Основные принципы программы.




Актуальность программы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский).

В концепции непрерывного образовательного процесса дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в развитии человека. «Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М.Леонтьев). И если говорить о творческом потенциале ребенка, то именно в дошкольном периоде ребенок делает первые шаги в мир искусства. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются первичные формы творчества, эмоционально -ценностное отношение к миру, ассоциативное мышление, художественно -образные представления об окружающем мире, фантазия и воображение.

Пояснительная записка к программе.

Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «Программа для дошкольных образовательных учреждений. Первые шаги в мире искусства».

Эмоционально -образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти эмоционально -познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Немного слов о бумагопластике, так как именно такая техника развивает у детей способность работать руками над контролем сознания. При овладении различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание у детей совершенствуется мелкая моторика, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания. Также бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, знакомит с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животного или насекомого, дети включаются в игру -драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

Основные принципы программы.

1. Опора на природу ребенка и синкретичность детского художественного творчества (ребенок сам по себе обладает отзывчивостью, способностью к игре, открытостью к миру).

2. Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом (опора на реальный детский опыт - зрительный, чувственно -эмоциональный, речевой, жизненно -бытовой).

3. Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно -образного познания на занятиях.

4. Освоение материала программы на основе личностного переживания, проживания, использования богатства чувств и ощущений.

5. Взаимодействие разных видов искусства и художественно -творческой деятельности на занятиях.

6. Взаимосвязь восприятия и художественно - практической деятельности на занятиях.

7. Олицетворение, одушевление как естественная форма общения ребенка с окружающим миром (одушевление предметов, явлений окружающего мира – у листьев есть щечки, у дерева ветки -ручки и т.д.).

Цель программы: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, лепки и аппликациях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: