Введение
1. Методика проведения тренировок, тактико-строевых (тактико-специальных) занятий
2. Методика проведения командно-штабных учений (с элементами ТСУ)
3. Методика проведения тактико-специальных учений
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных техногенных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, а также социальных конфликтах, требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение вредных последствий. Нередко это связано с риском для жизни и здоровья людей, нанесением значительного морального и материального ущерба.
Сотрудники органов внутренних дел, решая оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в чрезвычайных обстоятельствах различного характера, нередко сталкиваются с необходимостью их выполнения в условиях, приближенных к боевым. В этих условиях от аппаратов оперативного управления и личного состава требуется быть готовыми к выполнению не только оперативно-служебных, но и служебно-боевых задач в различных условиях складывающейся обстановки.
Для выполнения поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера организованно и четко необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций.
Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств при выполнении оперативно-боевых задач в условиях резкого осложнения оперативной обстановки.
|
Ответственность за организацию и состояние подготовки органов управления, элементов группировки сил и средств к действиям при ЧО несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД РФ, образовательных учреждений МВД РФ, горрайлинорганов внутренних дел, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых (подразделения, подчиненные) участвует в решении задач при ЧО.
Подготовка сил и средств к действиям при ЧО включает:
· подготовку органов управления к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах;
· одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел к действиям при ЧО;
· подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;
· материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению ЧО.
Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств всех уровней должна осуществляться, начиная с простейших форм и заканчиваться более сложными.
Обучение проводится:
а) органов управления:
на методических занятиях, групповых упражнениях - ежемесячно;
на штабных тренировках - ежеквартально;
на командно-штабных учениях - один раз в полугодие;
б) элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения):
на тренировках - ежемесячно;
на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) - ежеквартально;
|
в) совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств - на тактико-специальных (тактических) учениях - по окончанию года.
В органах внутренних дел обучение сотрудников, слаживание элементов группировки сил и средств организуется кадровыми подразделениями.
Организация подготовки органов управления возлагается на штабные подразделения.
Все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся на местности, на картах или макете местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Ответственность возлагается за подготовку и проведение:
· совместных командно-штабных, тактико-специальных (тактических) учений - на министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждений МВД России;
· командно-штабных учений, штабных тренировок - на заместителей министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждений МВД России;
· штабных тренировок, тактико-строевых занятий и тренировок элементов группировки сил и средств - на руководителей горрайорганов.
Координацию, методическое обеспечение, планирование и контроль за состоянием готовности сил и средств к действиям при ЧО осуществляют штабные подразделения.
Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные занятия позволяют постоянно поддерживать высокую готовность личного состава к качественному выполнению внезапно возникающих задач при чрезвычайных обстоятельствах. Практическая направленность процесса обучения позволит выработать умение и навыки у сотрудников действовать в конкретной оперативной обстановке.
|
В данной контрольной работе я рассмотрю методику обучения и слаживания действий личного состава групп при чрезвычайных ситуациях, проводимых в ходе проведения тренировок, тактико-строевых (тактико-специальных) занятий, тактико-специальных учений, командно-штабных учений.
1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК, ТАКТИКО-СТРОЕВЫХ (ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ) ЗАНЯТИЙ
Тренировки элементов группировки (ТЭГ) применяется для отработки способов действий сотрудников, групп оперативного построения, подразделений в различных условиях служебной деятельности, их первоначального слаживания и подготовки к тактико-специальным занятиям, учениям.
На ТЭГ приёмы и способы действий отрабатываются сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Отработка приёмов и способов действий продолжается до тех пор, пока каждый обучаемый не будет твердо знать своё место в боевом порядке и не научится увязывать свои действия с действиями товарищей.
ТЭГ подразделяются на самостоятельные и совместные. На самостоятельных ТЭГ действия соседних групп, нарядов, подразделений и взаимодействующих органов обозначаются, что позволяет отрабатывать отдельные вопросы взаимодействия с соседями и администрацией объектов, районов, городов. Полная отработка этих вопросов осуществляется на совместных ТЭГ, на которые привлекаются соседние группы оперативного построения, наряды, подразделения и представители взаимодействующих органов.
Обучение групп оперативного построения проводит их непосредственный начальник (командир, старший, руководитель). В строевых подразделениях это означает, что занятия со взводом проводит командир взвода, с ротой - командир роты. Однако это только общий принцип. В проведении ТЭГ могут и должны принимать участие и офицеры управленческого звена.
Основными методами обучения на ТЭГ являются показ, объяснение и упражнение (тренировка). Продолжительность ТЭГ может быть 1-6 часов. При этом целесообразно, чтобы время на показ и объяснение не превышало 10-15 % от отведённого на основную часть занятия.
Подготовка ТЭГ включает:
уточнение или определение исходных данных;
личную подготовку к занятию руководителя и обучаемых;
выбор и подготовку места (района) проведения занятия;
материальное обеспечение.
Исходными данными являются: тема, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время, продолжительность, место (район) проведения занятия, руководства (пособия) к занятию, нормы расхода материальных, имитационных и других средств. Большая часть этих данных содержится в программах и планах служебной подготовки (расписаниях занятий), приказах и указаниях вышестоящих начальников. Недостающие данные руководитель занятия определяет самостоятельно. Большое значение имеет умелый выбор места (района) проведения занятия. Размеры его зависят от масштаба занятия и характера учебных вопросов, но в любом случае должна быть обеспечена возможность поучительной отработки всех намеченных вопросов и личного наблюдения за действиями всех обучаемых.
Готовясь к занятию, руководитель обязан провести рекогносцировку, в ходе которой он определяет: на каком участке или учебном месте какой учебный вопрос будет отрабатываться; способы обозначения действий преступников (противника).
В ходе подготовки к занятию руководителю следует глубоко продумать методику отработки каждого учебного вопроса, определить последовательность своих действий при проведении занятия, порядок подготовки и использования своих помощников (если в них есть необходимость).
Если на занятии руководителю предстоит осуществлять личный показ выполнения каких-либо приёмов или действий, он должен всесторонне подготовиться, чтобы выполнить их образцово. Личная подготовка руководителя завершается разработкой плана проведения занятия. План составляется в произвольной форме. Вариант плана проведения ТЭГ - приложение. План подписывается руководителем занятия, утверждается непосредственным начальником руководителя занятия не позднее 2-3 дней до начала занятия.
Тактико-специальное (тактико-строевое) занятие (ТСЗ) в отличие от тренировок с элементами группировки применяется для отработки способов действий всех сотрудников, задействуемых в группах оперативного построения при возникновении чрезвычайных обстоятельств по тому или иному сигналу оповещения, установленному в системе МВД РФ.
На ТСЗ командно-начальствующий состав совершенствует свои навыки в уяснении задачи, оценке обстановки, принятии решения, отдаче распоряжений, организации взаимодействия и управления силами и средствами, а подразделения в целом обучаются слаженным действиям.
При проведении ТСЗ основным методом обучения является упражнение (тренировка) личного состава в выполнении по элементам тактических приемов и действий. Если же занятие будет проводиться не по элементам, без повторения плохо отработанных приемов, а непрерывно от начала и до конца, то никакого упражнения и тренировки не будет, фактически ТСЗ превратится в импровизацию плохого тактического учения и учебных целей достичь не удастся.
. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ (с элементами ТСУ)
Подготовка КШУ включает: планирование учения; подготовку обучаемых органов управления, сил и средств; подготовку района (учебных объектов, мест) учения; проведение занятий с руководством учения и посредниками; медицинское, материальное и техническое обеспечение.
Планирование КШУ осуществляется заблаговременно, в период планирования мероприятий по подготовке органов внутренних дел на очередной год.
В случае необходимости привлечения к участию в учении органов управления, сил и средств подразделений внутренних войск, других взаимодействующих структур эти вопросы согласовываются с соответствующими органами управления в период планирования.
Непосредственная подготовка учения также осуществляется заблаговременно - за 1,5 - 2 месяца до его начала.
Первоначально работа организуется в составе специально организованной группы планирования во главе с начальником штаба руководства назначенным руководителем учения.
Основополагающим документом, на основе которого готовятся все документы по учению, является план проведения учения, разрабатываемый на карте (плане города, схеме).
На плане отражаются: наименование учения и его масштаб, с кем оно проводится, тема, время проведения, этапы учения и их продолжительность; учебные вопросы, отрабатываемые в ходе каждого этапа; исходная обстановка к началу учения; замысел действий сторон; задачи взаимодействующих органов управления, сил и средств; основные элементы ожидаемого решения обучаемых; ориентировочное положение сторон по обстановкам оперативных скачков; показатели проводимых операций.
При этом одной из сторон необходимо считать обучаемые органы управления, силы и средства, противоположной - террористические группы, бандгруппы, в случае массовых беспорядков - криминогенные элементы, зачинщиков и часть населения, участвующих в массовых беспорядках.
В исходной обстановке в зависимости от темы учения могут отражаться пункты постоянной или временной дислокации обучаемых, взаимодействующих органов управления, воинских соединений, частей, подразделений органов внутренних дел, оказывающие влияние на обстановку в ходе учения, объекты предусматриваемые в соответствие с замыслом к использованию противоположной стороной (важные государственные объекты - атомной, электронной, химической промышленности, государственного управления, аэропорты, ж/д вокзалы, мосты и т.п.; больницы, детские учреждения и др.);
Элементы противоположной стороны - районы (места) расположения террористических групп, бандгрупп и др. Если к началу учения создастся обстановка по действиям противоположной стороны (захват заложников, диверсии на объектах промышленности и др.), то эти действия отражаются на карте. В случае отработки в ходе КШУ вопросов борьбы с техногенным терроризмом - на карту наносятся границы зон заражения местности и т.д.
В показателях операций могут отражаться их продолжительность, при необходимости пространственный размах, количественный состав привлекаемых сил и средств и др.
План КШУ подписывается руководителем учения и утверждается старшим начальником.
К плану прилагается пояснительная записка, в которой излагаются: тема, учебные и исследовательские цели; время и район проведения учения; состав привлекаемых органов управления, сил и средств; состав сторон по учению; содержание замысла действий сторон и исходной обстановки (не замысла учения, а замысла действий сторон т.е. как по плану руководителя учения планируются действия сторон. К примеру: "группа террористов, захватив заложников, предусматривает потребовать......, затем...... и т.д. Органы внутренних дел предусматривают следующие действия"; порядок проведения учения; организация руководства учением и посреднического аппарата; место, время и порядок проведения разбора учения.
Кроме плана с пояснительной запиской при подготовке КШУ разрабатывается комплект документов: организационных; учебно-методических; оперативных; по обеспечению учения.
К организационным документам относятся:
· календарный план подготовки учения;
· организационные указания по подготовке и проведению учения с приложениями.
Календарный план подготовки учения разрабатывается для обеспечения организованной работы руководства и своевременного проведения всех подготовительных мероприятий. В плане предусматриваются все необходимые мероприятия, которые должны быть проведены при подготовке учения, сроки выполнения каждого мероприятия и ответственные за их выполнение.
Организационные указания разрабатываются сразу после разработки замысла учения и календарного плана подготовки и доводятся до обучаемых органов управления, сил и средств в части, их касающейся с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целенаправленной подготовки к учению.
В организационных указаниях определяются: ориентировочное время проведения и характер учения; состав руководства учением; привлекаемые органы управления, силы и средства, в т.ч. и взаимодействующие, в какой роли они будут выступать; организация посреднического аппарата на учении; мероприятия и привлекаемые силы и средства связи для обеспечения связи руководства; мероприятия по обеспечению поддержания постоянной боевой готовности на период проведения учения; мероприятия по обеспечению безопасности и другие вопросы. За 7-10 дней до проведения командно-штабного учения организационные указания направляются в орган внутренних дел.
Учебно-методические документы:
· план - календарь проведения учения;
· оперативное задание и карта исходной обстановки;
· план наращивания обстановки;
· частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения и посредников;
· другие необходимые документы.
План-календарь проведения учения разрабатывается для обеспечения организационной работы руководства и посредников в ходе учения. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, организация работы руководства, посредников и обучаемых по основным вопросам учения с указанием времени на их отработку.
Оперативное задание являются исходными документами для обучаемых и предназначаются для ввода их в обстановку к началу учения и проведения подготовительных мероприятий. Исходная обстановка на карту наносится с карты плана учения. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; управление силами и средствами; дополнительные данные о противоположной стороне; справочные данные.
В разделе "Общая обстановка" излагаются сведения по политической, социально - экономической и криминогенной обстановке в регионе (т.е. на территории не только района, области, республики или города, в котором дислоцируется обучаемый орган управления, но значительно шире, в отдельных случаях, в зависимости от целей учения, можно давать сведения и в масштабах страны) на конкретно определенное время; роль и место обучаемого органа управления и его структурных подразделений в данной обстановке.
В разделе "Частная обстановка" более детально излагаются данные обстановки в административно - территориальных границах территории ответственности; о состоянии и характере оперативно - служебных (служебно-боевых задач), выполняемых на данное, конкретное время обучаемыми органами управления, подчиненными ему силами и средствами, а также взаимодействующими силами и средствами.
В разделе "Управление силами и средствами" даются данные о состоянии системы управления, с каких пунктов управления оно осуществляется, их положение и состояние, проблемы в управлении силами и средствами.
В разделе "Дополнительные данные о противоположной стороне" указываются те данные, которые в реальной обстановке могут быть получены к этому времени от различных источников по действиям противоположной стороны.
В разделе "Справочные данные" сообщаются те особенности обстановки, которые на учении, в отличие от реальной обстановки, нельзя самостоятельно учесть обучаемым без указаний руководства, а также допускаемые условности. К ним можно отнести: особенности штатного состава и организационной структуры своих и взаимодействующих сил и средств; характеристика объектов (на которых в ходе учения отрабатываются основные учебные вопросы); метеорологические, физико-географические условия и состояние коммуникаций в районе учения; что исполнить и к выполнению каких задач быть готовым.
Приложениями к оперативному заданию являются: карты (схемы) исходной обстановки; данные по составу и укомплектованности сил и средств; о наличии исправной техники и вооружения, боеприпасов, горючего и других материальных средств; другие необходимые данные.
План наращивания обстановки представляет собой текстовой перечень данных о действиях и состоянии противоположной стороны и своих сил и средств, других данных обстановки, распоряжений, докладов, информации, которые могли бы реально поступать в ту или иную инстанцию из различных источников.
При подготовке учения необходимо учесть, что план учения необходимо утверждать не менее чем за 1 месяц до его начала.
Все документы и информация используемые в ходе КШУ должна быть обязательно с грифом "По учению", с тем, чтобы не внести путаницу в выполнение реальных оперативно - служебных (служебно-боевых задач). Сигналы управления используемые в ходе КШУ должны быть также учебными, разработанные штабом руководства учением накануне и доведены до обучаемых вместе с оперативным заданием.
Своевременное реагирование и успешное управление силами и средствами, привлекаемыми к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств во многом зависит от правильности принятых решений и качества подготовленных документов. В этих условиях особенно остро встает вопрос фактора времени, необходимого для более эффективного реагирования и организации действий сил и средств по стабилизации обстановки.
Для сокращения времени на принятие управленческих решений в оперативных штабах и других органах управления целесообразно использовать формализованные документы. В первую очередь они могут применяться для подготовки предложений, необходимых типовых расчетов, непосредственно решений, передачи распоряжений, донесений и т.д.
Бланки этих документов отрабатываются заранее и изготавливаются в необходимом количестве. При этом следует иметь в виду, что структура документа и содержание его предписаний, количество пунктов, подпунктов и их логическая последовательность зависят в каждом конкретном случае от возникших задач и целей, которые преследует тот или иной документ.
Составной частью работы по подготовке КШУ на местности является проведение рекогносцировки. Она проводится одновременно с разработкой плана проведения командно-штабного учения в целях его уточнения или сразу после разработки замысла. На рекогносцировку руководитель учения может привлечь своих заместителей и помощников, отдельных сотрудников штаба руководства.
Подготовка офицеров руководства учения и посреднического аппарата должны обеспечить единое и правильное понимание ими разработанного плана КШУ, своей роли и обязанностей по обучению органа внутренних дел, а также обеспечить знание ими теоретических положений по отрабатываемой теме. Подготовленные офицеры руководства и посреднического аппарата готовят сотрудников и команды, выделенные для обеспечения учения.
Подготовка офицеров руководства и посреднического аппарата начинается обычно с изучения ими приказов, директив, уставов, наставлений и других руководящих документов. Кроме того, для них читаются лекции, с ними проводятся семинары, практические занятия на макете местности (объекта). Они изучают план проведения учения.
При необходимости для проверки умения сотрудников работать на средствах связи, пользоваться переговорными таблицами и другими документами скрытого управления во время подготовки может проводиться совместная тренировка руководства и посреднического аппарата на средствах связи.
Сотрудники готовятся к учению обычно в ходе служебной подготовки, дополнительных занятий и самостоятельной работы. Они изучают приказы, директивы, уставы и наставления, решают летучки, с ними проводятся групповые упражнения, радиотренировки, с подразделениями проводятся тренировки и занятия. Перед учением от них могут приниматься зачеты.
Подготовка совместного командно-штабного учения имеет некоторые особенности. Старший оперативный начальник при подготовке учения намечает категорию сотрудников, привлекаемых от взаимодействующих органов. Коллективы обучаемых, привлекаемые от взаимодействующих органов, могут формироваться по-разному. На одних учениях может обучаться сокращенный состав взаимодействующего органа, с включением в нее сотрудников от различных управлений (отделов), на других учениях могут самостоятельно участвовать как группа сотрудников, так и коллективы управлений (отделов) взаимодействующего органа.
Порядок разработки плана проведения совместного командно-штабного учения и других документов существенных отличий от разработки обычных КШУ не имеет.
Командно-штабное учение на местности может начинаться по-разному. Оно может начинаться непосредственно с вручения обучаемым оперативного задания или боевого приказа (распоряжения).
Оперативное задание может выдаваться обучаемым заблаговременно, за 5-7 дней до начала учения, чтобы они могли изучить исходную обстановку и подготовиться к учению. В этом случае задачи доводятся (ставятся) до обучаемых в установленное время в виде приказа или распоряжения.
Оперативное задание может вручаться обучаемым и накануне проведения командно-штабного учения; в этом случае в нем указывается конкретная задача. Руководитель предоставляет обучаемым время для принятия решения по обстановке, заслушивает его и определяет целесообразность принятого решения и избранных способов выполнения задач.
В тех случаях, когда учебными целями учения ставится проверка служебно-боевой готовности (действий по сигналам), в начале учения проводится сбор обучаемых управлений и привлекаемых на учение подразделений. Руководитель учения проверяет систему оповещения сотрудников и подразделений, сроки и организованность сбора, полноту экипировки обучаемых, сбор транспортных средств и т. д.
После вручения оперативного задания (распоряжения) обучаемым им предоставляется необходимое время для организации действий, которое должно соответствовать реальному объему работы.
В ходе учения руководитель основное внимание уделяет обучению командира, изучает его организаторские способности, оценивает принимаемые им решения и утверждает их. Когда решение обучаемого руководителя не вполне соответствует замыслу отрабатываемых учебных вопросов или требует уточнения, руководитель учения может заслушать его заместитель и других должностных лиц по обоснованию выдвигаемых ими предложений для уточнения решения командиром. Если же обучаемый руководитель принимает необоснованное решение, руководитель КШУ должен путем постановки вопросов потребовать от него глубже оценить обстановку и принять целесообразное решение. Если решение не соответствует обстановке или не позволяет достигнуть целей учения, ведет к срыву выполнения оперативно-служебных задач, а также может привести к нанесению ущерба имуществу юридических или физических лиц, к нарушению мер безопасности, то руководителю следует внести в решение обучаемого необходимые изменения или даже подать сигнал "Частный отбой". После выполнения указаний руководителя учение продолжается.
Руководитель учения, его заместители и посредники обязаны всегда знать об отдаваемых обучаемыми руководителями приказах и распоряжениях, а также о действиях штабов и подразделений.
На основе намеченного порядка розыгрыша действий руководитель, посредники и штаб руководства непрерывно наращивают обстановку, обеспечивая занятость и напряженность в работе всех категорий обучаемых.
В ходе розыгрыша действий руководитель учения, его заместители, помощники и посредники постоянно находятся вместе с соответствующими должностными лицами обучаемых управлений, осуществляя контроль и оценивая их действия, воспитывают обучаемых, учат их принятию смелых и самостоятельных решений, а также выполнению внезапно возникающих задач. Главное внимание уделяется слаженности в работе всех должностных лиц и пунктов управления в целом, умению сотрудников быстро собирать и анализировать данные обстановки, кратко докладывать выводы из нее, грамотно и быстро разрабатывать необходимые документы, четко доводить задачи до подразделений и осуществлять контроль за их выполнением.
В ходе учения исследовательская группа изучает работу обучаемых, отработанные ими документы и на основе информации штаба руководства, исходя из исследовательской цели учения, определяет оптимальные варианты принимаемых решений, изыскивает способы сокращения времени на оповещение, сбор сотрудников и подразделений, вырабатывает предложения по способам действий подразделений при выполнении оперативно-служебных задач.
Штаб руководства наряду с проведением мероприятий по розыгрышу действий изучает документы, разработанные обучаемыми органами управления, оценивает их, обобщает материалы учения и ведет подготовку к его разбору.
Проведение командно-штабного учения на картах осуществляется в основном так же, как и учения на местности. Проводится такое учение обычно на фоне единой оперативной обстановки и заключается в розыгрыше отдельных эпизодов на основе решений обучаемых. В ходе учения обучаемые выполняют свои функциональные обязанности в составе определенного пункта управления. Розыгрыш ведется от одного эпизода к другому, а между ними допускаются оперативные скачки. Это позволяет в небольшой срок отработать на учении большое количество учебных вопросов в разнообразных условиях обстановки. Розыгрыш действий в ходе каждого эпизода целесообразно проводить последовательно, без скачков.
По продолжительности командно-штабные учения на картах могут быть такими же, как и командно-штабные учения на местности.
В ходе учения руководителю КШУ не следует навязывать обучаемым сотрудникам своих решений и необоснованно отвергать их решения. Это снижает активность обучаемых, заставляет их угадывать решение руководителя, что препятствует воспитанию у них самостоятельности и инициативы в работе. Для обоснования принятого решения руководитель учения может заслушать необходимые расчеты и предложения.
В ходе совместного командно-штабного учения руководителем и его заместителями особое внимание должно уделяться достижению параллельности в работе взаимодействующих штабов (органов) по выработке предложений для принятия решения, доведению решения до подчиненных подразделений (частей) и организации действий сил, привлекаемых к операции.
Важная роль при проведении совместных командно-штабных учений отводится представителям взаимодействующих органов, которые направляются в другие обучаемые штабы (управления) для отработки вопросов взаимодействия. Они дают ответы на запросы обучаемых о положении и характере действий органов внутренних дел, государственной безопасности, добровольных народных дружин и других взаимодействующих органов. Через них проводится наращивание обстановки за те органы, которые они представляют. Наращивание обстановки осуществляется в виде устных докладов, подачей приготовленных заранее радиограмм, письменных донесений и других информационных документов.
Некоторые этапы (эпизоды) учения целесообразно отрабатывать в виде показных совместных действий войск и сотрудников для обучаемых штабов (управлений). Это дает возможность увидеть и оценить реальность выполнения принятых решений.
При проведении совместных учений необходимо широко использовать средства связи.
Командно-штабное учение заканчивается разбором, который является важной его частью. Хорошо подготовленный и поучительно проведенный разбор помогает обучаемым как бы заново глубоко и всесторонне осмыслить характер происходивших на учении действий, расширяет общий кругозор офицеров, развивает тактическое мышление, приучает критически относиться к своим действиям и более глубоко уяснить смысл допущенных ошибок при организации и выполнении служебно-боевых задач. Разбор может быть общим и частным.
Общий разбор, как правило, назначается и проводится руководителем сразу же после окончания учения. На общий разбор привлекаются все офицеры руководства, посреднического аппарата и другие категории обучаемых (по указанию руководителя учения). Основой для разбора являются выводы, сделанные руководством и посредническим аппаратом о подготовленности, сплоченности и практических действиях обучаемых коллективов на учении.
Подготовка разбора должна начинаться до проведения учения. Для наглядности разбора изготавливается схема тактического замысла проведения учения. В ходе учения в текстуальную часть разбора собираются характерные решения обучаемых. Для иллюстрации наиболее поучительных действий могут быть подготовлены дополнительные схемы, а также используются отчетные карты обучаемых коллективов. Целесообразно также использовать рабочие карты, боевые и графические документы, отработанные обучаемыми коллективами в процессе учения.
Заканчивается разбор учения определением степени достижения учебных целей, способности обучаемых выполнять постав ленные задачи, оценкой работы командиров и штабов, при необходимости указываются задачи и сроки устранения вскрытых недостатков, рассматриваются и другие вопросы.
За общим разбором обычно следуют частные разборы.
Если учение проводилось на местности, то по окончании разбора даются указания о порядке и времени возвращения участников учения в пункты постоянной дислокации.
О каждом проведенном учении составляется отчет, в котором указываются: тема и цели учения; состав обучаемых; основные показатели по их действиям; степень выполнения учебных целей; положительные стороны и недостатки в подготовке командиров, штабов и войск, оценки за их действия на учении: предварительные результаты исследований; выводы и предложения. Он предоставляется в вышестоящий штаб. Разработаны образцы документов, которые содержатся в приложении № 4.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ
Тактико-специальные учения (ТСУ) являются основной формой практического обучения органов внутренних дел. ТСУ предназначены для совершенствования слаженности и выучки органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач по направлениям деятельности; повышения практических навыков органов управления в организации действий подчиненных и руководстве ими при решении задач в особых условиях; выработки у личного состава высоких морально-психологических качеств и физической выносливости.
Сущность ТСУ заключается в том, что в их ходе обучаемые практически выполняют задачи в непрерывно развивающейся обстановке, по единому замыслу, в дневных или ночных условиях, в любое время года.
Основной метод обучения - практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих должностных (функциональных) обязанностей в условиях, максимально приближенных к оперативно-служебной действительности.
Тактико-специальные учения по целевому назначению подразделяются на плановые, инспекторские, показные и исследовательские. Плановые учения организуются и проводятся старшими начальниками. Инспекторские ТСУ проводятся, как правило, при проведении инспектирования и контрольных проверок в целях определения степени готовности, уровня выучки строевых подразделений, а также для проверки умения руководителей организовывать и проводить учения.
Эти учения, так же как и плановые, проводятся вышестоящими начальниками проверяемых подразделений, но тематика и план проведения учения согласовывается с руководителем, осуществляющим инспектирование. Показные учения проводятся с целью демонстрации обучающим возможных способов решения тех или иных задач в конкретных условиях. Исследовательские учения имеют цель изучить и проанализировать наиболее приемлемые методы организации действий строевых подразделений, целесообразность способов их применения при выполнении повседневных и внезапно возникающих задач.
Продолжительность и последовательность тактико-специальных учений должна обеспечивать качественную отработку всех учебных вопросов темы. Подготовкой и проведением ТСУ руководит лично начальник органа внутренних дел. В помощь к себе он привлекает своих заместителей. Кроме этого могут назначаться помощники по имитации и обозначенному противнику (преступникам).
Начальник органа внутренних дел, его заместители при подготовке и проведении ТСУ проверяют готовность обучаемых к учению, знание и выполнение личным составом мер безопасности; обеспечивают строгую служебную дисциплину, соблюдение законности; принимают меры к недопущению порчи государственной и иной собственности, соблюдению требований экологической безопасности.