Методики для анализа критического объема продаж и запаса финансовой прочности предприятия




 

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат [1, c. 75].

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа.

. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

. Расчет величины исследуемых показателей.

. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде [28, c. 94].

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход.

Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

= N - CV, (13)

 

где N - выручка от реализации;

CV - совокупные переменные затрат.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:


mdi = (N-CV) / Q = P - CV, (14)

 

где mdi - удельный маржинальный доход; Q - объем реализации; P - цена единицы продукции; CV - переменные затраты на единицу продукции.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты-объем производства - прибыль») [24, c. 46].

Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Определение цен в этом методе осуществляется на основе расчета постоянных и переменных затрат [25, c. 61].

Постоянные затраты включают издержки, которые фиксированы и не зависят от объема производства (даже при нулевом выпуске они сохраняются).

К постоянным затратам относятся:

1) арендная плата,

2) фиксированные коммунальные платежи,

) патенты,

) лицензии,

) амортизация,

) капитальный ремонт,

) отдельные налоги и др. [12, c. 44].

Переменные затраты включают издержки, которые прямо пропорциональны объему производства (при нулевом производстве переменные издержки также равны нулю). К таковым относятся расход сырья и материалов, заработная плата основных рабочих и начисления на нее, текущий ремонт и др. Сумма постоянных и переменных издержек образует полные или общие затраты.

Порог рентабельности - это такая выручка о реализации, при которой предприятие уже не имеет ни убытков, но еще не получает прибыли.

Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей [20, c. 109].

Таким образом, на практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: