Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты ценностной проблематики. 5
1.1. Понятие ценностей. 5
1.2. Социальный риск. 6
1.3. Система ценностей у современной молодежи. 10
Глава 2. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок современной молодежи 19
2.1 Инновационные процессы.. 19
2.2. Уровни инновативности у студентов. 23
Заключение. 29
Список литературы.. 31
Введение
Определение ценностей является одной из важнейших проблем отечественной и зарубежной психологии. По мнению ученых, анализ культурного контекста часто упускается из виду при изучении творческого поведения и инновационных установок.
На сегодняшний день существуют исследования, показывающие, что существует связь между склонностью к инновациям и культурными ценностями, но до сих пор эта связь недостаточно изучена в российском обществе. На данный момент на российских выборках проведено лишь несколько исследований, изучающих взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям.
В зарубежной социальной психологии существует гораздо больше исследований такого рода.
Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что в ней не только констатируется присутствие различий между поколениями в инноваторских установках, но и ведется больше основательное исследование предоставленной проблемы методом исследования связи установок с ценностными ориентациями.
Изученные закономерности дают возможность предоставить описание психологических устройств персонального поведения.
Степень изученности темы. В работах А.К. Абишева, И.Г. Афанасьевой, М.В. Демина, О.Г.Дробницкого, A.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Д.А. Леонтьева, В.А. Малахова и иных рассматривались вопросы природы значения и ценностных ориентаций. Предоставленной проблематикой также занимались как Ю.Г. Волков, A.M. Гендин, С.Н. Иконникова, Б.А. Ручкин, И.О. Карпухин, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.В. Соколов, В.Т. Шапко и др.
|
Объектом данной курсовой работы является взаимосвязь ценностей и инновативных установок.
Предметом курсовой работы является взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей современной молодежи.
Целью курсовой работы является анализ ценностных ориентаций современной российской студенческой молодежи.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты ценностной проблематики;
2. Определить инновационные процессы в жизни молодежи;
3. Выяснить взаимосвязь ценностей и инновативных установок современной молодежи
Методологическую основу курсовой работы составили методы анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения; двух глав, первая состоит из трех параграфов, вторая – из двух; заключения.
Глава 1. Теоретические аспекты ценностной проблематики
Понятие ценностей
Понять сущность процесса социального развития общества, противоречий в современной действительности невозможно без таких понятий, как «ценность», «система ценностей», «ценностные ориентации»; а также механизмов и факторов, влияющих на ценностные ориентации.
Актуальность разработки ценностных вопросов в социологии считается очевидной, поскольку в соответствии с системой ценностей, ценностными ориентациями и установками, формируемыми в обществе, социолог имеет возможность высказать свое мнение об определенном состоянии функционирования общества, его потенциале и перспективах формирования.
|
Значения, ценностные ориентации и их системы определяют положение, свойства общества и личности. Именно поэтому внимание к исследованию темы ценностей в разные периоды развития общества так важны. Необходимость всестороннего исследования ценностей, ценностных ориентаций и их систем обоснована еще потребностью поиска методик влияния на них, для социального становления инструкциях с целью предупреждения и снятия вероятных общественных инцидентов.[1]
Понятие «ценность» в качестве принципиально необходимого элемента приходит в структуру концепций цельного ряда социально-гуманитарных наук (философии, социологии, общественной психологии, культурологии и др.).[2]
Понятие «ценность» употребляется в различных стилях речи наряду с другими определениями, таких как «ценное открытие», «ценность собственности», «ценное признание».
Понятие «ценность» не имеет строго определенного значения: оно употребляется как синоним для большого числа других (например, как синоним мнений «достоинство», «заслуга», «польза», «благо», «ценность» и т. д.).
В социальной психологии понятие смысла включает цели, интересы, убеждения и другие мировоззренческие проявления, которые формируются в процессе усвоения социального опыта. Ценности представляются в виде социального явления, в качестве продукта жизнедеятельности общества и социальных групп.
|
М. Рокич определяет значение как «устойчивое убеждение в том, собственно, что конкретный метод поведения или же конечная задача существования лучше с собственной или же общественной точки зрения, чем антипод или же оборотный им метод поведения, или конечная задача существования».
Большое внимание исследованию ценностей уделяет социология.[3]
М. Рокич в собственной работе «Природа человеческих ценностей» заявляет, что социология – это и есть урок о ценностях человека и общества, потому что в каждой теории общества все точно также есть общая доктрина ценностей.
Социальный риск
По мнению О. Н. Мезенцовой, под социальным риском надо воспринимать «способность восприятия индивидом или же группой не очень благоприятных критерий среды, в зависимости от личных индивидуальностей и возможностей».
М. Е. Маслова в заметке «Философский и социологический анализ мнения «социальный риск» определила: «Под социальным риском мы станем воспринимать работу человека или же отказ от нее в ситуации риска (выбора, неопределенности (которые присущи любой сфере жизнедеятельности), требующая от него оценки личных поступков, выработки важных общественных свойств, а еще учет и регулировка влияния общественных моментов, при воздействии которых сберегается возможность неблагоприятного влияния на жизнедеятельность людей, результаты которых могут отрицательно воздействовать на жизнь и здоровье людей».[4]
Как можно предположить, внедрение каждого из предложенных определений без добавочной интерпретации нельзя, так как предложенные авторами объекты и субъекты социального риска (индивид, группа, человеческая деятельность) открыты не в полном объёме.
Таким образом, мы можем сказать, что вышеприведённые определения социального риска не считаются противоречивыми, а лишь только дополняют друг друга.
На наш взгляд, более четкое определение «социальному риску» выделяет А. И. Жмайлов. Под общественными угрозами он понимает риски, которые рассматриваются как «сложный результат различных действий большого числа общественных субъектов и влияют на функционирование всего общества или его отдельных институтов».
Дается несколько определений социального риска:
риск рассматривается как следствие личностных биологических и поведенческих характеристик индивидов;
риск рассматривается как опасность, формирующая и негативно влияющая на жизнь отдельных социальных групп;
риск изучается как результат несогласованности действий субъекта и объекта риска.
Всё это разрешило ученому квалифицировать тип и объект рассматриваемой категории: «субъектом и объектом социального риска в одно и тоже время считается конкретная общественная группа или же общество, и возможность пришествия неблагоприятных результатов для объекта риска обуславливается происходящими социальными явлениями и процессами в быте возможно имеющейся неопределенности как итога общественных изменений».[5]
Вследствие этого сейчас в критериях социальных рисков (последствия крупного финансово-экономического упадка, безработица, опасность появления террористических актов и др.) вырисовывается новый ценностно-ориентированный человек, увеличивающий роль собственной индивидуализации, выбирающий собственные значения и принимающий в согласовании с ними решения.[6]
В. П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной систематизации ценностей, существует их разделение «на ценности жизни и культуры. Разница между жизнью и культурой неоспорима. Жизнь дана человеку природой, но культура формируется людьми. Культурные ценности делятся на материальные и духовные. Формирование учения о ценностях жизни позволит нам ответить буквально на все вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее реальных и неверных ценностях, о реальном оптимизме, о том, что на самом деле является реальным благом человека и так далее.[7]
Изменения в современном российском обществе неизбежно привели к важным сдвигам в системе ценностных ориентаций молодого поколения, мотивации выбора профессиональной сферы. Студенты, являясь частью молодежи, представляют собой своеобразную социальную группу, характеризующуюся особыми критериями жизни, работы и окружения. На этом этапе молодые люди испытывают трудности в переосмыслении окружающего мира, своих ценностей и своего понимания мира в целом. Молодые люди все больше сосредотачиваются на создании собственного вида в своей будущей профессии.
Влияние городского округа не только содействовало реализации новых программ и стратегий, нацеленных на модернизацию и увеличение актуального значения населения области, но и ускоренной модификации социально-экономических и социально-культурных процессов на территории.
Попав в новую социокультурную реальность, жители города могут испытывать ситуацию неопределенности и нестабильности, в результате чего увеличивается количество видов социального риска, которые могут быть характерны для нового района:
* неблагоприятные социальные процессы, вызванные рисками в других сферах общественной жизни. Например, обязательное переселение, несезонная миграция, безработица, маргинализация, преступность и т. д.;
* реализация общесоциальных общественных планов и программ, не прошедших стадию апробации и экспериментальной реализации;
* низкий уровень жизни населения - степень объективного благополучия людей, характеризующаяся низким уровнем их доходов и ограниченным набором характеристик ценности материального потребления;
* низкая степень сформированности адаптационного потенциала населения государства, последняя конфигурация-социальная дезадаптация (неспособность членов общества адаптироваться к изменяющимся реалиям социальной среды);
* аномия-состояние общества, характеризующееся дезинтеграцией и распадом системы ценностей и общепризнанных норм, гарантирующих общественный порядок.
Осуществление одного из крупномасштабных планов по модернизации образовательной системы оказалась проблемной не только для профессорско-преподавательского состава области, но и для учащихся институтов.[8]
Система ценностей у современной молодежи
Молодежь как обязательная доля каждого общества, вовлеченная в бессчетные процессы модернизации и стабилизации социума, считается не только специфическим индикатором происходящих изменений, но и создает потенциал грядущего инноваторского общества.
Весомую роль в интеграции системы личности и социума играют значения. Молодёжь считается достаточно широкой социально-демографической группой, элементом в основе будущего. От предпочтений сегодняшней молодёжи всецело находится в зависимости последующая жизнь общества, его становление в культурном и предметном проекте. В результате вопрос о ценностях прогрессивной молодежи становится все более значимым.
В широком смысле — это значение явлений и объектов реальной действительности с точки зрения их соотношения или несоответствия потребностям общества, социальной группы или индивида; в узком смысле — это нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой.
Собственная, так и социальная жизнь с потребностью требуют ценностных стереотипов, в отношении которых преобладает повальное единодушие.[9]
Российская молодежь предохраняет ценностное ядро со старшими поколениями, имеющими опыт жизни при СССР, но в остальном молодые россияне больше ценят то, что не очень популярно у старших поколений и что в данный момент получить не так просто: вероятность воплотить в жизнь себя, добродетельный доход и свободу выражений, состоит из работы «Динамика ценностных ориентаций современной молодежи» института социологии РАН.
Ядро терминальных ценностей (те, что относятся к смыслу жизни) у молодежи (18–29 лет) и старших поколений (30+) общее, совпадают и ключевые ценности – это семья и хорошие дети.
Но далее они расходятся:
у молодежи на 2-м месте в 2016 г. самореализация (около 50%), на 3-ем – хороший доход, чтобы достойно существовать (около 42%).
у старших поколений на 2-м месте неплохие заработки (38%), на 3-ем – уверенность в завтрашнем дне (около 38%).
Разрыв поколений наглядно показывает, к примеру, различное отношение к мнению окружающих: для молодежи его смысл уменьшается (в 2008 г. оно было значимо для 30,1% опрошенных, в 2016 г. – для 19,4%), для старших – возрастает (в 2008 г. – 26%, в 2016 г. – 32,6%).
Значение нравственных ориентиров – «жить по истине, совести», «стремление к Богу» – у молодежи в целом падает. Для молодежи в 1,5 раза значительнее, чем для старшего поколения, воля в выражениях и действиях (авторы маркировали ее в вопросе как «полную, неограниченную»). В целом ответы молодых говорят «о довольно прагматическом отношении к жизни».
Так, в рейтинге того, что принципиально для заслуги успеха в современной РФ, у молодежи в 2008 и 2016 гг. стабильно лидируют «связи» и «деньги», но понижается смысл «трудолюбия», «таланта», «честности и принципиальности». У старших поколений еще падает значимость этических представлений о путях заслуги успеха, лишь только в наименьшем масштабе (надежд, по всей видимости, меньше, чем у молодежи). Разъясняется это «нецивилизованным характером» социально-трудовых отношений, но проблема, бесспорно, глубже: неработающие социальные лифты, усилие в социуме, недоступность важных изменений, поступательного перемещения вперед. Остановившееся время – это вправду примета общественного здоровья не только молодежи, но и всех россиян.[10]
Не удивительно, что желающих эмигрировать из РФ в развитые государства становится больше. Будь там работа и жилье, в 2008 г. уехало бы 14,6% молодежи, в 2016 г. – 30,8%. Возможно, уезжает меньше, но проделывают это более функциональные и способные.
Были отнесены такие категории ценностей:
1 — развлечения
2 — материальное благополучие
3 — поиск и наслаждение прекрасным
4 — милосердие
5— приверженность
6 — познание
7 — высокий общественный статус
8— признание и почтение
9 — социальная активность в обществе
10 — общение
11 — здоровье.
Анализ данных выборочного опроса молодежи демонстрирует, что основная масса учащихся среди перечисленных ценностей избрали такие:
1. «Милосердие» (97,6 %);
2. «Признание и почтение» (85,5 %);
3. «Развлечения» (78,3 %).[11]
В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. Процессы социализации, переставая быть классическими, но, например, и не становясь новаторскими в своей собственной специфике, часто одевают сумасбродный, спонтанный и неуправляемый характер.
Результатом этой проблемы считается недоверие молодежи к существующим в вузах социализационным системам и системе ценностей общества, усиление влияния социализирующих моментов на молодежь в критериях снижения государственных обязательств, неизбежное столкновение инновационного потенциала молодежи с ее институциональными формами.
Модификация системы актуальных ценностей прогрессивной молодежи в критериях риска и неопределенности прослеживается как на федеральном, так и на региональном уровнях государства.
Было проведено исследование, направленное на изучение ценностного восприятия студентов.
Изучение трансформации духовных ценностей студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» Ставропольского государственного университета обусловлено тем, что в новой социальной структуре российского общества эта группа в силу характера выбранной ими творческой профессии способна оказывать влияние на формирование ценностей конкретной аудитории того или иного СМИ.
Значительные модернизационные процессы, происходящие в новом федеральном округе, служат определяющим условием трансформации духовно-нравственных ценностей студентов-журналистов.[12]
Молодежь — это не однородная группа с единой системой ценностных ориентаций.
Критерии выявления различных сегментов молодежи достаточно разнообразны, но чаще всего эксперты называют возраст и вид занятости молодых людей, а также наличие или отсутствие собственной семьи.[13]
Хотя такое явление, как «дружба», сохранилось в системе ценностей современной российской молодежи, его смысл довольно существенно изменился, и сегодня мы можем говорить скорее о дружеских отношениях, чем о дружеских.
Понятия профессионалов разделяются относительно ценности семьи для прогрессивной молодежи: одни специалисты считают, что эта ценность утратила свое преобладающее состояние, а другие, наоборот, считают ценность семьи одной из высших ценностей для прогрессивной молодежи.
Также неоднозначно отношение экспертов к такой ценности как “здоровый образ жизни” – ряд экспертов считает, что это просто декларируемая ценность, которая не определяет реальное поведение молодежи.
Степень устойчивости существующих у молодежи ценностей оценивается экспертами по-разному:
– Ценности подвижны и ими возможно манипулировать
– Ценности меняются под влиянием изменения семейного статуса
– Ценности устойчивы и практически не поддаются внешнему влиянию
– Источники формирования ценностей, по мнению экспертов:
– Школа
– Семья
– Друзья
– Интернет
Степень доверия к вышеуказанным источникам различна: наибольшим доверием, по мнению экспертов, пользуется семья (хотя, некоторые эксперты считают, что в последнее время семья утрачивает доверие молодежи) и ближайшее окружение, причем виртуальное сообщество пользуется не меньшим (а, по мнению некоторых экспертов, и большим) доверием молодых людей.
Готовность отстаивать свои интересы есть у большинства молодых людей, причем значительная часть, по мнению экспертов, настроена на мирные, легитимные способы решения своих проблем. Лишь малая часть молодежи, считают эксперты, является радикально настроенной.
Эксперты предлагают способы снижения радикализации молодежи. В первую очередь, это увеличение возможностей для реализации интересов молодежи.[14]
В результате социокультурных изменений, произошедших за последние годы, в современном обществе до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, как: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к родине, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но в последнее время ценности противопоставляются любви к комфорту, материальному богатству, эгоизму и стремлению к власти.
В результате у молодежи возникает проблема выбора собственных принципов и приоритетов.
По результатам исследования, проведенного среди студентов-журналистов 3-5 курсов университета, было выявлено, что наиболее значимыми ценностями для студентов 3 курса являются:
1. работа и карьерный рост
2. здоровье
3. любовь и семья
4. наличие друзей
5. образование
Студенты четвертого курса имеют несколько иные показатели:
1. любовь и семья
2. здоровье
3. работа и карьерный рост
4. образование
5. наличие друзей
На 5 курсе студенты определили следующую иерархию ценностей:
1. Здоровье
2. любовь и семья
3. образование
4. работа и карьерный рост
5. иметь друзей
Стоит отметить, что «патриотизм» и «любовь к Родине» как жизненно важные ценности на третьем курсе отметили 12% студентов, на четвертом - 16%, а на пятом - 20 %.
Среди стрессовых факторов респонденты отметили: «отсутствие необходимых ресурсов - собственных, внутренних и финансовых» - 65%, «уверенность в себе» - 60%, «отсутствие стабильности - как в мире, так и в стране» - 60%, «неопределенность ситуации» - 65%.
Такие понятия, как «правовая незащищенность», «престижное положение», «развлечения» - находились на средних позициях жизненных ценностей студентов.[15]
Ориентация современных студентов на материальное благополучие, хотя и достаточно сильная, все же уступает духовным ценностям, таким как «благополучие в отношениях с близкими» и «получение образования». С другой стороны, материальное благополучие все еще может быть недооценено из-за того, что большинство студентов живут на средства своих родителей, у них нет собственной семьи, которую они могли бы содержать.
Значительное число респондентов испытывали трудности в определении своих жизненных ценностей. Поэтому самым популярным ответом было – «я не задумывался над этим вопросом».
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о наличии позитивных конфигураций в ценностных ориентациях подрастающего поколения в современном обществе. Вполне вероятно, что динамика, обнаруженная в фактических значениях продвинутых студентов с критериями одобрения, может способствовать гармонизации типа будущего общества.
Выводы. Находясь в условиях общественного риска, роль духовного начала приобретает живое звучание в молодежной среде. Попав в историю неопределенности, молодой человек каждый день анализирует прошлое, предсказывает будущее. В непростой истории выбора актуального пути, обращения за поддержкой к ближайшим (родителям, друзьям), происходит закрепление духовных связей, возрастает ценность таких мнений, как "семья", "дружба".
Таким образом, можно представить себе, что в ситуациях социальной модификации, когда разрушаются почти все формы и формы общественных отношений, семья вдруг становится симпатическим пространством-островком покоя и расслабления, вследствие чего ее значимость имеет возможность возрастать.
Этому парадоксальным образом способствуют даже экономические трудности - потребность в выживании консолидирует усилия в семье. Ранние браки бывают не только спонтанными, так как большинство молодых людей сознательно стремятся создать семью, чтобы спрятаться там от растрирующего воздействия социальных процессов.
Работа также выявила, что ранее студенты не задумывались о собственной системе ценностей, не подвергали ее рефлексивному анализу. В свою очередь, такая внутренняя позиция способствует тому, что человек становится все более контролируемым извне и восприимчивым к внешним манипуляциям.
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что у студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», от курса к курсу происходят определенные изменения в выборе ценностных ориентаций.
Можно констатировать, что потенциальные выпускники специальности «Журналистика» университета имеют высокий уровень духовного развития, что подтверждается выбранной респондентами иерархией ценностей, среди которых духовные ценности стоят на первом месте.[16]