Мы изучили исследования специалистов по определению уровней инновативности современной молодежи н примере студентов различных специальностей. Именно студенты в ближайшее время будут определять потенциальное развитие разных регионов России. [25]
Необходимо понять, какие психологические особенности студентов Сибирского федерального университета предопределяют их готовность к инновационным преобразованиям в экономической, социальной и культурной сферах.
Можно сказать, что студенты именно гуманитарных направлений:
1. отдают предпочтение такому фактору, как креативность;
2. фактор ориентации на будущее;
3. риск ради успеха.
Следовательно, студенты-гуманитарии креативны, при этом ориентированы на будущее, но довольно слабо готовы рисковать ради успеха.
Далее, безусловно доминирующим качеством студентов-гуманитариев с высоким уровнем инновативности является креативность, что следует из сравнения трех факторов по первому приоритету.
В то время как показатели первого приоритета для гуманитариев со средним уровнем инновативности расходятся в значениях не столь сильно.
Следовательно, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновативности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее.
Итак, показатели по подгруппам студентов технических специальностей обладают большей дифференциацией, чем показатели студентов-гуманитариев. Одним из сходств является тот факт, что ни в одной из трех подгрупп большинством респондентов в качестве первого приоритета не выбрана креативность, как это произошло во всех трех подгруппах гуманитариев.
Значит, креативность – не доминирующий фактор для студентов технических направлений.
|
Большая часть студентов технических направлений с высоким уровнем инновативности выбрала в качестве первого приоритета такой фактор, как риск ради успеха, который занимал среди всех подгрупп гуманитариев третье место в шкале первого приоритета.
Второе место по количеству предпочтений в рамках первого приоритета среди технарей с высоким уровнем инновативности занимает фактор креативности.[26]
Следовательно, студенты технических направлений с высоким уровнем инновативности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность.
Студенты-технари со средним уровнем инновативности определяет первое место ориентации на будущее, на втором месте с незначительной разницей – креативность.[27]
Следовательно, студенты с техническим образованием со средним уровнем инновативности больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность, их склонность к риску ради успеха средняя.
Студенты из группы технарей с низким уровнем в первую очередь ориентированы на будущее.[28]
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Наибольшее количество студентов (как технических направлений, так и гуманитарных) обладают средним уровнем инновационности чуть меньше трети – высоким уровнем и 1-5 % студентов – низким уровнем.
Доминирующим качеством студентов-гуманитариев вне зависимости от уровня инновационности является креативность, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновационности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее.
|
К риску ради успеха гуманитарии склонны в слабой степени.
Креативность – вовсе не доминирующий фактор для всех студентов технических направлений.
Студенты технических направлений с высоким уровнем инновационности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность. Студенты-технари со средним уровнем инновационности больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность, их склонность к риску ради успеха средняя. Студенты из группы технарей с низким уровнем инновационности в первую очередь ориентированы на будущее.[29]
Общий уровень инновационности практически не зависит от направления подготовки, на котором обучаются студенты. Этот факт может свидетельствовать о том, что на общий уровень инновационности влияет не столько направление обучения, сколько вуз в целом.
Но для подтверждения или опровержения данной гипотезы следует провести аналогичное исследование среди студентов других вузов.[30]
При исследовании инновационных качеств (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее) современной молодежи мы выяснили, что 93 % студентов НИУ БелГУ имеют средний индекс инновационности 7 % — высокий индекс инновационности.
В группе испытуемых со средним индексом инновационности наблюдается средняя выраженность инновационных качеств: креативности, способности рисковать ради успеха, ориентированности на будущее.
В группе испытуемых, у которых обнаружился высокий индекс инновационности, креативность была высоко выражена. Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых важно разнообразие в жизни, им нравится создавать и придумывать что‑то новое, для них характерна любознательность. Остальные качества имеют среднюю степень выраженности.
|
Таким образом, развитая креативность у современной молодежи, обучающейся в высшем учебном заведении, показывает высокий индекс инновационности.
Мы определили особенности инновационных качеств у молодежи с различным уровнем жизнестойкости личности.
В группу испытуемых с уровнем жизнестойкости выше среднего вошли 16 % испытуемых с высоким уровнем инновационности и 84 % — со средним.
В группу со средним уровнем жизнестойкости вошли 4 % испытуемых с высоким индексом инновационности и 96 % — со средним.
В группе, у которой уровень жизнестойкости ниже — получается средний индекс инновационности. Таким образом, чем выше жизнестойкость, тем больше инновационность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые с развитой жизнестойкостью умеют находить нетрадиционные методы решения различных задач, эффективно реагируют на изменения, способны идти на риск ради успеха и не боятся перемен в своей жизни. Такие люди хорошо чувствуют себя в нестабильной среде, не боятся ошибок, реагируют на них.
Обсуждается проблема отношения молодежи к инновациям. В работе исследуются инновационные качества современных студентов в гуманитарных и технических областях обучения.
Анализ показал, что наибольшее количество студентов имеют средний уровень инновационности; чуть менее трети – высокий уровень; 1-5% студентов - низкий уровень.
Доминирующим качеством студентов-гуманитариев вне зависимости от уровня инновативности является креативность, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновативности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее. К риску ради успеха гуманитарии склонны в слабой степени.
Креативность – отнюдь не доминирующий фактор для всех подгрупп студентов технических направлений.
Студенты технических направлений с высоким уровнем инновативности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность; со средним уровнем инновативности – больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность.
Общий уровень инновативности практически не зависит от направления подготовки, на котором обучаются студенты. Этот факт может свидетельствовать о том, что на общий уровень инновативности влияет не столько направление обучения, сколько вуз в целом.[31]
Заключение
Специфичность ценностных ориентаций состоит в том, что они в отличие от других ценностных категорий, более плотно связаны с поведением субъекта, управляя данным ходом как осмысленным воздействием. А познание системы данных актуальных ориентиров разрешает не только предугадать последующее поведение юного поколения, но и изменить его, что актуально в наши дни.
Эксперты отмечают, что работающая молодежь в меньшей степени учитывается (или вообще не учитывается) при реализации молодежной политики.
К основным ценностям современной российской молодежи, по мнению экспертов, относятся:
– Материальные ценности
– Любовь / отношения
– Дружба / социальные контакты / общение
– Патриотизм / гражданская позиция
– Культурные ценности / культурная идентичность
– Карьера
– Индивидуализм
– Здоровый образ жизни
– Самореализация
– Образование / знания
– Социальная успешность / социальный статус
– Семья
– Удовольствия
– Стремление к переменам
Среди вышеперечисленных ценностей наиболее приоритетными ценностями современной российской молодежи, по мнению экспертов, являются ценности материального достатка, карьеры, общения, самовыражения, индивидуализма.
Молодежь выступает не только как объект социализации, но и как тип общественного обновления. Разговор с целью воспроизводства общественной системы и хранения собственных общественных структур жаждет образовать общественные стандарты и стереотипы (групповые, классовые, народные, профессиональные и др.), эталоны ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к социуму, личность усваивает данный общественный навык методом вхождения в социальную среду, систему связей. Особое внимание вызывает специфичность студенческой молодежи, которая представляет особое социальное единство. Студенческая молодежь в возможности создает базу культурной верхушки цивилизации.
Пластичность, восприимчивость и способность к усвоению большого объема информации позволяют рассматривать студентов как часть населения, абсолютно готовую к новым смыслам и определяющую цель эволюции социокультурной среды. Возрастает роль современной направленности социализации студентов в эпоху научно-технической революции, когда технологическое и социальное будущее населения все больше зависит от их знаний, совместной культуры и энергии.
То есть студенческая молодежь, являясь интенсивной инструментальной составляющей общества, позволяет прогнозировать цель эволюционной динамики общества.
Список литературы
1. Басилян, А.А. Восприятие инноваций и инновационного климата россиянами /А.А. Басилян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013 № 6 (118). 130 с.
2. Баранова, Е.С. Соотношение категорий в исследовании инноваций / Е.С. Баранова. Вестник Забайкальского государственного университета, 2012 № 2. 35 с.
3. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // В.Э. Бойков. Социол. Исследования, 2004. - №7. 34 с.
4. Волобуева, Н.М. Инновативные качества молодых людей с различным уровнем жизнестойкости личности. Человек. Сообщество. Управление / Н.М. Волобуева. №4. 2012. 70 с. 450 с.
5. Журавская, Н.Т. К вопросу о системном подходе к исследованию инноваций в высшей школе / Н.Т. Журавская. Вестник Томского государственного педагогического университета. № 3 2008. 120 с.
6. Загашев, И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством / И.О. Загашев. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010 Т. 12 № 5-2. 420 с.
7. Игебаева, Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // Ф.А. Игебаева. В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции, 2010. 450 с.
8. Игебаева, Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований, 2010. 67 с.
9. Игебаева, Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. 180 с.
10. Игебаева, Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 67 с.
11. Игебаева, Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей, 2008. 140 с.
12. Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 120 с.
13. Лебедева, Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Н.М. Лебедева. Психологический журнал. 2009 № 6. 92 с.
14. Лебедева, Н.М. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям // Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина. Вестник Государственного университет управления. № 1 2013. 300 с.
15. Лебедева, Н.М. Ценности культуры и отношение к инновациям в международной компании // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник научных статей / Под общ. ред. Н. Иванова, В.А. Штроо, Н. Лебедева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. 200 с.
16. Лебедева, Н.М. Медиативная роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 505 с.
17. Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
18. Орлова, Э.А. Понятие инновации в социокультурном исследовании / Э.А. Орлова. Вестник Академии права и управления, 2013 № 33. 80 с.
19. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // А.В. Петров. Социол. Исследования, 2008. - №2.
20. Пискунов, П.И. Целевая установка – готовность к инновациям / П.И. Пискунов. Аккредитация в образовании, 2013 № 2 (62). 120 с.
21. Пригульный, А.Г. Вопросы методологии в исследовании инноваций. Экономика и управление / А.Г. Пригульный. № 3 2007. 37 с.
22. Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 56 с.
23. Социальная психология и общество, 2016. Том. 7, № 2. 110 с.
24. Стрелков, В.И. Психология инноваций как новое направление в исследовании мотивации / В.И. Стрелков, Н.Н. Лебедев, И.В. Усачева. Интеграл. № 6 2010. 150 с.
25. Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.
26. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017.131 с.
27. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. исследования. 2004. -№3. 30 с.
28. Черкасова, Л.Л. Взаимосвязь креативного поведения личности, отношения к инновациям и ценностей Ш. Шварца /Л.Л. Черкасова // Альманах современной науки и образования, 2012 № 12. 23 с.
[1] Лебедева, Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Н.М. Лебедева. Психологический журнал, 2009 № 6. 92 с.
[2] Социальная психология и общество, 2016. Том. 7, № 2. 110 с.
[3] Игебаева, Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей, 2008. 67 с.
[4] Игебаева, Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. 140 с.
[5] Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. Исследования, 2004. -№3. 23 с.
[6] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
[7] Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // А.В. Петров. Социол. Исследования, 2008. - №2.
[8] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
[9] Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // В.Э. Бойков. Социол. Исследования, 2004. - №7. 25 с.
[10] Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи // В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 34 с.
[11] Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 56 с.
[12] Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол.
Исследования, 2004. - №3.
[13] Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
[14] Игебаева, Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 210 с.
[15] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.
[16] Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 180 с.
[17] Лебедева, Н.М. Медиативная роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 505 с.
[18] Загашев, И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством / И.О. Загашев. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010 Т. 12 № 5-2. 450 с.
[19] Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.
[20] Орлова, Э.А. Понятие инновации в социокультурном исследовании / Э.А. Орлова. Вестник Академии права и управления, 2013 № 33. 80 с.
[21] Баранова, Е.С. Соотношение категорий в исследовании инноваций / Е.С. Баранова. Вестник Забайкальского государственного университета, 2012 № 2. 35 с.
[22] Волобуева, Н.М. Инновативные качества молодых людей с различным уровнем жизнестойкости личности. Человек. Сообщество. Управление / Н.М. Волобуева. №4. 2012. 70 с.
[23] Басилян, А.А. Восприятие инноваций и инновационного климата россиянами /А.А. Басилян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013 № 6 (118). 130 с.
[24] Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.
[25] Пискунов, П.И. Целевая установка – готовность к инновациям / П.И. Пискунов. Аккредитация в образовании, 2013 № 2 (62). 120 с.
[26] Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. исследования. 2004. -№3. 30 с.
[27] Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 120 с.
[28] Стрелков, В.И. Психология инноваций как новое направление в исследовании мотивации / В.И. Стрелков, Н.Н. Лебедев, И.В. Усачева. Интеграл. № 6 2010. 150 с.
[29] Лебедева, Н.М. Ценности культуры и отношение к инновациям в международной компании // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник научных статей / Под общ. ред. Н. Иванова, В.А. Штроо, Н. Лебедева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2009. 200 с.
[30] Лебедева, Н.М. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям // Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина. Вестник Государственного университет управления. № 1 2013. 300 с.
[31] Черкасова, Л.Л. Взаимосвязь креативного поведения личности, отношения к инновациям и ценностей Ш. Шварца /Л.Л. Черкасова // Альманах современной науки и образования, 2012 № 12. 23 с.