Уровни инновативности у студентов




Мы изучили исследования специалистов по определению уровней инновативности современной молодежи н примере студентов различных специальностей. Именно студенты в ближайшее время будут определять потенциальное развитие разных регионов России. [25]

Необходимо понять, какие психологические особенности студентов Сибирского федерального университета предопределяют их готовность к инновационным преобразованиям в экономической, социальной и культурной сферах.

Можно сказать, что студенты именно гуманитарных направлений:

1. отдают предпочтение такому фактору, как креативность;

2. фактор ориентации на будущее;

3. риск ради успеха.

Следовательно, студенты-гуманитарии креативны, при этом ориентированы на будущее, но довольно слабо готовы рисковать ради успеха.

Далее, безусловно доминирующим качеством студентов-гуманитариев с высоким уровнем инновативности является креативность, что следует из сравнения трех факторов по первому приоритету.

В то время как показатели первого приоритета для гуманитариев со средним уровнем инновативности расходятся в значениях не столь сильно.

Следовательно, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновативности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее.

Итак, показатели по подгруппам студентов технических специальностей обладают большей дифференциацией, чем показатели студентов-гуманитариев. Одним из сходств является тот факт, что ни в одной из трех подгрупп большинством респондентов в качестве первого приоритета не выбрана креативность, как это произошло во всех трех подгруппах гуманитариев.

Значит, креативность – не доминирующий фактор для студентов технических направлений.

Большая часть студентов технических направлений с высоким уровнем инновативности выбрала в качестве первого приоритета такой фактор, как риск ради успеха, который занимал среди всех подгрупп гуманитариев третье место в шкале первого приоритета.

Второе место по количеству предпочтений в рамках первого приоритета среди технарей с высоким уровнем инновативности занимает фактор креативности.[26]

Следовательно, студенты технических направлений с высоким уровнем инновативности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность.

Студенты-технари со средним уровнем инновативности определяет первое место ориентации на будущее, на втором месте с незначительной разницей – креативность.[27]

Следовательно, студенты с техническим образованием со средним уровнем инновативности больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность, их склонность к риску ради успеха средняя.

Студенты из группы технарей с низким уровнем в первую очередь ориентированы на будущее.[28]

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Наибольшее количество студентов (как технических направлений, так и гуманитарных) обладают средним уровнем инновационности чуть меньше трети – высоким уровнем и 1-5 % студентов – низким уровнем.

Доминирующим качеством студентов-гуманитариев вне зависимости от уровня инновационности является креативность, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновационности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее.

К риску ради успеха гуманитарии склонны в слабой степени.

Креативность – вовсе не доминирующий фактор для всех студентов технических направлений.

Студенты технических направлений с высоким уровнем инновационности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность. Студенты-технари со средним уровнем инновационности больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность, их склонность к риску ради успеха средняя. Студенты из группы технарей с низким уровнем инновационности в первую очередь ориентированы на будущее.[29]

Общий уровень инновационности практически не зависит от направления подготовки, на котором обучаются студенты. Этот факт может свидетельствовать о том, что на общий уровень инновационности влияет не столько направление обучения, сколько вуз в целом.

Но для подтверждения или опровержения данной гипотезы следует провести аналогичное исследование среди студентов других вузов.[30]

При исследовании инновационных качеств (креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее) современной молодежи мы выяснили, что 93 % студентов НИУ БелГУ имеют средний индекс инновационности 7 % — высокий индекс инновационности.

В группе испытуемых со средним индексом инновационности наблюдается средняя выраженность инновационных качеств: креативности, способности рисковать ради успеха, ориентированности на будущее.

В группе испытуемых, у которых обнаружился высокий индекс инновационности, креативность была высоко выражена. Это свидетельствует о том, что для этой группы испытуемых важно разнообразие в жизни, им нравится создавать и придумывать что‑то новое, для них характерна любознательность. Остальные качества имеют среднюю степень выраженности.

Таким образом, развитая креативность у современной молодежи, обучающейся в высшем учебном заведении, показывает высокий индекс инновационности.

Мы определили особенности инновационных качеств у молодежи с различным уровнем жизнестойкости личности.

В группу испытуемых с уровнем жизнестойкости выше среднего вошли 16 % испытуемых с высоким уровнем инновационности и 84 % — со средним.

В группу со средним уровнем жизнестойкости вошли 4 % испытуемых с высоким индексом инновационности и 96 % — со средним.

В группе, у которой уровень жизнестойкости ниже — получается средний индекс инновационности. Таким образом, чем выше жизнестойкость, тем больше инновационность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые с развитой жизнестойкостью умеют находить нетрадиционные методы решения различных задач, эффективно реагируют на изменения, способны идти на риск ради успеха и не боятся перемен в своей жизни. Такие люди хорошо чувствуют себя в нестабильной среде, не боятся ошибок, реагируют на них.

Обсуждается проблема отношения молодежи к инновациям. В работе исследуются инновационные качества современных студентов в гуманитарных и технических областях обучения.

Анализ показал, что наибольшее количество студентов имеют средний уровень инновационности; чуть менее трети – высокий уровень; 1-5% студентов - низкий уровень.

Доминирующим качеством студентов-гуманитариев вне зависимости от уровня инновативности является креативность, респонденты-гуманитарии со средним уровнем инновативности не только креативны, но в большой степени ориентированы на будущее. К риску ради успеха гуманитарии склонны в слабой степени.

Креативность – отнюдь не доминирующий фактор для всех подгрупп студентов технических направлений.

Студенты технических направлений с высоким уровнем инновативности склонны к риску ради успеха практически в той же степени, в какой им присуща креативность; со средним уровнем инновативности – больше, чем респонденты других групп, ориентированы на будущее, но им не чужда и креативность.

Общий уровень инновативности практически не зависит от направления подготовки, на котором обучаются студенты. Этот факт может свидетельствовать о том, что на общий уровень инновативности влияет не столько направление обучения, сколько вуз в целом.[31]

 

Заключение

 

 

 

Специфичность ценностных ориентаций состоит в том, что они в отличие от других ценностных категорий, более плотно связаны с поведением субъекта, управляя данным ходом как осмысленным воздействием. А познание системы данных актуальных ориентиров разрешает не только предугадать последующее поведение юного поколения, но и изменить его, что актуально в наши дни.

Эксперты отмечают, что работающая молодежь в меньшей степени учитывается (или вообще не учитывается) при реализации молодежной политики.

К основным ценностям современной российской молодежи, по мнению экспертов, относятся:

– Материальные ценности

– Любовь / отношения

– Дружба / социальные контакты / общение

– Патриотизм / гражданская позиция

– Культурные ценности / культурная идентичность

– Карьера

– Индивидуализм

– Здоровый образ жизни

– Самореализация

– Образование / знания

– Социальная успешность / социальный статус

– Семья

– Удовольствия

– Стремление к переменам

Среди вышеперечисленных ценностей наиболее приоритетными ценностями современной российской молодежи, по мнению экспертов, являются ценности материального достатка, карьеры, общения, самовыражения, индивидуализма.

Молодежь выступает не только как объект социализации, но и как тип общественного обновления. Разговор с целью воспроизводства общественной системы и хранения собственных общественных структур жаждет образовать общественные стандарты и стереотипы (групповые, классовые, народные, профессиональные и др.), эталоны ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к социуму, личность усваивает данный общественный навык методом вхождения в социальную среду, систему связей. Особое внимание вызывает специфичность студенческой молодежи, которая представляет особое социальное единство. Студенческая молодежь в возможности создает базу культурной верхушки цивилизации.

Пластичность, восприимчивость и способность к усвоению большого объема информации позволяют рассматривать студентов как часть населения, абсолютно готовую к новым смыслам и определяющую цель эволюции социокультурной среды. Возрастает роль современной направленности социализации студентов в эпоху научно-технической революции, когда технологическое и социальное будущее населения все больше зависит от их знаний, совместной культуры и энергии.

То есть студенческая молодежь, являясь интенсивной инструментальной составляющей общества, позволяет прогнозировать цель эволюционной динамики общества.

 

Список литературы

 

1. Басилян, А.А. Восприятие инноваций и инновационного климата россиянами /А.А. Басилян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013 № 6 (118). 130 с.

2. Баранова, Е.С. Соотношение категорий в исследовании инноваций / Е.С. Баранова. Вестник Забайкальского государственного университета, 2012 № 2. 35 с.

3. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // В.Э. Бойков. Социол. Исследования, 2004. - №7. 34 с.

4. Волобуева, Н.М. Инновативные качества молодых людей с различным уровнем жизнестойкости личности. Человек. Сообщество. Управление / Н.М. Волобуева. №4. 2012. 70 с. 450 с.

5. Журавская, Н.Т. К вопросу о системном подходе к исследованию инноваций в высшей школе / Н.Т. Журавская. Вестник Томского государственного педагогического университета. № 3 2008. 120 с.

6. Загашев, И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством / И.О. Загашев. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010 Т. 12 № 5-2. 420 с.

7. Игебаева, Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // Ф.А. Игебаева. В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции, 2010. 450 с.

8. Игебаева, Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований, 2010. 67 с.

9. Игебаева, Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. 180 с.

10. Игебаева, Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 67 с.

11. Игебаева, Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей, 2008. 140 с.

12. Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 120 с.

13. Лебедева, Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Н.М. Лебедева. Психологический журнал. 2009 № 6. 92 с.

14. Лебедева, Н.М. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям // Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина. Вестник Государственного университет управления. № 1 2013. 300 с.

15. Лебедева, Н.М. Ценности культуры и отношение к инновациям в международной компании // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник научных статей / Под общ. ред. Н. Иванова, В.А. Штроо, Н. Лебедева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. 200 с.

16. Лебедева, Н.М. Медиативная роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 505 с.

17. Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.

18. Орлова, Э.А. Понятие инновации в социокультурном исследовании / Э.А. Орлова. Вестник Академии права и управления, 2013 № 33. 80 с.

19. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // А.В. Петров. Социол. Исследования, 2008. - №2.

20. Пискунов, П.И. Целевая установка – готовность к инновациям / П.И. Пискунов. Аккредитация в образовании, 2013 № 2 (62). 120 с.

21. Пригульный, А.Г. Вопросы методологии в исследовании инноваций. Экономика и управление / А.Г. Пригульный. № 3 2007. 37 с.

22. Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 56 с.

23. Социальная психология и общество, 2016. Том. 7, № 2. 110 с.

24. Стрелков, В.И. Психология инноваций как новое направление в исследовании мотивации / В.И. Стрелков, Н.Н. Лебедев, И.В. Усачева. Интеграл. № 6 2010. 150 с.

25. Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.

26. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017.131 с.

27. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. исследования. 2004. -№3. 30 с.

28. Черкасова, Л.Л. Взаимосвязь креативного поведения личности, отношения к инновациям и ценностей Ш. Шварца /Л.Л. Черкасова // Альманах современной науки и образования, 2012 № 12. 23 с.


[1] Лебедева, Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Н.М. Лебедева. Психологический журнал, 2009 № 6. 92 с.

[2] Социальная психология и общество, 2016. Том. 7, № 2. 110 с.

[3] Игебаева, Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей, 2008. 67 с.

[4] Игебаева, Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. 140 с.

[5] Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. Исследования, 2004. -№3. 23 с.

[6] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.

[7] Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // А.В. Петров. Социол. Исследования, 2008. - №2.

[8] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.

[9] Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // В.Э. Бойков. Социол. Исследования, 2004. - №7. 25 с.

[10] Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи // В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 34 с.

[11] Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи //В.Е. Семенов. Социол. Исследования, 2007 - №4. 56 с.

[12] Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол.

Исследования, 2004. - №3.

[13] Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.

[14] Игебаева, Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 210 с.

[15] Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. – М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.

[16] Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 180 с.

[17] Лебедева, Н.М. Медиативная роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. 505 с.

[18] Загашев, И.О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством / И.О. Загашев. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010 Т. 12 № 5-2. 450 с.

[19] Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.

[20] Орлова, Э.А. Понятие инновации в социокультурном исследовании / Э.А. Орлова. Вестник Академии права и управления, 2013 № 33. 80 с.

[21] Баранова, Е.С. Соотношение категорий в исследовании инноваций / Е.С. Баранова. Вестник Забайкальского государственного университета, 2012 № 2. 35 с.

[22] Волобуева, Н.М. Инновативные качества молодых людей с различным уровнем жизнестойкости личности. Человек. Сообщество. Управление / Н.М. Волобуева. №4. 2012. 70 с.

[23] Басилян, А.А. Восприятие инноваций и инновационного климата россиянами /А.А. Басилян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2013 № 6 (118). 130 с.

[24] Фатеев, А.А. Понятие «готовность к инновациям» как психологическая проблема / А.А. Фатеев. В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. 100 с.

[25] Пискунов, П.И. Целевая установка – готовность к инновациям / П.И. Пискунов. Аккредитация в образовании, 2013 № 2 (62). 120 с.

[26] Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова. Социол. исследования. 2004. -№3. 30 с.

[27] Игебаева, Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. 120 с.

[28] Стрелков, В.И. Психология инноваций как новое направление в исследовании мотивации / В.И. Стрелков, Н.Н. Лебедев, И.В. Усачева. Интеграл. № 6 2010. 150 с.

[29] Лебедева, Н.М. Ценности культуры и отношение к инновациям в международной компании // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник научных статей / Под общ. ред. Н. Иванова, В.А. Штроо, Н. Лебедева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2009. 200 с.

[30] Лебедева, Н.М. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показателей социального капитала и отношения к инновациям // Н.М. Лебедева, Е.В. Бушина. Вестник Государственного университет управления. № 1 2013. 300 с.

[31] Черкасова, Л.Л. Взаимосвязь креативного поведения личности, отношения к инновациям и ценностей Ш. Шварца /Л.Л. Черкасова // Альманах современной науки и образования, 2012 № 12. 23 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: