Сущность, преимущества и недостатки аутсорсинга




В современном мире малый бизнес сталкивается с беспрецедентной рыночной конкуренцией. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. Одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.

Понятие аутсорсинга пришло к нам из-за рубежа. В международной практике передача некоторых внутренних функций на контрактной основе внешнему исполнителю имеет широкое распространение в различных сферах деятельности и продолжает активно расширяться.

Аутсорсинг – это организационно-экономическое решение о выделении непрофильных бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании стороннему подрядчику, способствующее прозрачности бизнес-процессов, повышению инвестиционной привлекательности и соответственно, повышению конкурентоспособности бизнеса в целом.[14]

По степени интеграции предприятие - аутсорсер с основным предприятием выделяют несколько видов аутсорсинга, которые представлены на рисунке 1, по материалам Дементьевой Т.А.[15]

Рисунок 1 – Виды аутсорсинга

Составим таблицу 5, в которой рассмотрим преимущества и недостатки аутсорсинга, описанные Дементьевой Т.А.[16]

Таблица 5 – Преимущества и недостатки аутсорсинга.

Преимущества Недостатки
1. на основном Возможность для руководства сосредоточиться направлении бизнеса; 2. Уменьшение операционных затрат за счет передачи ряда функций внешнему подрядчику; 3. Оптимизация численности персонала; 4. Минимизация собственных рисков и возможность перераспределения своих ресурсов на основные направления бизнеса; 5. Использование высококва-лифицированных специалистов, найм которых был бы слишком дорогим или нерациональным; 6. Внедрение передовых технологий через специализированную аутсорсинговую компанию; 7. Сокращение объемов инвестиций не в основные фонды. 1. Неинформированность и отсутствие общих знаний о принципах аутсорсинга и современных тенденций развития бизнеса; 2. Опасения потери контроля и разглашения технологических и иных коммерческих тайн; 3. Недостаточно высокий уровень менеджмента участвующих сторон, предполагающий профессиональное оперативное управление, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля; 4. Недостаток высококвали-фицированных управляющих, способных проанализировать ситуацию и оценить преимущества аутсорсинга в нынешних условиях развития рыночных отношений.

 

Существование и особенности гибридных организационных форм в России

Франчайзинг в России

Для нашей страны франчайзинг – относительно новое явление, в то время как в других странах он практикуется как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах. Однако уже сегодня в России зарегистрировано достаточно много франчайзинговых предприятий в различных сферах экономики.[17]

Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 г., в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год – появилось 29 новых франшиз. На рис. 2 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год.

Рисунок 2. Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом.

В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. Составим диаграмму (рис. 3)[18], на которой можно видеть, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает 46% рынка франчайзинга, 22% рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (11%), сфера развлечений, путешествий и спорта (7%).

Рисунок 3 - Диаграмма структуры франчайзинга в России.

Нераспространенность франчайзинга в России объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, то есть слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.[19]

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием франчайзинг. Коммерческая концессия, которой посвящена глава 54 Гражданского кодекса РФ, далеко не эквивалентна понятию франчайзинга. Коммерческая концессия значительно уже понятия франчайзинг.

Учитывая высокую эффективность франчайзинга как технологии ведения бизнеса и его положительные особенности для развития российского предпринимательства, представляется целесообразным осуществить комплекс мер по государственной поддержке развития франчайзинга. Для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой законодательства и осуществлением образовательно-пропагандистских мероприятий. [20]

 

Факторинг в России

В России в настоящее время факторинг еще не достиг уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, в настоящее время в действующем законодательстве не урегулированы понятие и содержание договора факторинга (факто рингового контракта), нет исчерпывающего перечня разновидностей факторинга, характерны неплатежи предприятий, вызванные продолжающимся экономическим кризисом и т.д. Но то что данное направление торгово-финансовой деятельности нужно развивать и продолжать изучать, очевидно всем.[21]

История развития факторинга в России насчитывает 20 лет, из которых лишь последние 5 лет можно по-настоящему считать годами развития рынка. Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком Союза Советских Социалисических Республик в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас.

О росте популярности факторинга среди российских компаний свидетельствует ежегодный прирост рынка факторинговых услуг в нашей стране (рис. 4).[22]

Рисунок 4 - Динамика развития рынка факторинга в России.

Государством в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие факторинга, а также защиту интересов кредитных и иных организаций, предоставляющих факторинговое финансирование субъектам предпринимательской деятельности. Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) является одним из приоритетных направлений государственного плана мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.[23]

 

Аутсорсинг в России

Даже после кризиса около двадцати тысяч юридических лиц в России декларируют свое намерение работать на рынке информационных технологий, но только несколько предприятий позиционируют себя как аутсорсинговые. Остальные еще не вычленили данный бизнес в отдельное направление.

Тем не менее российская структура спроса на аутсорсинг похожа на мировую. Наиболее заметны крупные клиенты: ведомства (Центробанк и многие министерства), нефтегазовый и металлургический комплексы. Некоторые объявленные суммы контрактов исчисляются сотнями миллионов долларов. Впрочем, их реализация постоянно находится под вопросом из-за общеэкономической и политической ситуации и не всегда благоприятной мировой конъюнктуры.

Сегодня аутсорсинг в России привлекается на не критичные для компаний направления работы: IT, бухгалтерия (функции учета для крупных компаний), логистика, снабжение, клининг, охрана, то есть, напрямую не связанные с бизнес-процессами. [24]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном эссе были рассмотрены различные формы гибридных институциональных соглашений. Для анализа были взяты франчайзинг, факторинг и аутсорсинг как наиболее актуальные в рамках развития экономики России.

Как известно, данные схемы ведения бизнеса относительно новые для России. Так, мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, чего пока нельзя сказать по отношению к России. Для более эффективного внедрения различных гибридных институциональных отношений необходимо совершенствование и стимулирование развития правовой базы.

Каждая из рассмотренных форм гибридных институциональных соглашений имеет свои плюсы и свои минусы, и, соответственно, свою область применения.

В последние годы все большее распространение получает и аутсорсинг – достаточно гибкая и актуальная форма привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, позволяющая оптимизировать бизнес-процессы. Мотивация выбора между договором оказания услуг и договором аутсорсинга также требует к себе пристального внимания.

При применении того или иного гибридного институционального соглашения необходимо учитывать как его положительные, так и отрицательные стороны и оптимизировать под экономическую деятельность конкретной организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: