Глава 2. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок современной молодежи




Инновационные процессы

Инновационные процессы стали неотъемлемой характеристикой современного меняющегося мира. Сегодня они характерны не только экономической сфере, но и жизни нашего общества в целом, поэтому вопрос об исследовании инноваций в гуманитарных областях сегодня достаточно популярен.

Инновационные процессы, которые активно внедрялись в сферу социальных и культурных практик на протяжении многих лет, прочно вошли в нашу жизнь и послужили основой для создания и развития определенных личностных качеств, а также и ценностных ориентаций.

Стремление к развитию и созданию нового — это один из главных вызовов времени, одно из требований, предъявляемых обществом к современному человеку.

Инновационность как личностная характеристика, способствует большому включению человека в новое общество не только с позиции адаптации в нем, но и как в качестве активного участника инновационных процессов.[17]

Проблема изучения отношения личности к инновациям за последнее десятилетие в науке получила достаточно большое внимание.

Основные научные работы можно разделить на три части: определение и апробация методического инструментария инновационных исследований (преимущественно в социологии и кросс-культурной психологии), концептуализация и разработка понятийного аппарата в области инноваций, представление результатов прикладных исследований, направленных на изучение поведения индивидов по отношению к инновациям.[18]

Научные труды А. Г. Пригульного, Т. А. Котельниковой, В. И. Кирко, Г. И. Поподко, Р. Д. Голоушкина посвящены изучению методологии инноваций, а также определению их типов и видов.

Н.Т. Журавская изучала основы анализа инноваций, используя различные подходы.

В работе С. Н. Кройтора описывается авторская концепция исследования инноваций на трех уровнях: социальном, институциональном и личностном.

Е. Е. Кучко определяет, что социологические исследования необходимы при изучении инновационных практик, а также необходимо использовать различные группы методов при комплексном изучении инновационных проблем.

Определению понятийного аппарата в последнее время посвящены работы А. В. Нестерова, Е. А. Орловой, Е. С. Барановой, И. О. Загашева.

Ученые убеждены, что инновация — это психологическая характеристика, определяющая готовность индивида к восприятию современного процесса модернизации жизни и влияющая на повседневную практику человеческой деятельности.

И. О. Загашев в своей работе предлагает такую типологию готовности к инновациям, которая соотносит их с фазами инновационного цикла и разрабатывает психологическую характеристику понятий «инновация», «инновационный менеджмент» и «готовность к инновациям».[19]

А. В. Нестеров уделяет большое внимание изучению понятий «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный потенциал».

В статье Е. А. Орловой понятие «инновация» представлено как социальная категория, необходимая для изучения процессов в обществе и культуре.[20]

Е. С. Баранова в своей работе исследует подходы к определению понятия «инновация», а также выявляет взаимосвязь таких понятий как «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный потенциал» с точки зрения процессного подхода.[21]

Инновационная политика России активно меняет современную социокультурную реальность. В связи с этим ученые считают, что необходимо следить за успешностью инновационных процессов, влияющих на настроения граждан. Прежде всего, исследования должны быть направлены на изучение инновационной активности молодежи, а также ее потенциала.

В. И. Стрелков, Н.Н. Лебедев, И. В. Усачев предложили методику системного анализа процесса модернизации как процесса создания инноваций и методику оценки результатов профессиональной деятельности высших учебных заведений.

И. С. Шаповалова и Е. И. боев считают, что инновационная готовность молодежи в системе высшего профессионального образования является важным условием инициирования и внедрения инноваций в современном вузе.

Ю. Н. Москвич и Е. Н. Викторук считают, что инновационная активность студентов современных российских вузов достаточно высока.

Н.М. Волобуева определяет, что проблема отношения молодежи к инновациям лежит в ее устойчивости к условиям современного меняющегося мира. По мнению автора, существует некая зависимость индекса инноваций от уровня развития устойчивости (чем выше устойчивость, тем выше индекс инноваций).[22]

Изучив подходы к инновациям, Д. В. Щербакова предлагает измерять степень ожидаемого сопротивления современной молодежи организационным инновациям.

Р. Н. Абрамов и А. А. Зудина изучали поведение социальных новаторов, которые в силу своих жизненных обстоятельств и биографий экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и используют их.

А. А. Басильян в своем аналитическом обзоре результатов всероссийского опроса показала, что у россиян неоднозначное понимание и восприятие инноваций.

С одной стороны, это связано с нашими культурными особенностями –для русских характерен коллективизм, они склонны работать в командных структурах со строгими правилами и субординацией, не любят рисковать.

С другой стороны, существует недостаточная осведомленность об инновациях, связывающая инновации только с капиталом или финансами.[23]

Ряд авторов посвящают свои исследования влиянию различных культурных практик на инновации, в частности, влияние пола на создание инновационных идей рассматривается А. Лунгеану, подрядчиком, роль этнического и религиозного разнообразия в сфере инноваций анализируется в исследованиях К. Дириенцо и Дж. Дас.

Вопрос об инновациях применительно к области гуманитарных исследований, в частности их продвижении в университетах, в области искусства рассматривается М. Гулбрандсеном, С. Анстад, Р. Х. Гофманом и др.

Н.П. Копцева и В. И. Кирко исследуют как проходят инновационные процессы среди малочисленных народов и предлагают пути повышения инновационной активности данных групп.

Стратегии повышения инновационной активности в Сибири предложены В. И. Сусловым.

Результаты полевых исследований Резниковой К. В., Замараевой Ю. Н. Кистовой А.В., Пименовой Н.Н. доказывают, что наличие инновационных качеств у жителей северных и арктических территорий может быть реализовано в условиях традиционного хозяйства: оленеводства, охоты, рыболовства.[24]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: