Жизнь не стоит на месте, она бурлит, она кипит, она каждый день руками людей творит что-то новое. Иногда это новое - хорошо забытое старое. Однако не всегда то забытое несет пользу, а уж если идеи изначальные исковерканы, то и вовсе вред.
Сегодня на разных производствах, в многочисленных офисах мы слышим новомодные нерусские словечки: «лин», «дао Тойота», «ТПС». Все они означают «бережливое производство». Нечто впервые упомянутое Генри Фордом, черпавшим вдохновение в труде Маркса «Капитал». Идеи Форда не пришлись по вкусу многим его соотечественникам, но понравились японцам. Тайити Оно, отец производственной системы Тойота, повел компанию по пути «канбан», что вело к производству без потерь, а со временем выводило компанию на всемирно признанный уровень – уровень восхищения и завистливых взглядов. На все вопросы о причинах успеха вежливые японцы едва заметно улыбаются, слегка кланяются, будто за что-то извиняясь, и указывают на портрет Оно. Мол, читайте его труды, учитесь у нас, быть может, вы познаете Дао Тойота. Как давно известно, пути бывают разные, есть темные, есть светлые. На светлых пятна заметны больше, на темном же есть укромные уголки, где можно спрятать нечто неугодное. Окунувшись в историю Японии, мы видим их неуемную любовь к сокрытию истины, эта любовь помогла переплюнуть даже замысловатые интриги внутри Мадридского двора. Увлекаясь стороной светлой, успешной, многие невольно забывают о второй стороне медали. Наши предки учили нас – не все то золото, что блестит. Быть может, пора к ним прислушаться? Что так охотно перенимаем мы у тех, кто давно точит зуб на нас?
Давайте разберемся, что за «свинью» подсовывают менеджерам-управленцам, директорам, кадровикам, технологам на тренингах, в книжках-самоучителях, в учебниках японских, американских или проамериканских авторов. Ведь врага нужно знать в лицо.
|
«Бережливое производство», или «дядя Сэм» снова наследил.
Тайити Оно был ярым противником любых потерь, как и любой представитель страны Восходящего Солнца. К этому он и стремился. Не углубляясь в терминологию и философию, а также в культурологические, этнические особенности, просто приведем определение, пускай и первое попавшееся:
«…концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя».
Звучит просто, лаконично, в общем, понятно и никакой угрозы само по себе не представляет. Вокруг этого понятия обитает и множество других. Например, упомянутый нами выше «канбан»:
«…система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок».
Главными аспектами бережливого производства являются ценность и потери. Цель – стремление к устранению потерь. Таким образом, все делается с нацеленностью на результат, а цель всего этого – заработать побольше, потратить поменьше. Что же получается? Мы снова видим типичные проявления «торгашеской» философии. В этом завуалированном философией и японскими словечками и терминами явлении снова проглядывается ухмылка нации «торгашей» - американцев.
Купля-продажа сама по себе ни плоха, ни хороша. Все зависит от того, ЧТО мы продаем и КОМУ. Если посмотреть внимательней на современный запад или на тот же восток, мы видим, что любое производство здесь стремится, прежде всего, к выгоде. Причем выгоде крайне однобокой, представляющейся в виде хрустящих зеленых или разноцветных бумажек в карманах определенного круга людей. Цель одна – разбогатеть. В американском видении мира мы знаем, что «все средства хороши». В японском же понимании «абсолютно все средства хороши».
|
В современном обществе, бизнес обществе, не принято открыто говорить о своих намерениях. Ведь есть риск нарваться на неприятности. Для этого создаются философии, новые концепции, сразу же обрастающие занимательными историями, невероятными примерами из цикла «ЖЗЛ», собираются толпы поклонников и последователей. Все, одержимые идей заработать, сорвать куш и уйти на заслуженный отдых. Как в анекдоте «и черт меня кто найдет». Так похоже на секту, не правда ли? На сетевой маркетинг, ну чем не МММ или Амвей или Эйвон?..
Казалось бы, что в этом плохого? С одной стороны ничего. С другой же – принятие какой либо философии, подразумевающей обогащение одной группы людей за счет другой, - это путь в никуда. Эта та самая темная дорожка «дао», это то самое потребительское общество, за которое так ратуют американские власти. В этом пути нет никакого развития для производства, нет роста, нет цели обогащения всего государства, наращивания его мощи. Почему нет обогащения государства? Все очень просто – большинство мировых компаний, производящих что-либо, находятся в частных руках. Государство имеет ничтожную прибыль со всего этого безобразия. Кто-то возразит, что развитие есть, что бережливость благоприятно сказывается на производстве. Да, но за чей счет? Не бывает, что бы всем было хорошо, кто-то всегда страдает. Если всей верхушке хорошо, то, надо полагать, что всем, кто внизу, плохо. К сожалению, помимо простых служащих, рабочих, там внизу находится и государство, о котором если кто только и помнит, - то только эти рядовые сотрудники. И речь не только о России, то же самое происходит и в США, и в Японии, и во многих других странах.