Практическое занятие № 7
Тема: «Устройство и работа приборов системы пуска».
Цель работы: Обобщить и закрепить полученные теоретические знания о назначении, устройстве и работе приборов системы пуска автомобильных двигателей, применять полученные теоретические знания при выполнении работы.
Организация работы и оборудование учебных мест.
Работа проводится на 2-х учебных местах:
Учебное место №1. Устройство электростартеров 29.3708 с одной опорой в крышке со стороны коллектора и электростартера СТ221.
Оборудование: Электростартер 29.3708 с одной опорой в крышке со стороны коллектора и электростартер СТ221.
Плакаты, учебная литература.
Учебное место №2. Устройство тягового электромагнитного реле, механизма привода стартера.
Оборудование: Тяговые реле, макет муфты свободного хода. Плакаты, учебная литература.
Время проведения работы – 80 минут.
Организация работы; проведение инструктажа по БЖД во время выполнения работы. [Инструкция по безопасности жизнедеятельности № 80 во время проведения занятий со студентами в лаборатории и кабинете «Электрооборудование автомобилей» №105] - 10 мин;
Работа на учебных местах – 2 х 20 минут – 40 мин;
Изменение учебных мест – 2 х 1- 2 мин;
Изменение учебных мест осуществляется по команде преподавателя:
УМ №1 – УМ №2
Уборка рабочих мест – 2 мин;
Защита работы – 18 мин;
Подведение итогов – 8 мин;
Теоретические сведения.
Устройство электростартеров
Автомобильные электростартеры отличаются по способу управления и возбуждения, типу механизма привода, способу крепления на двигателе и степени защиты от проникновения пыли и воды.
Рис. 4.5. Электростартер СТ221:
|
а –общий вид; б -детали стартера; 1 -шестерня привода; 2-муфта свободного хода; 3 -ведущая обойма муфты свободною хода; 4 - буферная пружина; 5-рычаг включения привода; 6 - крышка со стороны привода; 7 - возвратная пружина; 8 - корпус тягового реле; 9 - обмотка тягового реле; 10 - сердечник тягового репе; 11 - подвижная контактная пластина; 12 - неподвижный контакт; 13 - контактные болты; 14 - щеточная пружина; 15 -щеткодержатель; 16-коллектор; 17-крышка со стороны коллектора; 18 - вал якоря с винтовыми шлицами; 19- щетка; 20 - катушка обмотки возбуждения; 21 - полюс; 22 - корпус стартера: 23 - полюсный винт; 24 - якорь электродвигателя; 25 - упорное кольцо; 26 - регулировочная шайба; 27 - резиновые заглушки; 28 - тяговое реле; 29 - последовательная обмотка возбуждения; 30-параллельная обмотка возбуждения; 37 -защитная лента; 32 - тормозной диск; 33 - стяжная шпилька; 34 - ограничитель хода шестерни
По типу и принципу работы приводных механизмов выделяют стартеры с электромеханическим перемещением шестерни привода, которые получили наибольшее распространение.
Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, электромагнитного тягового реле и механизма привода. В стартер может быть встроен дополнительный редуктор.
Узлами и деталями электростартера, с электромеханическим включением шестерни, являются корпус 22 (рис. 4.5) с полюсами 21 и катушками 20 обмотки возбуждения, якорь 24 с обмоткой и коллектором 16, механизм привода с муфтой свободного хода 2, шестерней 1 и буферной пружиной 4, электромагнитное тяговое реле с корпусом 8, обмоткой 9, контактными болтами 13 с контактами 12, крышка 6 со стороны привода, крышка 17 со стороны коллектора и щеточный узел с щеткодержателями 15, щетками 19 и щеточными пружинами 14.
|
Вид А
1 2 3 8 9 10 11 12
Рис. 4.6. Корпус стартера СТ142-Б в сборе: 1- катушка; 2 - корпус; 3 - винт полюса; 4 - изоляционная втулка; 5, 6 - соответственно уплотнительная и изоляционная шайбы; 7 -шайба; 8 -выводной болт; 9 -гайка М12; 10 -пружинная шайба; 11- изоляционный материал; 12 -полюс |
Рис. 4.7. Полюс стартера СТ142-Б |
Корпус. Полюсы. Обмотка возбуждения
Корпусы (рис. 4.6) электростартеров изготавливают из трубы или стальной полосы (сталь 10 или Ст.2) с последующей сваркой стыка.
С целью улучшения герметизации корпус не имеет окон для доступа к щеткам. В корпусе 2 предусмотрено отверстие для выводного болта 8 обмотки возбуждения. К корпусу 2 винтами 3 крепят полюсы 12 с катушками 1 обмотки возбуждения. Все автомобильные стартеры выполняют четырехполюсными. Катушки последовательных и параллельных обмоток возбуждения устанавливают на отдельных полюсах, поэтому число катушек равно числу полюсов.
Горячекатанные или штампованные полюсы (рис. 4.7) стартера состоят из магнитопровода, полюсных наконечников и изготавливаются из профильной стали 10.
Катушки (рис. 4.8) последовательной обмотки имеют небольшое число витков неизолированного медного провода 3 прямоугольного сечения марки
ПММ. Между витками катушки прокладывают электроизоляционный картон толщиной 0,2-0,4 мм. Катушки параллельной обмотки возбуждения наматывают изолированным круглым проводом марок ПЭВ-2 и ПЭТВ. Снаружи катушки изолируют лентой из изоляционного материала (хлопчатобумажная тафтяная лента, батистовая лента Б-13). Внешняя
|
изоляция после пропитывания лаком и просушивания имеет толщину 1-1,5 мм. Перспективно применение полимерных материалов при изолировании катушек, с помощью которых можно получить покрытия, равномерные по толщине, стойкие к воздействию агрессивной среды и повышенной температуры.
Рис. 4.8. Катушка возбуждения стартера СТ142-Б:
1 - изоляционный материал между витками; 2 - лента батистовая; 3 -провод ПММ; 4 -прокладка
Якорь
Якорь (рис. 4.9) стартера представляет собой шихтованный сердечник, в пазы которого укладываются секции обмотки. В шихтованном сердечнике меньше потери на вихревые токи. Пакет якоря напрессован на вал 4, вращающийся в двух или трех опорах с бронзографитовыми подшипниками, подшипниками из других порошковых материалов, либо с подшипниками качения.
Пакет якоря набран из стальных пластин (сталь 0,8 кп или сталь 10) толщиной 1-1,2 мм (рис. 4.10). Крайние пластины пакета из электроизоляционного картона ЭВ толщиной 2,5 мм предохраняют от повреждения изоляционный материал лобовых частей обмотки якоря.
В стартерных электродвигателях применяют простые волновые обмотки с одно- и двухвитковыми секциями (см. рис. 4.9, б). Одновитковые секции В стартерных электродвигателях применяют простые волновые обмотки выполняют из неизолированного прямоугольного провода марки ПММ. Обмотки с двухвитковыми секциями наматывают круглыми изолированными проводами ПЭВ-2 и ПЭТВ.
Полузакрытые или закрытые пазы якорей могут иметь прямоугольную или грушевидную форму (рис. 4.11). При прямоугольной форме пазов обеспечивается лучшее их заполнение прямоугольным проводом. В этом случае проводники в пазы укладывают в два слоя и изолируют друг от друга и от пакета якоря гильзами S- образной формы из электрокартона толщиной 0,2-0,4 мм или полимерной пленки. Пазы грушевидной формы с постоянным или переменным сечением зубца применяют в стартерах малой мощности с двухвитковыми секциями. Концы секций обмотки якоря укладывают в прорези «петушков» коллекторных пластин. Конец одной секции и начало следующей по ходу обмотки присоединяют к одной коллекторной пластине.
На лобовые части обмотки якоря накладывают бандажи, состоящие из нескольких витков проволоки, хлопчатобумажного шнура или стекловолокнистого материала, намотанных на прокладку из электроизоляционного картона.
Рис. 4.11. Форма и размеры пазов со округлениями:
а - прямоугольный полузакрытый; б - грушевидный полузакрытый
Бандаж из стекловолокна менее дорогостоящий, для него можно не применять крепежные скобы. Бандаж может быть изготовлен в виде алюминиевого кольца с изоляционной кольцевой прокладкой из гетинакса или текстолита. Лобовые части секций изолируют друг от друга электроизоляционным картоном.
Коллекторы. Щетки. Щеткодержатели
В электростартерах применяют сборные цилиндрические коллекторы на металлической втулке, а также цилиндрические и торцовые коллекторы с пластмассовым корпусом.
Рабочая поверхность коллектора должна иметь строго цилиндрическую форму. Монолитность конструкции и биение рабочей поверхности сборных цилиндрических коллекторов зависят от точности изготовления сопрягаемых деталей. Вследствие податливости изоляционных прокладок между пластинами первоначальная форма сборного цилиндрического коллектора в процессе эксплуатации может измениться, что приводит к усилению искрения под щетками.
В электростартерах с торцовыми коллекторами щетки размещают в пластмассовой или металлической траверсе и прижимают к рабочей поверхности коллектора витыми цилиндрическими пружинами.
Щетки имеют канатики и присоединяются к щеткодержателям с помощью винтов.
Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, но без сильного бокового люфта.
В электростартерах применяют меднографитные щетки с добавками свинца и олова. Содержание графита выше в щетках для мощных стартеров и стартеров для тяжелых условий эксплуатации. Плотность тока в щетках электростартеров находится в пределах 40-100 А/см2. От допустимой плотности тока зависят размеры щеток и падение напряжения под щетками UЩ.
Крышки, подшипники
Крышки со стороны коллектора изготавливают методом литья из чугуна, стали, алюминиевого или цинкового сплава, а также штампуют из стали. Крышки могут иметь дисковую или колоколообразную форму. В крышках колоколообразной формы предусмотрены окна для доступа к щеткам.
Крышки со стороны привода изготавливают методом литья из алюминиевого сплава или чугуна. Конструкция крышки зависит от материала, из которого она изготовлена, типа механизма привода, способа крепления стартера на двигателе и тягового реле на стартере. Установочные фланцы крышки имеют два или большее число отверстий под болты крепления стартера. Фланцевое крепление стартера к картеру сцепления дает возможность сохранить постоянство межосевого расстояния в зубчатом
зацеплении при снятии и повторной установке стартера. В крышке предусмотрено отверстие, которое позволяет шестерне привода входить в зацепление с венцом Маховика.
В крышках и промежуточной опоре устанавливают подшипники скольжения.
1 - вал якоря; 2 - замковое кольцо; 3 - упорное кольцо; 4 - шестерня привода; 5 - рычаг привода; 6 - тяговое реле; 7 -уплотнительная заглушка; 8 -катушка обмотки возбуждения; 9 - якорь тягового реле; 10 - корпус тягового реле; 11 - удерживающая обмотка; 12 - втягивающая обмотка; 13 - сердечник тягового реле; 14 - подвижный контакт; 15 - крышка тягового реле; 16 - контактные болты; 17 - бандаж лобовой части обмотки якоря; 18 - обмотка якоря; 19 - защитный кожух; 20 - щетка; 21 - вкладыш подшипника; 22 - торцовый коллектор; 23 - крышка со стороны коллектора; 24 - якорь электродвигателя; 25 - корпус; 26 - поводковая муфта; 27 - крышка со стороны привода; 28 - роликовая муфта свободного хода |
На автомобилях ВАЗ моделей 2108 и 2109 установлен стартер 29.3708, имеющий только одну опору в крышке 23 со стороны коллектора (рис. 4.14). Вторая опора со стороны привода предусмотрена в картере сцепления.
Тяговые электромагнитные реле
Управляемые дистанционно тяговые реле обеспечивают ввод шестерни в зацепление с венцом маховика и подключают стартерный электродвигатель к аккумуляторной батарее. Они отличаются по способу крепления на стартере, количеству обмоток, конструкции контактного устройства.
Рис. 4.15. Тяговое реле стартера СТ142-Б с неразделенной контактной системой: 1,20- резиновые уплотнительные шайбы; 2 - крышка реле; 3 – резиновое уплотнительное кольцо, 4 - контактный диск (ШМТ 4-60, ГОСТ 434-78); 5 - изоляционная втулка; 6 -чашка; 7 -пружина; 8-корпус реле; 9- возвратная пружина; 10 - резиновый пыльник; 11 - якорь реле (сталь); 12 -каркас катушки; 13, 14 -соответственно удерживающая и втягивающая обмотки; 15 - стальной шток; 16 - сердечник реле (сталь 10.); 17 - изоляционная шайба (полиамид), 18-шайба, 19- скоба, 21 -контактный болт. |
На большинстве стартеров тяговое реле располагают на приливе крышки 27 (см. рис. 4.14) со стороны привода. С фланцем прилива крышки реле соединяют непосредственно или через дополнительные крепежные элементы.
Реле может иметь одну или две обмотки, намотанные на латунную втулку, в которой свободно перемещается стальной якорь 11 (рис. 4.15), воздействующий на шток 15 с подвижным контактным диском 4. Два неподвижных контакта в виде контактных болтов 21 закрепляют в пластмассовой крышке 2.
В двухобмоточном реле удерживающая обмотка 13, рассчитанная только на удержание якоря реле 11 в притянутом к сердечнику 16 состоянии, намотана проводом меньшего сечения и имеет прямой выход на «массу». Втягивающая обмотка 14 подключена параллельно контактам реле. При включении реле она действует согласно с удерживающей обмоткой и создает необходимую силу притяжения, когда зазор между якорем 11 и сердечником 16 максимален. Во время работы стартерного электродвигателя замкнутые контакты тягового реле шунтируют втягивающую обмотку и выключают ее из работы.
Контактные системы могут быть разделенной или неразделенной конструкции. При неразделенной контактной системе (см.рис. 4.15) подвижный контакт снабжен пружиной 7. Перемещение подвижного контактного диска в исходное нерабочее положение обеспечивает возвратная пружина 9. В разделенной контактной системе (рис. 4.16) подвижный контактный диск 10 не связан жестко с якорем 13 реле.
Контактный диск круглой, фасонной или прямоугольной формы устанавливают между изоляционной втулкой и шайбой на штоке. Это обеспечивает надежное соединение контактов реле при возможном перекосе и перемещении диска вдоль оси штока за счет сжатия пружин контактной системы.
Тяговое реле рычагом связано с механизмом привода, расположенным на шлицевой части вала. Рычаг воздействует на привод через поводковую муфту. Его отливают из полимерного материала или выполняют составным из двух штампованных стальных частей, которые соединяют заклепками или сваркой.
Рис. 4.16. Тяговое реле стартера 29.3708 с разделенной контактной системой: 1- шток; 2,3 -соответственно втягивающая и удерживающая обмотки; 4 - втулка; 5 - каркас катушки; 6 - сердечник реле; 7, 12 - пружины, 8 - контактный болт, 9 - крышка реле, 10 - контактный диск, 11-корпус реле, 13 -якорь реле, 14-винт |
Механизмы привода стартеров
Наибольшее распространение в электростартерах получили бесшумные в работе и технологичные роликовые муфты свободного хода, способные при небольших размерах передавать большие крутящие моменты. Роликовые муфты малочувствительны к загрязнению, не требуют ухода и регулирования в эксплуатации.
При включении стартерного электродвигателя наружная ведущая обойма 12 (рис. 4.17) муфты свободного хода вместе с якорем поворачивается относительно неподвижной еще ведомой обоймы 17.
1 2 3 18 17 |
А
Рис. 4.17. Приводные механизмы с роликовыми муфтами свободного хода:
а, б - стартера СТ230-Б; в - стартера 29.3708; 1 - ролик; 2 -толкатель; 3-прижимная пружина; 4 - замковое кольцо; 5 -опорная чашка: 6 -пружина; 7, 8 -поводковые муфты; 9 -буферная пружина; 10 - шлицевая втулка; 11 -центрирующее кольцо; 12 -наружная ведущая обойма: 13 -держатель пружин; 14 -специальная шайба; 15-войлочный уплотнитель; 16 -кожух муфты; 17-ведомая обойма с шестерней; 18 - втулки
Ролики 1 под действием прижимных пружин 3 и сил трения между обоймами и роликами перемещаются в узкую часть клиновидного пространства, и муфта заклинивается. Вращение от вала якоря ведущей обойме 12 муфты передается шлицевой втулкой 10. После пуска двигателя частота вращения ведомой обоймы 17 с шестерней превышает частоту вращения ведущей обоймы 12, ролики переходят в широкую часть клиновидного пространства между обоймами, поэтому вращение от венца маховика к якорю стартера не передается (муфта проскальзывает).