При подходе толкача к составу обращают внимание на занятость другими судами акватории в районе стоянки последнего, способ удержания состава на стоянке (на якорях, на бочке, ошвартован к берегу или причалу), силу и направление ветра и течения, готовность членов команды к швартовке.
При отсутствии ветра и течения подход толкача к составу особых затруднений не представляет и может осуществляться сразу к транцу кормы последней баржи (секции).
Если состав учаливают посредством автосцепа,., толкач должен подойти к барже строго по линии ДП своей и баржи.
Гораздо сложнее осуществлять маневр подхода толкача и сцепку с составом при сильном ветре и течении (рис. 122). Прямой подход возможен только в том случае, если состав стоит неподвижно, в уравновешенном положении (по отношению к ветру и течению) и имеется свободный доступ для подхода к корме баржи. В этом случае судоводитель должен при подходе к составу учесть дрейф толкача под действием ветра, силу течения, режим работы движителей.
Рис. 122. Схема привала и учалки толкача с составом при сильном ветре и течении
В остальных случаях толкач сначала подходит к барже (секции)
состава (см. рис. 122, положения I и II), после подачи швартова развернуть сос тав в направлении ветра и течения (или с их учетом), затем подогнать автосцепные устройства при работе движителей враздрай или посредством подачи поперечного троса, выбираемого шпилем либо брашпилем (положения III и IV).
Привально-швартовные маневры буксировщиков.
Буксировщик может подходить к составу двумя способами. Первый заключается в швартовке бортом к барже первого счала, ближе к носовой ее части, подаче с буксировщика буксирного троса, выбирании его на баржу и креплении за кнехты. Второй способ — это постановка буксировщика на якорь выше первого счала состава, потрав-ливание якорной цепи, сплытие кормой назад к носовой части баржи первого счала, подача кормового швартова на баржу, а затем — буксирного троса на кнехты баржи. Если первый счал барж учален в два пыжа, то корму буксировщика ставят в середину между баржами, после чего на них подают тросы, крепят их за кнехты и пропускают через уши. После выравнивания тросы соединяют замком с коренным буксирным тросом.
|
Если состав стоит ошвартованным у причала или берега, буксировщик подходит бортом к первой (головной) барже, а при пыжевом счале становится несколько выше барж, затем корму буксировщика устанавливают между баржами первого счала и учаливают их.
Рис. 123. Схемы подведения состава к причалу на коротком буксирном тросе и под бортом
Буксируемый состав подводят к причалу обычно на коротком буксирном тросе (рис. 123, а), чем достигается лучшая управляемость. Очень важно при этом не допустить удара барж о причал. Для этого при безветренной погоде состав подводят к причалу против течения под углом 10—15° (положения I и II). Когда до места швартовки остается 30—50 м (в зависимости от массы состава и. скорости течения), ход убавляют, и состав идет по инерции. Буксировщик уклоняется в противоположную причалу сторону. При приближении головной баржи к причалу на короткое время набивают буксирный трос, отводят носовую часть баржи от причала и одновременно подают носовой швартов на причал (положение III). После полной остановки состава с баржи подают и крепят остальные швартовы (положение IV).
|
Отдельные баржи состава могут быть подведены к причалу под бортом буксировщика (рис. 123, б).
Для этого буксировщик выводит баржу с рейда (положение I) и следует к причалу средним ходом (положение II). Не доходя 30—50 м до причала, баржу выравнивают параллельно причалу, переключают движители на режим работы вразд-рай (положение III). Далее стремятся держать носовую часть баржи на ветер, чтобы плавно наваливать ее на причал кормовой частью (положение IV). После этого баржа прижимается ветром к причалу и с нее подают швартовы (положение V).