом для улавливания металлических частиц, попавших в масло в результате износа деталей. В поддоне картера имеются перегородки, предотвращающие быстрое отекание масла в одну сторону при движении по пересеченной местности.
В передней и задней стенках нижней части блок-картера, а часто и в средних перегородках его размещаются коренные подшипники коленчатого вала, Крышки коренных подшипников — съемные и крепятся к картеру двумя или четырьмя болтами. Правильная установка крышки подшипника на место при сборке осуществляется установочными штифтами или направляющим пазом. Число коренных подшипников зависит от количества цилиндров, типа двигателя, частоты вращения коленчатого вала и ряда других причин. Для уменьшения трения и износа рабочих поверхностей вала и самого подшипника последние снабжены вкладышами, залитыми антифрикционным сплавом. Параллельно оси коренных подшипников коленчатого вала в отверстиях блок-картера расположены подшипники распределительного вала. В картере сделаны каналы, через которые осуществляется подвод смазки. Плоскость разъема картера у некоторых карбюраторных двигателей располагают ниже оси коленчатого вала, что повышает жесткость картера. К передней части блока цилиндров крепится крышка распределительных шестерен. К задней части блока присоединен картер маховика.
|
На верхней фрезерованной части блока 10 или отдельно изготовленных цилиндров шпильками 11 и гайками или болтами укрепляют головку цилиндров 1. С целью уплотнения от прорыва газов между головкой и блоком ставится сталеасбестовая прокладка 3.
Блок-картеры У-образных восьмицилиндровых двигателей в изготовлении более сложны, однако обладают рядом преимуществ по сравнению с блок-картерами однорядных двигателей.
Такие блоки более жестки, меньше подвергаются деформациям, влияющим на износ деталей. Двигатели с У-образным расположением цилиндров короче и легче однорядных двигателей (при одинаковой мощности), что дает возможность уменьшить базу автомобиля или трактора и их общую массу.
|
Топливная система
Судовая топливная система должна обеспечить приемку, хранение, перекачку и подготовку к сжиганию в дизелях топлив.
Система включает танки запаса 16, приемный фильтр грубой очистки 17, топливоперекачивающие насосы 18, которыми осуществляется перекачка топлива из одних танков в другие, а также подача топлива в отстойные цистерны 19.
Для того чтобы можно было использовать дешевые тяжелые топлива, обладающие повышенной вязкостью и высокой темпера турой застывания, танки запаса оборудуют паровыми змеевиками общего или местного подогрева, а топливопроводы изолируют и иногда снабжают паровыми спутниками.
Принципиальная схема топливной системы при работе
Из отстойных цистерн или непосредственно из танков насосами сепараторов топливо подается в сепараторы 21, предварительно нагреваясь в подогревателе 20.
Отсепарированное топливо вторым насосом сепаратора подается в расходные цистерны тяжелого топлива 3, в которых осуществляется его вторичное отстаивание.
Из расходных цистерн топливо самотеком через смесительную цистерну 4 и фильтр грубой очистки 12 поступает к топливопод- качивающим насосам 13, которые подают топливо через подогреватели 14 и фильтр тонкой очистки 8 к насосам двигателя. Избыточное топливо из насосов высокого давления 11 перепускается в смесительную цистерну 4, воздушная трубка которой снабжена газовой ловушкой.
Высокое давление [4—7 кгс/смг (0,4—0,7 МПа)] в магистрали за топливоподкачивающими насосами, поддерживаемое с помощью клапана постоянного давления 10, и наличие рециркуляции препятствуют образованию на всасывании у насосов высокого давления газовоздушных пузырьков. Постоянная циркуляция топлива и наличие смесительной цистерны 4 предотвращают также возможность застывания топлива в трубах в случае внезапной остановки двигателя. Параллельно с цистернами 3 в систему включены расходные цистерны дизельного топлива 2, из которых топливо расходуется на вспомогательные дизели, а при переключении крана 7 может подаваться в смесительную цистерну 4 и далее к топливным насосам главного двигателя (5 и 9 — трубопроводы).
|
Для промывки системы и заполнения ее более легким топливом на период длительной стоянки заблаговременно, за 20—30 мин до прихода судна в порт, необходимо перейти на дизельное топливо.
Для измерения расхода топлива на двигатель в топливопровод за расходными цистернами врезан расходомер 6. Автоматический регулятор вязкости 15 служит для поддержания заданной вязкости топлива перед двигателем. Его исполнительный механизм управляет подачей пара в подогреватели 14.
Топливная система дизеля, работающего на легком топливе: из расходной цистерны 1 топливо самотеком поступает к сдвоенным фильтрам 2, затем через магнитный фильтр 3 направляется к топливным насосам высокого давления (ТНВД) 4, которые приводятся в действие от кулачных шайб 7 распределительного вала. ТНВД соединяются с форсунками 6 стальными толстостенными трубами 5. Во время нагнетательного хода плунжеров ТНВД только часть топлива подается к форсунке, остальное по трубе возвращается в расходную цистерну. Бачок 8 служит для сбора топлива, просочившегося через неплотности ТНВД. Топливо, просочившееся через неплотности запорного устройства форсунки, собирается в корпусе форсунки и по трубе отводится в приемную полость фильтра 2.