Александра Николаевна Негина




Анализ пьесы А.Н. Островского «Таланты и поклонники»

Смысл названия пьесы.

Само название «Таланты и поклонники» выражает социальный смысл, это конфликт между творцом и социумом, между навязываемыми свободной личности рамками, которые определили другие, не имея на это никакого морального права, часто унизительные, порой разрушительные для творца. Название тесно связано и с сюжетом драмы, который построен на беспринципном соперничестве женихов «всех мастей» за Художника, в данном случае талантливую актрису Негину Александру Николаевну и ее поклонников: князь Ираклий Стратоныч Дулебов, губернский чиновник Григорий Бакин, богатый помещик Иван Семеныч Великатов и Петр Егорыч Мелузов, ожидающий места учителя. В пьесе рассказано о горькой правде о том, как складываются судьбы служителей сцены, впускает нас в закрытое для посторонних глаз закулисье. Перед нами изнанка театральной жизни, где плетутся интриги и выясняются отношения, где соседствует высокое и низкое, дух поэзии и торговли. Желание посвятить себя искусству, не загубить свои таланты и желание этот талант и дар сделать предметом собственного удовольствия, чванства, частью своего престижа, модным аксессуаром.

Надо сказать, что в первоначальном варианте пьеса называлась «Мечтатели» и заканчивалась словами: «Когда царят грубая сила, цинизм, поэзия складывает крылышки и робко удаляется»

История создания пьесы.

Работа над пьесой была начата Александром Николаевичем в августе 1881 года, закончена 6 декабря того же года. Писатель, много лет отдавший театру, посвятил актерам несколько пьес: «Лес», «Без вины виноватые » и «Таланты и поклонники» Это одна из последних пьес Островского, написанная 1881году. Это плод зрелых размышлений. Автор точно чувствует и осознает всеобщие закономерности, глубоко и полно выражает через комические образы всю “соль” этой жизни. Об этом периоде расцвета творчества автора хорошо говорят слова И.А.Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем сказать: у нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться театром Островского» Каждая его пьеса того периода с нетерпением ожидалась театром, печаталась в «Отечественных записках.» Таким образом, пьеса создана в период, когда талант Александра Николаевича Островского обрел масштаб и крепость.Премьера состоялась 20 декабря 1881 года в Малом театре в бенефис Н.Музиля, исполнившего роль Нарокова.

Пьесу ставили в 34 театрах как в России так и в Советском Союзе.

3. Художественная проблематика и идея пьесы.

Социальная тема в пьесе – трагедия искусства и его деятелей в условиях буржуазно – дворянского общества. Отношение к театру как к сфере услуг, публика - потребитель, который потребляет все, и не только театральное зрелище, но и все вокруг него, включая молодых актрис, давая себе на это полное право. Экономическая проблема: мизерная оплата работы в театре, невозможность содержать себя, сосредоточие основных материальных ресурсов и благ у маленькой кучки людей, правящего класса, монетизация всего и вся. Морально – этическая проблема: грубость, жадность, уверенность,что могут купить все и вся власть имущие, проблема отсутствие свободы выбора, когда человек искусства поставлен в такие рамки, что как не выберешь – все в проигрыше.

Проблема, волнующая автора – проблема усовершенствования театра, полной перестройки театрального дела в России, замена коммерческого театра народным.

4. Конфликт

Основной конфликт: Конфликт двух миров - мир тружеников просвящения, образования, науки, культуры, бедняков, на трудовые деньги выучившихся трудится, и мир беспечального пребывания, беззаботного времяпреповождения, аморальной вседозволенности класса властьимущих, далеких от искусства и чистых идеалов.

Я считаю, что конфликт в произведении разрешается, потому что последнее слово остается за Петей: те,кто прожигают свою жизнь, быстрее устанут развращать,чем труженик создавать и созидать, победа за трудом.

Внешний конфликт в пьесе между группами персонажей. С одной стороны это Александра Николаевна Негина, против которой затевается интрига,и те, кто решился ей помочь, с другой стороны лагерь интриганов во главе с Дулебовым, приведенным в ярость отказом актрисы.

Внутренний конфликт – конфликт человека с самим собой. У Александры Негиной (белый голубь в стае грачей, которые ее клюют) это конфликт между разумом и чувством. Она любит Петю, но разумом понимает, что так загубит свой талант, между желанием и моралью: конечно она хочет быть женой, хочет честной, верной семейной жизни, но поступается моралью, уезжая с Великатовым.

Активная позиция в конфликте у Дулебова,который хочет отомстить, провалить бенефис Саши, и подговаривает Мигаева и у Великатова, который хочет спасти и выкупает бенефис Саши. Все остальные участники либо сетуют на подлость и несправедливость, как трагик и Нароков, либо наблюдают со стороны, как Бакин. Не могу я сказать, что у Мелузова активная позиция, кроме его негодования, высказанному Мигаеву, поступков он не совершил.

5. Фабула пьесы.

1. Домна Пантелеевна и кредитор – «Вся и выгода от них – бирюзовые серьги»

2. Домна Пантелеевна и Нароков с подарком на последние деньги – «Поздняя любовь к молодой девушке»

3. Встреча Дулебова и Бакина – «Слабый ретировался»

4. Дулебов предлагает Саше быть содержанкой – «Талант и Душу за деньги не купишь»

Домна Пантелеевна ругает Сашу – «Уходи сама, коли тебе со мной тесно»

5. Встреча Пети и Великатова, разговор с Домной Пантелеевной– «Ты мне не соперник» «Первое взятие бастиона»

6. Несостоявшаяся учеба Мелузова и Саши –«Новое платье и удовольствия трудовой жизни»

7.Решение Негиной кататься на лошадях с Великатовым –«Первый шаг на пути к выбору»

8. Заговор против бенефиса Саши Негиной – «Кольцо сжимается»

9.Великатов принимает решение выкупить бенефис – «Два сильных соперника»

10. Мигаев отказывает в продолжении контракта, Великатов выкупает бенефис- «Спасена»

11. Великатов дарит шаль – «Мать повлияет на выбор дочери»

12. Разговор матери с дочкой – «Надоело нищенствовать»

13. Встреча с Петей – «Последний вдох полной грудью»

14. Отьезд Негиной – «Вырвалась»

Экспозиция пьесы заканчиватся в действии первом, явлении пятом, когда Негина наживает в лице Дулебова влиятельного врага. Мы понимаем,что равновесие нарушено, когда после отъезда Дулебова мать укоряет дочь за необдуманность ее поступка перед важным в их жизни событием.

Из экспозиции мы узнаем, что действие в губернском городе, что обстановка Саши и ее матери очень бедная, что Саша талантливая актриса в провинцильном театре,что Нароков любит Сашу стыдливой любовью, что Домна Пантелеена не считает жениха Петю хорошей партией своей дочери и считает, что Саша должна пресмыкаться перед Дулбовым: «А перед бенефисом ты должна была учтиво», что Петя увлечен идеей сделать из нее «совсем хорошую женщину» и не понимает простых вещей, как стыдно и унизительно в ее положении не иметь нового платья. По большому счету все они не готовы помогать таланту, а все хотят использовать на свой манер: кто как объект восхищения, кто для утех, кто для воспитания по требованиям времени, и даже родная мать – для своего жизнеобеспечения.

Завязка конфликта начинается в ссоре с Дулебовым и оканчивается заговором Дулебова и Мигаева. И вот перед нами два враждующих лагеря. Лагерь Дулебова: сюда примкнули и Бакин, Вася, Смельская, Мигаев. Всем им так или иначе выгоден провал талантливой актрисы. В лагере Саши: Мелузов, Нароков, Домна Пантелеевна, Великатов. Трагика и Васю я отношу к лагерю Саши: Вася помогал, чтобы бенефис состоялся, переговорам с Великатовым, продавать билеты, трагик грозился разобраться с Дулебовым.

События начинают развиваться по восходящей после ссоры с Великатовым: заговор с Мигаевым, образование враждебного лагеря, пустая касса, отказ ей в продлении контракта, отчаяние Саши и кульминация в пьесе наступает, когда Великатов выкупает бенефис. Конфликт исчерпан. Билеты раскуплены. Великатов: «Нет, извините, я не уступлю! Я предлагаю Александре Николавне 500 рублей»

Далее события развиваются по нисходящей линии: раскупка билетов по выгодной цене, триумф Саши, признание ее как талантливой актрисы, признание ей в любви Мелузова. Нарокова и Великатова, последняя ночь с Петей, отъезд.

Финал пьесы неожидан. Петя, которому предпочли Великатова, чья любовь оказалась слишком недостаточным сокровищем в этой жизни, чтобы его тоже любили, Петя, который тут же осмеян грубо и пошло (новую невесту себе найдете? Тоже полюбите? И будете считать себя ее женихом?) со своей трагедией, остается чист и неприкосновенен, он желает счастья Саше: «Только стань счастливой, Саша», он не читает ей финальную отповедь как это было в «Богатых невестах» И он прямо и открыто, не отвечая грубостью на грубость, издевкой на издевку, дает понять: У меня сил больше, чтобы побеждать. За вами деньги, которые могут кончиться, а за мной труд и вера.

 

6. Сам автор определяет жанр пьесы, как комедию, но почему же тогда так пронзительно и больно в конце от прощания Саши и Пети. В этом произведении Островский решает задачу создания психологической драмы в другом плане. Говоря о психологи­ческой драме применительно к пьесе «Таланты и поклонники», мы ни в коем случае не хотим оспорить авторскую волю. Наоборот, сле­дует настаивать на принципиальной важности и для Остров­ского, и для понимания смысла пьесы в целом обозначить жанр именно так. Это жанровое обозначение является крайне значи­мым для понимания той специфической вариации психологи­ческого театра, которую Островский создал в рамках своей цель­ной драматургической системы. Такая по – своему страшная и безысходная история при всей комичности игры – это тема позднего Островского.

7. Композиция пьесы линейная (хроникальная_), все события идут одни за другим.

В пьесе 4 действия. В первом действии 12 явлений, во втором 7 явлений, в третьем 10 явлений, в четвертом 9 явлений. В пьесе мало монологов, построена пьеса на диалогах между героями. Массовая сцена возникает только в финале, где все участники событий собраны на вокзале. Автор использует такие композиционные приемы как контраст и противопоставление.

6.Можно предположить, что время пьесы – неделя, потому что вначале мы узнаем, что Саша готовится к бенефису, а потом она пиняет антрепринеру, что не играла всю неделю, готовилась. Время протекает в пьесе равномерно. Автор рисует замкнутое, ограниченное. Это дом Саши, сад, где они гуляют с Петей и вокзал, где происходит событие.

Имеет значение детали обстановки дома главной героини: окно, в глубине дверь в переднюю, перегородка, стол, несколько книг.

 

Александра Николаевна Негина

Фамилия главной героини раскрывает ее суть: НЕГина, нега – все чувственные наслаждения должны быть к ее услугам, чтобы она НЕЖилась, и жизнь ей нужна в неге, в бережи, в довольстве.

 

НЕГА (словарь Даля)

жен. состоянье полного довольства, услады, по всем чувственным потребностям. Он живет в роскоши и неге; все прихоти его исполняются, все чувственные наслажденья к его услугам

| Упоенье, сладостное успокоенье духовное, нравственное, покойное услажденье; мечтательное забытье. Люблю я в неге сумеречничать. Отгонять девичью негу (дружка стегает кнутом в крест по воротам). Спасибо на негушке, на красном платьеце (дочь отцу)! Воля батюшкина, нега матушкина (говорить невеста). Живем в неге, а ездим телеге. Кто живет не в неге, тот ездит и на телеге. Неговать кого, нежить, баловать; содержать в неге, беречь, холить, лелеять. Надо его понеговать. -ся, быть лелеему; неговать себя, быть в неге. Негованье ср. действие по глаг. Него(у)ша, негушка об. ласковая кличка, выражающая любовь и нежность, привет. Свет ты. моя негушка! песня. Неголюбивый, любящий покой, все удобства и услады, неголюбец муж. -бица жен.

Домна (лат. Domna — «госпожа») — женское имя латинского происхождения.

Разговорные формы имени: Домника, Домнина.

Имя Домна имеет латинское происхождение, образовано от «dominus», которое означает «владелец», в религиозной трактовке «господин», «Господь», поэтому имя Домна переводят как «владелица», «госпожа». Существует мужское парное имя – Домн, а к производному женскому имени Домнина – Домнин, но мужские имена в употреблении ещё реже, нежели женские.

 

Домна довольно упрямая и решительная женщина с сильной волей. Её целеустремлённости можно только позавидовать. Она относится со всей серьёзностью к своим желаниям, не строит пустых планов, умеет организовывать не только саму себя, но и окружающих, особенно в тех случаях, когда это соответствует достижению поставленной ею цели. Её можно считать человеком дела, она не бросает слов на ветер и не любит пустых разговоров. Репутация для неё – один из ключевых факторов её жизни. Домна честная, верная и надёжная подруга. Не терпит подхалимства и лести, предпочитает открытые и доверительные отношения, поэтому настоящих друзей у неё не так и много.

В семейной жизни Домна предпочитает быть лидером, поэтому в семье может проявиться её упрямство и раздражительность в большей степени, если её мужем окажется не спокойный, а эмоциональный мужчина. С детьми Домна строга, но справедлива. Её критика всегда несёт в себе полезную и обоснованную информацию. Она не романтического склада, иллюзии и фантазии для неё довольно далеки. Домна – прекрасный и старательный исполнитель, но также ей не чуждо желание быть руководителем. Поэтому она предпочтёт найти такую профессию, где сможет самостоятельно принимать решения и руководить коллективом. Она может стать административным работником, учителем, ресторатором, товароведом. Её могут прельстить профессии, связанные с общением – музейный работник, издатель, доктор, политический деятель.

Можно резюмировать, что Домна Пантелеевна под стать своему имени – властная госпожа, лидер, ведущая туда, куда ей надо, она выбирает направление. Может, еще и поэтому Саша выбирает уехать. Ведь Домна пантелеевна не может коротать свой век без белых кур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: