Содержание
Введение
Глава 1. Деятельность классного руководителя как проблема организации взаимодействия педагога и родителей младших школьников
Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Содержание взаимодействия родителей и педагогов, виды взаимодействия
Формы психолого-педагогического просвещения родителей. Вовлечение родителей в учебный процесс
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия родителей и педагогов.
Методики исследования взаимодействия родителей и педагогов
Описание результатов исследования
Практическое использование результатов в создании классного занятия для учителей и родителей
родители классный руководитель младший школьник
Понятийный аппарат
Взаимодействие учителя с родителями - процесс, происходящий между педагогом и родителями учеников, имеющий целью учебно-воспитательную работу с родителями, направленный на развитие личности родителя, повышение его педагогической грамотности, улучшение навыков воздействия на ребенка. Учитель выступает в роли наставника. [12, Конюхова Н.И., 1996]
Педагогическое просвещение - целенаправленно организованное взаимодействие педагога и родителей школьников, имеющее целью проинформировать родителей об особенностях развития детей.
Гуманизм - философская доктрина, основа современного подхода к обучению и воспитанию, предметом изучения которой является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п. [Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000].
|
Наблюдение - пассивный метод исследования объекта (в нашем случае это поведение родителей и учеников). Различают несколько видов наблюдения: внешнее наблюдение - когда наблюдатель не включен в группу, ведет дневник наблюдения «со стороны»; включенное наблюдение - когда наблюдатель активно принимает участие в процессе общения, играет в нем определенную роль и делает свои записи, исходя из наблюдений изнутри процесса.
Родительские университеты - это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий для родителей на ближайшее время, с расписание включаются различные учебные методы: открытые уроки, домашние задания, лекции, методические материалы, совместная деятельность и т. д.[Воликова Т.В., 2010]
Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации. [Вилсон В., 2004]
Введение
В.А. Сухомлинский считал взаимодействие семьи и школьных педагогов основой полноценного воспитания школьника. Мотивированность школьника на учебный процесс может напрямую зависеть от ценностей в семье. В.А. Сухомлинский писал "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", [В.А. Сухомлинский, 1974]- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание". Правильная организация работы с родителями школьников имеет глобальное значение для всего учебного процесса.
|
По данным исследований, проводимых в 2004 году среди подростков, состоящих на учете в наркологических клиниках, почти 36 % семей обнаружили положительные изменения исключительно благодаря работе педагогов со всей семьей, в частности, с родителями детей. [Вострокнутов Н.В, 2004] Согласно Закону РФ об образовании, ст. 18
п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»,
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть школьных учреждений.»,
п. 3. «Отношения между школьным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.» [26]
|
Взаимодействие с родителями открывают для педагога возможность использовать большое количество педагогических приемов, как то:
1. Открытые уроки на тему воспитания детей, помощь учителю в процессе воспитания.
2. Использование опросников для обнаружения проблемных мест в воспитании учеников.
. Ознакомление с нормативными актами и документами в области образования.
. Организация совместной трудовой деятельности (субботники, оформление кабинетов и т.д.)
В нашей работе мы используем анализ педагогической литературы по теме: “Взаимодействия педагога и родителей”. Данную проблему освещали Овчарова Р.В. (1996), Рожков М.И. (2004), Дереклеева Н.И. (2004), Цецыбин С.А. (2005). [Овчарова Р.В., 2002, Рожков М.И., 2004] Данные работы являются практическими пособиями для классных руководителей и методической литературой для педагогов.
Проблема исследования деятельность руководителя как проблема организации взаимодействия педагогов и родителей младших школьников.
Объект исследования процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования работа классного руководителя с родителями.
Целью нашей работы является описание деятельности классного руководителя с целью организации взаимодействия педагогов и родителей.
Задачами нашей работы являются:
1) Изучить и проанализировать понятийный аппарат по проблеме.
2) Описать возможные формы взаимодействия педагогов и родителей
3) Провести анализ наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.
4) Выбрать методы и формы, отвечающие современным формам взаимодействия.
5) Разработать программу взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
Для создания нашей работы мы использовали следующие методики:
. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.
. Методические пособия для классных руководителей под ред. Рожков М.И. для разработки классного часа по педагогическому просвещению родителей.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что по окончании нашей работы мы разработали открытый урок для родителей младших школьников по теме «Воспитание и обучение ребенка в начальной школе»
База исследования ГБОУ СОШ №5
Глава 1. Деятельность классного руководителя как проблема организации взаимодействия педагога и родителей младших школьников