Глава 2. Образ женщины на страницах женских изданий




 

Что же собой представляет женщина, показанная СМИ? Каковы ее нормы, ценности, идеалы, стремления? Из чего состоит ее образ? Хотелось бы рассмотреть эту проблему в ретроспективе. Бетти Фридан, исследуя образы женщин на страницах журналов получила, следующие результаты.

"Образ, проступающий со страниц... журнала, - образ молодой и раскованной женщины, воздушной и женственной, пассивной, веселой и довольной своим миром спальни и кухни, секса, детей и дома". Ее "единственная страсть, единственное стремление, единственно допустимая цель - поиски мужчины". Работающая женщина "умна, хорошо образованна, честолюбива, привлекательна, но ее изображают "неудачницей" и до такой степени "маскулинизированной" своей работой, что ее ущемленный, слабохарактерный, пассивный муж, безразличен к ней как к женщине".

Ричард Харрис «Психология массовых коммуникаций». - СПб., 2003 год.

В любом случае, женщина подается через призму отношений к мужчине. Мужчина же как обычно активен, профессионален, доминирует над женщиной (чаще) или же слегка задавлен "маскулинизированной" женой (реже), что активно осуждается обществом.

Исследование женского образа в прессе было проведено Н.И. Ажгихиной, которая отмечает, что психологическая наполненность этих образов настолько отвечает идеологии времени, что способна формировать нужного обществу человека. Так, в дооттепельные годы пресса представляет женщину с активной жизненной позицией, которой советская власть дала равноправие, что, в сущности, является лишь рекламой этой власти.

В период "оттепели" в прессе помимо официального ("Правда" все еще превозносит женщину-работницу) складываются еще два направления в понимании женского предназначения. Направление, ориентированное на западные тенденции в качестве идеала предлагает "буржуазный" типаж - модную, симпатичную, интересующуюся лишь своей личной (но не в коем случае не общественной) жизнью женщину, подчеркнуто зависимую от мужчины. Патриархальное направление идеализирует "традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой".

Характерной чертой прессы 70-х - 80-х гг. ("Юность", "Новый мир") является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности. Появляются мнения о том, что нужно вернуть женщину к ее "истинному предназначению". Эта идея была поддержана в период перестройки. "На место "работницы и матери"... пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель "без комплексов" - фактически эти два образа и стали сегодня доминирующими, "официальными" во всей почти без исключения российской журналистике".

Но, конечно же, нельзя сравнивать прессу двадцатилетней давности и современную. Это раньше женские журналы были серые. И выбор невелик: "Крестьянка", "Работница" и их аналоги на языках союзных республик (нарпимер, "Рядянська жинка" на украинском или "Работница и селянка" на белорусском). А сейчас... воистину "глянцевый рай": и выбор огромен, и качество довольно приличное. Журналы манят читателей, ну просто магнитом притягивают. Это уже не просто совокупность кулинарных рецептов, выкроек, рекламы, интервью и полезных советов, это - стиль жизни, особый круг интересов.

И мы решили окунуться в этот "глянцевый рай", взглянуть на современницу, что проступает со страниц женских массовых изданий. А так как диапазон журналов непомерно велик, то ограничились наиболее популярными, коими являются "Лиза", "Соsmopolitan" и "Крестьянка".

Если же говорить о предназначении женщины, то здесь существует достаточно четкое разделение. Здесь наиболее часто встречаются два варианта. Это или счастливая жена патриархального уклада или эмансипированная, но неудачливая в личной жизни, предпринимательница.

У женщины две цели, которые различаются от ее статуса. Если она не замужем, то ее основная цель - привлечение мужчины. Для достижения этой цели журналы обильно снабжают нас советами типа "женщина должна быть прежде всего красивой" (Крестьянка № 11, 2011) или советуют "понаблюдать за знакомыми женщинами, которые нравятся мужчинам" (Соsmopolitan, № 5, 2010). Ну, а если и это не помогает, то остается "носить кофточки... с пуговками спереди, чтобы у мужчин возникла мысль о том, как... ее расстегнуть" (Крестьяна, № 8, 2010). Самое же главное - "никогда не нужно забывать о том, что вы женщина" (Соsmopolitan, № 5, 2010). Кроме того, для особенно непонятливых читательниц даются пояснения типа "слабому полу пристало лукавить" (Лиза, №2, 2011) или уточняетя, чем женщина отличается от мужчины: "дело мужчины - домогаться, дело женщины - нравиться, флиртуйте, кокетничайте, завоевывайте" (Лиза, № 11, 2011).

Если же женщина замужем, то для нее главное - сохранение и укрепление семьи. "У нас хранители древних традиций - женщины" (Соsmopolitan, № 6, 2010). Чтобы укрепить семью, "женщинам надлежит оставаться ровными и спокойными, нежными и терпеливыми, что бы им это не стоило" (Лиза, № 7, 2010). Для достижения этих целей женщина проявляет недюжинную активность и решительность, в ситуациях же связанных с реализацией в макросреде она этих качеств не проявляет. Правда, усилия женщины еще направлены на самопрезентацию, самоукрашение (наши героини ради любви истязают свое бедное тело, делая липосакцию, перманентный макияж, ставя силиконовую грудь). Последствием этих действий является роль сексуального объекта, коей, собственно и добивались.

Женщина, как правило, является жертвой ситуации, в конфликтной ситуации она склонна к компромиссу, зависима, в семье ориентирована на других, эмоциональна. Женщина спешит домой, "чтобы не пропустить время детской укладки" (Крестьянка, № 9, 2010), а чтобы избежать конфликта она "оставляет принятие решений за мужем -... так делала ее мама" (Лиза, №7, 2011) Как правило, этот образ поощряется прессой, порой возводится в ранг идеального. Это образ счастливой женщины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: