ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА




СТЕНОГРАММА

ПО ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

25 августа 2021 года

 

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Тема сегодняшнего заседания Президиума Госсовета, который мы проводим в преддверии нового учебного года, – задачи субъектов Федерации в сфере школьного образования.

Конечно, здесь у каждого уровня власти есть своя законодательно закреплённая ответственность, свои полномочия и компетенции. Но мы понимаем, что образование, его развитие, совершенствование – это вопросы общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов. Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека.

Без современного, качественного, доступного образования, причём во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития, и нам нужно прежде всего обеспечить справедливость, равные стартовые возможности для каждого ребёнка, для раскрытия его талантов, для его будущих успехов в профессии, да и в целом потом в жизни.

И в этой связи хотел бы в самом начале сказать о некоторых вещах – и это принципиально, на мой взгляд. Только что мы говорили, я ещё об этом скажу, встречались с представителями отрасли, даже со школьниками, с людьми, которые занимаются с научных площадок этими вопросами. Многих из них задевает слово и термин «услуга». Я уже своё отношение на этот счёт сказал, но, если это людей как-то задевает по отношению к учительскому труду и они считают, что это обедняет смысл этого труда и его высокую общественную значимость, – давайте подумаем о том, чтобы проработать вопрос корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах.

Учитель не только даёт знания, он оказывает и колоссальное влияние на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему ценностей. В ходе сегодняшнего общения с учителями, родителями, выпускниками это ещё раз достаточно зримо было заявлено.

Участники этой встречи поднимали много вопросов, и у всех звучала мысль о важности, многогранности профессии учителя, о значимости школ как центров воспитания, в том числе для развития потенциала регионов и муниципалитетов.

Хотел бы ещё раз повторить: нужно стремиться к тому, чтобы во всех школах страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят, для укрепления их духовных и физических сил.

В сентябре мы планируем провести Совет по развитию физической культуры и спорта, где особое внимание будет уделено детям, созданию условий для их занятий физкультурой и спортом.

Многое здесь зависит от региональных и муниципальных команд, от самих школ, от их включённости в реализацию программ воспитательной работы, которые начнут действовать в школах уже с этого учебного года.

Наших детей – мы это с вами хорошо знаем – трудно удивить, они хорошо разбираются в современных технологиях, иногда это даже вызывает удивление, но это так, причём с раннего возраста дружат с интернетом, который, безусловно, является помощником в приобретении знаний и новой информации.

Уже в этом году все школы страны должны получить не просто доступ к интернету, а к скоростному интернету. Такаяцифровизация – это именно дополнение – уже много раз об этом говорил, – а не отказ от традиционного образовательного процесса. Хочу ещё раз обозначить эту принципиальную позицию, потому что эта тема волнует очень и очень многих граждан.

Хочу от всей души поблагодарить всех педагогов. Дорогие друзья, вы не только быстро овладели дистанционными технологиями в тяжёлый период пандемии, но и поддержали своих учеников, их родителей.

Тогда мы ещё раз убедились в ключевой роли учителя в процессе обучения и воспитания и в важности его непосредственного общения с учениками.

Очевидно, что прямой контакт, личный пример помогают передавать интерес к знанию, жизненный и культурный опыт, накопленный многими поколениями наших предков, наши традиционные ценности.

Что хотел бы подчеркнуть ещё раз: вопросы воспитания, просвещения – это очень тонкие, чувствительные вещи. Здесь нельзя действовать как-то грубо или равнодушно, для галочки. Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут увлечь ребят, но и вкладывать душу, «заражать» учеников своими искренними эмоциями.

Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными и идти, как говорится, рука об руку. И важно, чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив, а не только классные руководители.

Значительный вклад в воспитание даёт и внеурочная работа. Это различные кружки, спортивные секции, школьные театры, музыкальные студии. Необходимо создавать условия и для вовлечения школьников в научно-техническое творчество, где уже много успешных практик.

Прошу Министерство просвещения обобщить эту информацию и сделать доступной для коллег, чтобы этот опыт могли использовать в своей работе советники по воспитанию.

Добавлю, что в начинающемся учебном году советники по воспитанию начнут работу в школах десяти регионов, сегодня мы вспоминали об этом. Затем с учётом опыта распространим эту практику на всю страну.

Что здесь важно: такие специалисты должны опираться на объединяющие всех нас гражданские, патриотические ценности, на историческое наследие наших народов. Но нельзя действовать, разумеется, под копирку, по единому шаблону. Нужно обязательно учитывать традиции, культуру каждого региона. Россия – очень многообразная, разнообразная страна, в каждом регионе есть свои особенности. Но единством такого разнообразия и сильна Россия.

Дети должны иметь возможность оставаться в школе после занятий. Для большого количества семей, где родители работают, это большая поддержка.

Кстати, по мнению социологов, психологов, конфликты между детьми и родителями часто или даже чаще всего возникают в связи с выполнением домашних заданий. Их можно спокойно и вовремя сделать в таких группах продлённого дня с помощью наставников, и заодно кружки посетить, спортом позаниматься, с друзьями пообщаться.

Так называемые школы полного дня очень востребованы сегодня. Я хотел бы услышать, как идёт их развитие, а также об опыте организации образовательных центров для сельской местности и малых городов, где вместе со школами могут располагаться и детские сады, и спортзалы, и дом культуры.

Важнейшая, ключевая тема – это качество образования. Наша цель – обеспечить его высокий уровень во всех школах. Не только потому, что мы стремимся войти в число каких-то там ведущих стран мира по качеству общего образования, какие-то там «десятки», «пятёрки» и так далее. Дело совершенно не в этом. Главное – дать нашим детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни. Создавать условия для раскрытия их способностей, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией. Помочь тем детям, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением: это могут быть проблемы психологического характера, большой учебной нагрузки, сложной жизненной ситуации в семье.

Отмечу, что на сегодняшний день дифференциация качества образования в нашей стране остаётся слишком высокой, очень высокой, особенно на ступени основного общего образования, это классы с пятого по девятый. Очевидно, что надо оказать поддержку тем школам, которые пока не дотягивают до необходимого уровня. Безусловно, сегодня это одна из важнейших задач и федерального центра, и регионов, и муниципалитетов. Нужно тщательно проанализировать причины такого положения дел по каждому учреждению.

Подчеркну: должен безусловно соблюдаться базовый принцип системы российского образования – это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями. Причём независимо от того, где он живёт: в городе или в деревне, в Москве или в любом другом регионе страны. Независимо от того, где учится: в государственной школе или в частной. И конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей.

У нас наблюдается положительная динамика в поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Это инклюзивные классы и развитие специализированных школ, домашнее обучение, но работы здесь ещё немало. Прошу регионы уделять этому направлению повышенное внимание, чаще встречаться с родителями и школьниками, чтобы лучше понять их проблемы и какая дополнительная помощь нужна, может быть.

Добавлю, что обязательно нужно вовлекать таких учащихся, а также детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в систему конкурсов и олимпиад. Талантливые ребятишки есть везде, в любой среде, и мы должны иметь это в виду, понимать это.

Уважаемые коллеги!Как вы знаете, в рамках национального проекта «Образование» с учётом роста числа школьников к 2024 году в России запланировано ввести 1300 новых школ.Кроме того, в июне поручил Правительству совместно с регионами подготовить специальную программу капитального ремонта школ с акцентом на сельские школы.Сегодня уже можно назвать конкретные параметры такой программы. До конца 2026 года планируется отремонтировать более 7300 школ, в том числе 3000 в ближайшие два года.

По предложению Елены Владимировны Шмелёвой, – а она человек не только известный уже, но и опытный, один из организаторов успешной работы образовательного центра «Сириус», – принято решение сделать эту программу комплексной, то есть включить не только ремонт, но и внутреннее оснащение и установку современного учебного оборудования.

Для ребят и учителей школа – это, безусловно, второй дом, и каким он будет после строительства или капитального ремонта, должно зависеть не только от чиновников. Уже есть успешный опыт вовлечения учеников в процесс модернизации школ, причём ещё на стадии проектирования.

Это отличное начинание, нужно развивать такие практики – ребятам будет интереснее, если они будут чувствовать, видеть, что это в том числе и результат их творчества.

Дело не только в покраске стен и установке коммуникаций, а в том, чтобы понять, что ребята хотят, а потом сделать так, чтобы школа отвечала представлениям о ней и школьников, и педагогов, и родителей. Чтобы развитие школы, её обустройство было общим делом, чтобы в обновлённых школах кипела интересная жизнь, развивалось ученическое самоуправление, работали те кружки, спортивные секции и студии, которые организованы прежде всего по запросам ребят и по предложениям родителей, и чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах.

Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство учителей – это примерно 96 процентов – ценят и любят свою профессию. И такое отношение к делу, к своей миссии нужно обязательно поддерживать и поощрять.

И здесь на первый план выходят вопросы оплаты труда. Да, за последние годы средние зарплаты учителей подросли, особенно в регионах с сильным экономическими и бюджетными потенциалами.

Но вместе с тем мы уже не раз говорили, что действующую систему необходимо модернизировать, учитывать новые, возросшие требования к профессии, квалификации учителя. А значит, работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе. Я прошу сегодняшних докладчиков подробно на этом тоже остановиться.

Что хотел бы сказать в завершение. Школа играет огромную роль в развитии человека, всего общества, государства. Школьное образование во многом объединяет страну, делает нас единым народом, и то, как развиваются школы, – значимый показатель эффективности работы региональных и муниципальных команд.

Я в преддверии нового учебного года от всей души желаю успехов учителям и, конечно, их воспитанникам, особенно первоклашкам, которым совсем скоро предстоит переступить порог школы. Всем в добрый час!

Передаю слово Игорю Владимировичу Васильеву. Пожалуйста.

 

И.Васильев: Уважаемый Владимир Владимирович. Уважаемые участники!

Комиссия Государственного Совета в тесном взаимодействии с Министерством просвещения обсуждала самые актуальные вопросы общего образования, формулировала предложения, вместе вырабатывала актуальные решения. Для этого в комиссии организована деятельность в рабочих группах по четырём направлениям: это вопросы общего образования, среднего профессионального образования, организации питания школьников, а также вопросы воспитания. Только за последний год мы провели 12 заседаний комиссии.

Владимир Владимирович, хотел поблагодарить Вас за то, что часть актуальных вопросов, которые рассматривались на комиссии, уже нашли и находят своё решение, а по некоторым формируются лучшие региональные практики. Например, порядок реструктуризации бюджетных кредитов и направления средств на инвестиции в строительство образовательных учреждений действует в этом году. С 1 сентября младшие школьники обеспечены бесплатным здоровым горячим питанием, а с 2022 года по Вашему поручению стартует программа капитального ремонта школ.

Новые вызовы, стоящие перед системой образования, потребовали консолидации усилий на всех уровнях власти. И только благодаря совместной работе и отлаженному взаимодействию система образования смогла преодолеть пандемию и вернулась к очному обучению. В этой связи особую значимость приобрело тесное взаимодействие федеральных органов власти и региональных.

Вчера на семинаре-совещании мы вместе с коллегами выделили первоочередные вопросы, которые заслуживают внимания на сегодняшнем заседании. Мы, так же как и Вы, считаем, что труд педагога нельзя просто отнести к сфере услуг. Необходимо осуществить переход от предоставления ученикам учебного материала и проверки его знаний к полной ответственности за результаты образования, воспитания наравне с родителями. Для этого требуются изменения в отношениях в системе «учитель – ученик – родители». Школа, как Вы сказали, должна стать вторым домом для ребёнка. Образование, воспитание, развитие ребёнка в культуре, искусстве и спорте должны быть интегрированы в одно целое. Только тогда учитель полностью осознаёт, что он выполняет наиважнейшую государственную функцию и именно от него зависит результат образования и воспитания будущих поколений, зависит будущее России.

Нам предстоит многое сделать для улучшения школьной инфраструктуры, повышения уровня оплаты труда педагога, его защищённости, для повышения престижа и популяризации учительской профессии. Нужно, безусловно, сделать образ педагога-наставника значимым. Остаётся актуальным вопрос нагрузки на учителя, не связанной с образовательным процессом. Считаем, что количество контрольных и проверочных мероприятий в школах нужно сократить.

Воспитание – ключевая тема. Оно должно пронизывать всю сферу образования: и общего, и дополнительного. Мы поддерживаем введение в школах советников директоров по воспитанию. Эта практика доказывает свою эффективность.

Владимир Владимирович, хотели бы рекомендовать всем регионам внедрять модель школы полного дня. Фактически это наполненная современным содержанием, известная всем продлёнка. Вместе с педагогами, родителями, старшими учениками, наставниками школьники могут выбирать для себя кружки, занятия по индивидуальным образовательным траекториям, выполнять домашние задания, а вечером общаться с родителями и заниматься семейными делами.

Мы считаем, что пора определиться с тем, что же такое внеучебная деятельность в группе продлённого дня. В школе полного дня должен осуществляться не только присмотр и уход, но и помощь в подготовке домашнего задания и дополнительное образование. Мы в своей области этот проект активно реализуем, и многие школы уже работают по этой модели. Конечно, там, где это возможно, где отсутствует вторая смена, есть возможность заниматься дополнительным образованием.

Школа полного дня особенно востребована среди молодых родителей, дети до конца рабочего дня заняты в школе. Однако этот вопрос невозможно решить без развития инфраструктуры. Масштабную программу по капитальному ремонту школ комиссия считает крайне важной и востребованной. Нам с коллегами из регионов стоит основательно подготовиться, всем без исключения субъектам Российской Федерации, и начать её уже с 2022 года. Учесть все риски, предусмотреть возможность объединения конкурсных процедур, использовать механизм заключения единого контракта на разработку ПСД [проектно-сметной документации] и выполнения работ по капитальному ремонту зданий в соответствии с ней.

Предлагаем подходить к реализации программы комплексно, учитывая все аспекты. Что я имею в виду? Это, как Вы сказали, действительно не только покраска стен, обновление коммуникаций, но и современная мебель, благоустроить прилегающую территорию, создать комфортные, безопасные и доступные условия, в том числе и для инклюзивного обучения, за счёт бюджетов всех уровней провести системную модернизацию всего образовательного пространства в стране. Ведь школа – это не просто здание, это современное оборудование, детские лаборатории, спортивные залы, современные методики и, конечно, учителя. К этой работе предлагаем также привлекать самих школьников, родителей и педагогов.

В этом году появились дополнительные возможности по строительству школ. Регионы активно включились, кто-то использует в том числе и модель концессии. Состоялся конкурсный отбор, по его итогам из федерального бюджета предоставлена субсидия, но её общий размер ниже нормативных цен строительства, на работы и строительные материалы выросли цены в этом году. И для создания новых образовательных организаций, их оснащения уже в следующем году регионам придётся значительно добавить из собственных средств.

Хотели бы попросить Вас поручить Правительству представить предложения по возможности продления действия порядка реструктуризации бюджетных кредитов и направления средств на инвестиции в строительство и реконструкцию образовательных организаций с последующим списанием соответствующей суммы задолженности, предоставить возможность направлять эти средства и на дополнительные мероприятия в программе капитального ремонта школ. Для сокращения времени строительства образовательных организаций важно своевременно проектировать объекты, при этом недопустимо и обидно терять время из-за длительного прохождения государственной экспертизы и сдвигать начало строительных работ. Здесь мы активно работаем с Министерством строительства, и есть уже определённые подвижки.

Хотели бы попросить Вас поручить Правительству представить предложения по сокращению сроков строительства и реконструкции образовательных организаций, в том числе за счёт внесения изменений в порядок прохождения государственной экспертизы для определения сметной стоимости по укрупнённым нормативам строительства. А также обеспечить установку особенностей применения строительных правил и национальных стандартов, предъявляемых к расчёту площади земельного участка, его планировке, к зданиям при реконструкции и строительстве объектов образовательных организаций в условиях стеснённой городской застройки, прежде всего там, где есть дефицит школьных мест.

От многих регионов, Владимир Владимирович, существует запрос по уменьшению количества целевых показателей и объединению субсидий в сфере общего образования, предоставляемых из федерального бюджета, в консолидированную субсидию. Этот вопрос согласован с Министерством просвещения и Минфином. Данные вопросы требуют совместной внимательной проработки. При этом важно, чтобы размер консолидированной субсидии был достаточен для достижения значений целевых показателей, а его расходование было бы эффективным.

При возведении новых образовательных организаций нужно заранее готовить для них кадры. Особого внимания требует решение проблемы дефицита молодых специалистов, особенно в сельской местности. Во многом это решается благодаря программе, которая стартовала по Вашей инициативе, – программе «Земский учитель».

Школа играет особую роль в жизни всех людей. Граждане всех возрастов, проживающие поблизости, во внеурочное время должны иметь возможность пользоваться спортивными сооружениями, актовым залом, кинотеатром, это уже свершившийся факт. В школах размещаются кружки, спортивные секции, стадионами пользуются проживающие рядом и родители учащихся. Это нужно признать, урегулировать нормативно именно с акцентом на обеспечение безопасности детей с учётом фактически сложившегося функционирования школ и интересов детей.

Такие образовательные организации становятся центрами спортивной и культурной жизни в малых городах и сельской местности. Мы, Владимир Владимирович, активно эту модель продвигаем, я Вам о ней докладывал некоторое время назад. Сейчас у нас к 1 сентября в отдалённом городе Лузе, 600 километров от областного центра, будет построен на пришкольной территории, на мой взгляд, один из лучших спортивных центров в стране, я абсолютно в этом уверен. Такой есть только в Подмосковье, причём из местных материалов, из клеёного бруса, с возможностью в том числе заниматься мини-футболом в полноразмерном зале.

Мы предлагаем регионам использовать лучшие региональные практики, проектную документацию согласовать с Минстроем для повторного применения по созданию приспособленных для использования во внеурочное время многофункциональных образовательных центров, о которых Вы сказали. Мы в области идём именно по такому пути. Я знаю, что многие коллеги это поддерживают и занимаются созданием таких центров.

Полностью согласен с Вами, что каждый ребёнок должен иметь возможность получить качественное образование независимо от того, где он живёт и в какой школе он учится, независимо от социального статуса и доходов родителей. В этой связи необходимо особое внимание обратить на общеобразовательные организации, демонстрирующие низкие образовательные результаты, на учеников, испытывающих сложности в освоении программы.

Отдельного внимания заслуживает сохранение здоровья учащихся. Вы только что сказали о том, что все школы подключены уже не просто к интернету, а к высокоскоростному, широкополосному интернету. Пришло время принцип удобства, простоты и клиентоориентированности распространить и на школу, создав здесь территорию здоровья школьников, где работа проходила бы в связке «учитель – медицинский работник – ребёнок – родитель». Для этого провести погружение медицинских кабинетов школ в региональные медицинские информационные системы, тем самым обеспечить онлайн-связь между медицинскими работниками школы и поликлиник. Это существенно упростит не только работу медиков, но и жизнь родителей, тем более в такой непростой период. Не нужно будет тратить время на походы в поликлиники за справками, например о непереносимости ребёнком некоторых лекарственных препаратов, об ограничениях физической активности, об особенных вопросах в питании и других индивидуальных особенностях. В школу автоматически будет поступать информация о такого рода проблемах учеников.

В оборудованных медицинских кабинетах должен работать обученный и обладающий всеми цифровыми навыками медицинский сотрудник, который может выполнять роль координатора по всем вопросам, касающимся здоровья детей, – от медицинских консультаций до советов с врачом поликлиники и записи на приём, организации диспансеризации, выездных консультаций, выездов в школу, например, стоматологов, организации онлайн-консультаций.

В Кировской, Московской области, в Москве и ряде регионов реализация подобных программ уже началась. Мы рекомендуем всем коллегам такую модель внедрять. Мы работаем для человека и должны понимать, что предоставление любых сервисов можно сделать цифровыми, удобными. Неважно, услуги это в здравоохранении, образовании и ЖКХ или в любой другой сфере, они должны предоставляться оперативно, а в идеале – проактивно, без лишних справок, бумаг и бюрократии.

В соответствии с задачей, поставленной Вами, Владимир Владимирович, все учащиеся младших классов получают бесплатно здоровое и горячее питание. На комиссии вместе с Минпросвещения мы многократно говорили о том, что при этом необходимо обеспечивать качество и безопасность, осуществлять контроль и ежедневный мониторинг не только при помощи территориальных органов Роспотребнадзора, но должен быть организован неформальный родительский контроль, как Вы и говорите. При этом здесь очень важный вопрос – это доверие между родительским сообществом, руководителями школ и региональными властями.

19 августа рабочая группа нашей комиссии стала организатором Первого всероссийского родительского форума по вопросам школьного питания. Участвовало более трёх тысяч родителей из 19 регионов. Конечно, родителей интересует набор, качество использованных продуктов, вкусовые характеристики, условия организации питания и оснащение оборудованием пищеблоков.

Владимир Владимирович, вот основные вопросы, которые я хотел сегодня осветить в рамках работы комиссии. Конечно, работа комиссии по всем им будет продолжена.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо, Игорь Владимирович.

Пожалуйста, Сергей Сергеевич Кравцов, прошу Вас.

С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович!Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем вопрос, имеющий первостепенное, стратегическое значение для всей страны, для каждого человека. Речь о будущем наших детей. В этой связи Министерство просвещения, коллеги из других ведомств и субъектов Федерации решают конкретные, взаимосвязанные задачи. Они поставлены в Ваших, Владимир Владимирович, майских указах, в Послании Федеральному Собранию, закреплены в виде показателей достижения национальных целей развития страны.

В этой масштабной, ответственной работе мы всегда стараемся сверять каждый свой шаг с сообществом учителей и экспертов, родительским активом и учениками. Так, перед заседанием прошла очередная встреча с общественностью, прозвучали новые, важные, перспективные предложения. Мы обязательно все их учтём и возьмём в работу.

Владимир Владимирович, хочу доложить о выполнении Ваших основных поручений.

В части дошкольного образования. Напомню, в 2013 году, когда стартовала программа модернизации региональных систем дошкольного образования, Вы поставили задачу избавить родителей от бесконечных очередей в детские сады. Почти 50 процентов дошкольников на тот момент в детский сад попасть не смогли. Сегодня 96 процентов детей страны в возрасте до трёх лет и 99 процентов в возрасте от трёх до семи лет посещают детские сады и ясли. К 2024 году мы обеспечим 100-процентный охват дошкольным образованием.

За последние пять лет с момента проведения предыдущего Государственного Совета по вопросам общего образования построено 1623 школы на 690 тысяч мест. К этому учебному году свои двери откроют 130 новых школ, а к 2025-му в соответствии с Вашим поручением будет построено ещё 1300 школ. Это позволит нам полностью ликвидировать третью смену и не допустить роста второй.

По Вашему поручению бесплатным питанием обеспечены более 7 миллионов учащихся начальных классов. Дополнительно проект позволил модернизировать свыше 5 тысяч школьных столовых и порядка 10 тысяч пищеблоков. На особом контроле – качество и сбалансированность питания. Наши союзники здесь – родительские комитеты. Только что, Владимир Владимирович, состоялась встреча перед Госсоветом, и мы поддерживаем (с Анной Юрьевной Поповой я уже поговорил) предложение Льва Афиногенова о привлечении школьников к этому вопросу.

Следующее Ваше поручение – о дополнительных надбавках за классное руководство. Их получают свыше 800 тысяч учителей во всех субъектах Российской Федерации, причём при сохранении ранее установленных региональных и муниципальных выплат.

С 1 сентября текущего года ежемесячные доплаты начнут получать и кураторы учебных групп в колледжах. Что крайне важно, о чём Вы, Владимир Владимирович, сказали во вступительном слове: точечно, персонально сопровождать и поддерживать детей, которые по разным причинам испытывают сложности в обучении. Таким ребятам мы оказываем адресную методическую помощь.

Что касается содержания образования. Опросы показывают, что именно его качество и системность прежде всего беспокоят и волнуют граждан страны, включая самих педагогов. По Вашему поручению обновлены стандарты начальной и основной школы, в которых закреплён необходимый минимум содержания, сделан акцент на практических навыках, которые пригодятся школьникам в жизни. Это касается финансовой грамотности, здорового образа жизни, экологического, гражданского воспитания и, конечно, формирования глубоких, твёрдых знаний об исторической и современной роли России в мире, её культурном, научном и технологическом развитии. Ряд вопросов новейшей истории теперь включён в программу девятого класса.

Принятие стандарта сделает образовательное пространство страны ещё более цельным и гармоничным, монолитным в базовых основах, таких, например, как преподавание русского языка как государственного, и гибким, вариативным в том, что касается изучения родных языков народов России.

Также приняты новые стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – для их полной интеграции в образовательную среду равных возможностей. Также в рамках национального проекта 370 школ, специализирующихся на программах обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, уже получили всё необходимое оборудование, и эту работу мы продолжим.

В части развития дополнительного образования и его интеграции со школьным образованием. Уже создано 135 «Кванториумов», к 2024 году будут действовать более 400 технопарков «Кванториумов». Продолжим оказывать поддержку регионам по организации новых мест дополнительного образования: к 2024 году создадим дополнительно 1 миллион 300 [тысяч] новых мест.

Для освоения детьми актуальных и востребованных знаний в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также развития математической, информационной грамотности открыто 100 центров образования «IT-куб». К 2024 году появятся ещё 270 таких центров. Буквально в каждой школе появится своя спортивная команда, технологический кружок, литературный клуб. В школах будут проводиться регулярные всероссийские конкурсы – театральные, спортивные и технологической направленности.

Несмотря на все трудности, вызванные пандемией, была обеспечена работа детских лагерей и оздоровительных центров, разумеется, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. В лагерях отдохнуло более 4,5 миллиона детей, это на 1 миллион 200 тысяч больше, чем традиционно. Этого удалось достичь благодаря инициированной Вами, Владимир Владимирович, программе туристического кешбэка – возврата половины стоимости путёвки. Будем и дальше развивать инфраструктуру детского отдыха.

Мы реализуем проекты по продвижению русского языка за рубежом, откликаемся на запросы всех, кто стремится быть ближе к России: учить наш язык, получать на нём хорошее фундаментальное образование, лучше узнавать нашу культуру, историю. На сегодняшний день по линии Министерства наши педагоги трудятся в пяти странах: Монголии, Сербии, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане. В плане – увеличение представительства в этих странах и расширение географии.

Уважаемые коллеги! Новый учебный год начинается уже через неделю. Мы активно готовимся к празднованию Дня знаний, который пройдёт очно. Приоритет здесь – это вопросы безопасности: противопожарной, санитарно-эпидемиологической. На сегодняшний день школы страны готовы к приёму всех 17 миллионов школьников.

По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы существенно, вдвое, ускорили темпы капитальных ремонтов. Так, в 2022–2023 годах, как Вы только что сказали, уже будет отремонтировано более 3 тысяч школьных зданий преимущественно в сельской местности.

В целом мы особое внимание уделяем сельским школам. Хочу сказать, что к началу этого учебного года оборудовано свыше 8 тысяч сельских школ, до конца года будут оснащены ещё 1,5 тысячи сельских школ. А к 2024 году все сельские школы будут оборудованы согласно современным требованиям, инфраструктурным и технологическим оборудованием, в том числе в рамках госпрограммы по капитальному ремонту.

Но важно, чтобы дело не свелось лишь к ремонту помещений. Мы планируем, что каждый регион разработает свой комплексный план совершенствования системы школьного образования, который включал бы и укрепление материально-технической базы, привлечение учащихся (об этом говорила на предыдущей встрече Ксения Вячеславовна Алёшина) к проектированию школьных пространств и отдельно меры по поддержке и повышению квалификации учителей. Со своей стороны уделяем этому повышенное внимание, стараемся так выстроить работу, чтобы в школу приходили современно мыслящие, квалифицированные учителя, наследники лучших, уникальных, в том числе советских, традиций.

В частности, для этого в каждом регионе в целях ранней предпрофессиональной ориентации школьников на учительскую профессию создаём профильные педагогические классы. К 2024 году их будет уже 5 тысяч. Совместно с Минобрнауки развиваем педагогическое образование, качественно модернизируем систему профподготовки и повышения квалификации учителей, начали реализацию проекта «Учитель будущего России», фиксируем рост интереса абитуриентов к этой профессии. Так, средний балл вырос на 4,5.

По Вашему поручению в этом году 5 миллиардов рублей направлено на улучшение материально-технической базы педагогических вузов. Столько же планируем и в следующем году. Добавлю, что во всех педагогических вузах с 1 сентября заработают, по сути, филиалы общества «Знание». Для нас это дополнительный мощный просветительский образовательный ресурс.

В регионах с учётом опыта конкурса «Лидеры России» формируются кадровые резервы руководителей системы образования. Будем продвигать на эти позиции наиболее перспективных и талантливых учителей, поможет этому и конкурс «Учитель года». По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы его расширили, и мероприятия будут проводиться круглогодично.

В целом работаем и будем работать над повышением статуса учителя, значимости профессии, а также механизмом защиты учителя от любых неправомерных действий.

Последовательно занимаемся вопросами социальной поддержки педагогов, которые для многих наших коллег в регионах по-прежнему стоят на первом месте. Разрабатываем единую систему оплаты труда, чтобы гарантировать равные и прозрачные условия по всей стране.

Конечно, мы поддерживаем, Владимир Владимирович, исключение понятия «образовательные услуги» по отношению к учителю. Педагог всегда был и остаётся в центре системы образования как наставник, воспитатель. Это не оказание услуг, а важнейшая миссия и призвание. Повторю, что по всем профильным вопросам для нас крайне важно мнение самих учителей. Для получения обратной связи мы создали Всероссийский экспертный педагогический совет, в который вошли представители всех субъектов Российской Федерации, учителя со всех регионов. Обсуждаем с ними все актуальные вопросы, которые касаются в том числе организации воспитательной работы. Для этого в соответствии с инициированными Вами поправками в Закон об образовании с этого учебного года в каждой школе вводится программа воспитания и календари воспитательной работы, а с 1 сентября более 2,5 тысячи советников директоров по воспитанию сделают школьную жизнь более яркой, насыщенной, разнообразной, содержательной, интересной для ребят.

Теме воспитания в этом году были посвящены и августовские совещания, а в октябре мы проведём первый Всероссийский форум классных руководителей, будем анализировать и тиражировать интересные идеи, начинания, а где-то и возрождать забытые традиции, такие как торжественное подняти<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: