Четверть.
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и музыки. (или интегрированный урок родного русского языка, родного литературного чтения и музыки) ВАРИАНТ 1.
Тема: «Учимся рассказывать о творчестве поэта Н.М. Рубцова, читать и анализировать его стихи и слушать музыку»
Учебник литературного чтения 4 кл. Автор: Н.А. Чуракова. 2 часть. Стр.154 -155.
Учебник русского языка 4 кл. 2 ч. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Стр. 105-107.
Учебник музыки. 4 класс.
Цели:
1.Научить учащихся рассказывать о жизни и творчестве поэта Н.М. Рубцова по плану.
2. Помочь учащимся увидеть переживание красоты русской природы и чувства любви к ней на примере анализа стихотворения «Доволен я буквально всем..» и прослушивания произведения С. Рахманинова.
План урока.
1. Актуализация знаний учащихся о стихотворных произведениях, посвященных природе, Родине. Актуализация знаний о стихах поэта Н.М. Рубцова.
2. Постановка учебной задачи: научиться рассказывать о жизни и творчестве Н.М. Рубцова на основе текста о нем. Постановка проблемы: как это сделать, чтобы рассказ был краткий и понятный?
3. Изучение текста учебника русского языка на стр. 105-106, о том как составить план рассказа.
4. Чтение информации о Н.М. Рубцове* и составление рассказа в парах. Озвучивание составленного рассказа.
5. Чтение стихотворения «Доволен я буквально всем..» по учебнику литературного чтения. Стр. 154.
6. Беседа о впечатлениях после прочтения.
7. Выполнение задания на стр. 155. (Учебник литературного чтения. Стр.155.. первые два абзаца.)
8. Постановка учебной задачи: в каких еще произведениях искусства можно почувствовать красоту природы, своей Родины? (Живопись, музыка).
9. Прослушивание первой части концерта С.Рахманинова. Сочинение 18.
10. Беседа о том, что удалось детям услышать в музыке.
11. Вывод о том, как можно передать красоту природы, любовь к своей Родине.
12. Домашнее задание на выбор: составить краткий рассказ о жизни и творчестве Н.М. Рубцова или выучить одно из стихотворений Рубцова о природе.
*ПОЭТ НИКОЛАЙ РУБЦОВ
Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области.
Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и Николай попал в детский дом детей в село Никольское Тотемского района Вологодской области. Тем же летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение.
Проходил срочную службу на Северном флоте, был матросом.
1 мая 1957 года состоялась его первая газетная публикация (стихотворение «Май пришёл») в газете «На страже Заполярья».
В июле 1962 года выпустил свой первый сборник стихов «Волны и скалы».
Николай Михайлович Рубцов писал стихи и для взрослых и для детей. Известны 12 стихотворений, написанных для детей. Больше половины из них – стихи о животных: «Медведь», «Ласточка», «Воробей», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок». Животные у Рубцова одушевлены, но человеческим языком не говорят.
Поэзию Н. Рубцова называют «тихой лирикой»— за красоту стиха, за простоту, добро и правду. В самом деле, что может быть проще:
Я люблю осенний лес, над ним – сияние небес. |
На стихи Н. Рубцова написано немало песен, музыка которых точно соответствует своей поэтической основе. Люди, почитав его стихи, начинают чувствовать себя другими, они слышат свою душу как песню, в которой не только грусть, но и красота, надежда. На стихи Рубцова написаны известные песни «В горнице», «Букет» и другие.
Память о поэте жива и по сей день. В Вологде существует музей «Литература. Искусство. Век XX». Проводятся фестивали, посвященные творчеству Н.М. Рубцова. В школах изучаются его стихотворения.
Четверть.
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и музыки. ВАРИАНТ 2
Тема: «Учимся рассказывать о творчестве поэта Николая Рыленкова, читать и анализировать его стихи и слушать музыку»
Учебник литературного чтения 4 кл. Автор: Н.А. Чуракова. 2 часть. Стр.154 -155.
Учебник русского языка 4 кл. 2 ч. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Стр. 105-107.
Учебник музыки. 4 класс.
Цели:
1.Научить учащихся рассказывать о жизни и творчестве поэта Н.Рыленкова по плану.
2. Помочь учащимся увидеть переживание красоты русской природы и чувства любви к ней на примере анализа стихотворения «Доволен я буквально всем..» и прослушивания произведения С. Рахманинова.
План урока.
1. Актуализация знаний учащихся о стихотворных произведениях, посвященных природе, Родине.
2. Постановка учебной задачи: научиться рассказывать о жизни и творчестве Н.Рыленкова на основе текста о нем*. Постановка проблемы: как это сделать, чтобы рассказ был краткий и понятный?
3. Изучение текста учебника русского языка на стр. 105-106, о том, как составить план рассказа.
4. Чтение информации о Н.Рыленкове* и составление рассказа в парах. Озвучивание составленного рассказа.
5. Чтение стихотворения «К Родине..» по учебнику литературного чтения. Стр. 152.
6. Беседа о впечатлениях после прочтения.
7. Выполнение задания на стр. 153. (Учебник литературного чтения. Стр.153.. первые два абзаца.)
8. Постановка учебной задачи: в каких еще произведениях искусства можно почувствовать красоту природы, своей Родины? (Живопись, музыка).
9. Прослушивание первой части концерта С.Рахманинова. Сочинение 18.
10. Беседа о том, что удалось детям услышать в музыке.
11. Вывод о том, как можно передать красоту природы, любовь к своей Родине.
12. Домашнее задание на выбор: составить краткий рассказ о жизни и творчестве Н.Рыленкова или любого другого писателя или поэта.(стр. учебника русского языка с 112 по124.На выбор.).
*Николай Иванович Рыленков
Николай Иванович Рыленков родился 2 февраля 1909 г. в Смоленской губернии.
Н. Рыленков - известный русский поэт, писатель, переводчик. Окончил в 1933 году Смоленский педагогический институт. Работал в редакции газеты "Рабочий путь". С середины 30-х гг. до начала Великой Отечественной войны издано шесть его поэтических сборников.
C первых дней войны находился на фронте. Командовал взводом в саперном батальоне, был военным корреспондентом армейской печати. После освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов возвращается в родной город. За послевоенные годы опубликовано более 30 поэтических и прозаических книг.
Одна из книг, привлекшая наиболее читательское внимание, – повесть о событиях Великой Отечественной Войны «На Старой смоленской дороге». В 1969 году опубликованы последние прижизненные сборники «Снежница» и «Журавлиные трубы». Смоленску, его земле и труженикам посвящает многие произведения, свой труд соизмеряет с трудом землепашца, хлебороба.
Стихи Рыленкова выбиты на камне в Кутузовском саду у крепостной стены (сквер Памяти Героев) в Смоленске.
В 1994 году Н. И. Рыленкову присвоено звание "Почетный гражданин города - героя Смоленска" (посмертно). Умер 23 июня 1969 г. в Смоленске.