При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда.
Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Исходные данные по предприятию ООО «Прайс-Универсал» для расчета критического объема реализации и запаса финансовой прочности, сформированных на основании таблиц приведенных выше представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1. Исходные данные для расчета КОР, ПР, ЗФП и МБ
№ | Показатель | Ед. изм. | Значение показателя |
1. | Цена стеклопакета | тыс. руб./ шт. | 7,2 |
2. | Объем реализации | шт. | |
3. | Выручка от реализации | тыс. руб. | |
4. | Полная себестоимость за расчетный период (1 квартал) | тыс. руб. | |
4.1. | Переменные затраты | тыс. руб. | |
4.2. | Постоянные затраты | тыс. руб. | |
5. | Переменные расходы приходящиеся на 1 изделие | тыс. руб. | 4,34 |
Данные расчета КОР, ПР, ЗФП и МБ по изделиям сведены в таблицу 2.2.2.
Таблица 2.2.2. Значение показателей КОР, ПР, ЗФП и МБ для стеклопакетов
№ | Показатель | Ед. изм. | Значение показателя |
1. | Критический объем реализации (КОР) | шт. | |
2. | Порог рентабельности (ПР) | тыс. руб. | |
3. | Запас финансовой прочности (ЗПФ) | тыс. руб. | |
4. | Маржа безопасности (МБ) | шт. |
Приведем расчет точек безубыточности для стеклопакетов.
КОР = 415 тыс. руб./ (7,2 - 4,34) тыс. руб./шт. = 145 шт.
|
ПР = 145 шт. * 7,2 тыс. руб./шт. = 1044 тыс. руб.
ЗФП = 1800 тыс. руб. - 1085 тыс. руб. = 715 тыс. руб.
МБ = 250 шт. - 145 шт. = 105 шт.
Таким образом, при объеме реализации стеклопакетов 145 шт. и выручке соответственно 1044 тыс. руб., предприятие ООО «Прайс-Универсал» возмещает все расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю, а запас финансовой прочности для стеклопакета при этом составит 715 тыс. руб.
Предприятие ООО «Прайс-Универсал» производит и реализует один товар - стеклопакеты из ПВХ. Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность (см. табл. 2.2.3):
Таблица 2.2.3. Исходные данные для расчета производственного левериджа
1. Сумма продаж (выручка) | |
2. Переменные затраты | |
3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) | |
4. Постоянные затраты | |
5. Прибыль (п. 3 - п. 4) | |
6. Объем реализованного товара, шт. | |
7. Цена за единицу товара, руб. | |
8. Эффект производственного левериджа (п. 3: п. 5) | 2,384 |
Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия ООО «Прайс-Универсал» в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для данного предприятия эффект производственного левериджа составляет 2,384 единиц (715/300). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,384%, а при снижении выручки на 41,95% предприятие достигнет порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 1620 тыс. руб. (1800-1800 * 10: 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 23,84% и составит 228,48 тыс. руб. (300 - 300*23,84: 100).
|
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение цены реализации на 10% (до 7920 руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 1980 тыс. руб., маржинального дохода - до 895 тыс. руб. (1980-1085) и прибыли до 480 тыс. руб. (895 - 415). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 286 руб. (715 тыс. руб.: 250 шт.) до 358 руб. (895 тыс. руб.: 250 шт.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составляет 107 шт. (415 тыс. руб.: 385 руб.), а запас прочности предприятия увеличится до 143 шт. (250 - 107) или на 42,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 180 тыс. руб. (480 - 300). При этом, эффект производственного левериджа снизится с 2,38 до 1,87 единиц (895: 480).
Снижение переменных затрат на 10% (с 1085 тыс. руб. до 976,5 тыс. руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 823,5 тыс. руб. (1800 - 976,5) и прибыли до 408,5 тыс. руб. (823,5 - 415). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 906,11 тыс. руб. [415: (823,5: 1800)], что в натуральном выражении составит 1136 шт. (906,11: 2,5 тыс. руб.). Как следствие, запас прочности предприятия составит 2159,1 тыс. руб. (1800 - 906,11) или 864 шт. (2159,1 тыс. руб.: 2,5 тыс. руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2,016 единиц (823,5: 408,5).
При снижении постоянных затрат на 10% (с 415 тыс. руб. до 373,5 тыс. руб.) прибыль предприятия уменьшится до 235 тыс. руб. (1800-1085 - 480) или на 21,66%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 1206,03 тыс. руб. [480: (715: 1800)], а в натуральном выражении - 167 шт. (1206,03: 7,2). При этом запас прочности предприятия будет соответствовать 593,97 тыс. руб. (1800-1206,03) или 82 шт. (593,97: 7,2). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 4 единиц (715: 180) и по сравнению с первоначальным уровнем увеличится на 1,62 единицы (2,38 - 4).
|
Таким образом, производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием: цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат и комбинации любых перечисленных факторов. Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия.
3.
Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений по управлению финансами
При выборе оптимальной стратегии управления финансами, менеджеру необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Для предприятий, стремящихся к повышению эффективности хозяйственной деятельности, необходимо разработать действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной величины прибыли. Однако добиться этого можно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).
Экономической наукой разработаны в рамках маркетингового анализа достаточно надежные требования к обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимально возможной величины прибыли. Главным условием применения этих подходов является предварительное деление затрат на постоянные и переменные. Чтобы обосновать управленческое решение по реализации конкретных мероприятий, необходимо:
- учесть ограничения, обусловленные производственной мощностью предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, а также учесть потребности рынка в каждом товаре, с учетом этих ограничений производить корректировку планов, заключать договоры с поставщиками материальных, технических и энергетических ресурсов, а также формировать портфель заказов на выпускаемую продукцию;
- оценить, как изменится ситуация на рынке при увеличении выпуска одних товаров и снижении производства других; составить прогноз на то, как будут реагировать конкретные заказчики (потребители) на изменения в ассортименте и объеме выпускаемой продукции;
- провести экономический анализ по изменению прибыли и себестоимости продукции и объему продаж в случае возможного снижения цен при одновременном увеличении выпуска продукции;
- обосновать целесообразность максимально возможного увеличения выпуска изделий, имеющих высокую рентабельность и обеспечивающих большой вклад в формирование прибыли предприятия;
- разработать наиболее обоснованный метод распределения косвенных расходов и постоянных затрат предприятия между отдельными видами продукции при, многономенклатурном производстве;
- провести детальную классификацию затрат на переменные и постоянные с последующим распределением постоянных затрат по видам продукции и по центрам ответственности за затраты.
Классификация затрат на постоянные и переменные и их распределение по видам продукции дают возможность проводить анализ безубыточности как отдельных продуктов, так и всего ассортимента, выпускаемой предприятием продукции. На основе экономического анализа в конечном итоге разрабатываются управленческие решения, направленные на увеличение прибыли предприятия. Наряду с этими требованиями следует более полно использовать экономический анализ в целях определения вклада отдельных видов продукции в получение прибыли, маржинального дохода и покрытие постоянных затрат. Для сравнения и оценки вклада отдельных продуктов в возмещение постоянных затрат следует рассчитывать коэффициент вклада в покрытие постоянных затрат и коэффициент вклада в получение прибыли.
Необходимо проводить анализ возможности получения максимума прибыли с точки зрения спроса на продукцию, а оценку получаемой прибыли с точки зрения безубыточности. Решение задачи максимизации прибыли состоит в обосновании равновесия между спросом и предложением, а также в нахождении цен реализации, в максимальной степени соответствующих спросу покупателей и интересам предприятия в получении максимально возможной прибыли.
Круг вопросов обоснования управленческих решений, которые можно решать с помощью системы «директ-костинг» и маржинального анализа, включает также проблемы обоснования ряда управленческих решений, среди которых можно выделить:
- обоснование принятия заказа по ценам ниже рыночных;
- обоснование принятия решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
- решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты»;
- выбор варианта капитальных вложений;
- определение минимальной величины заказа.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
- поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной - объема выпуска;
- переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
- структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
- поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
- на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
2. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
3. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все большему темпу прироста суммы прибыли.
. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Таким образом, использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Заключение
В первой главе курсовой работы была изучена сущность критического объема продаж, запаса финансовой прочности предприятия, производственного левериджа.
Критический объем продаж - это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая в неблагоприятных условиях спроса на его продукцию (работы, услуги) обеспечить безубыточность продаж.
Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Определение цен в этом методе осуществляется на основе расчета постоянных и переменных затрат.
Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
При обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде можно делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период. Запас финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.
Производственный леверидж - показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием: цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат и комбинации любых перечисленных факторов.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные.
Классификация затрат на постоянные и переменные и их распределение по видам продукции дают возможность проводить анализ безубыточности как отдельных продуктов, так и всего ассортимента, выпускаемой предприятием продукции. На основе экономического анализа в конечном итоге разрабатываются управленческие решения, направленные на увеличение прибыли предприятия. Наряду с этими требованиями следует более полно использовать экономический анализ в целях определения вклада отдельных видов продукции в получение прибыли, маржинального дохода и покрытие постоянных затрат. Для сравнения и оценки вклада отдельных продуктов в возмещение постоянных затрат следует рассчитывать коэффициент вклада в покрытие постоянных затрат и коэффициент вклада в получение прибыли.
Чем больше разность между фактическим объемом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а, следовательно, и его финансовая устойчивость. Предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. При объеме реализации стеклопакетов 145 шт. и выручке соответственно 1044 тыс. руб., предприятие ООО «Прайс-Универсал» возмещает все расходы полученными доходами, при этом прибыль предприятия равна нулю, а запас финансовой прочности для стеклопакета при этом составит 715 тыс. руб.
рентабельность леверидж безубыточность продажа
Список литературы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. 5-е изд., доп. и перераб. / Л.Н. Чечевицына. - М.: Феникс, 2010. - 378 с.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. 8-е изд., перераб. и доп. / Чуева Л.Н., Чуев И.Н. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 348 с.
. Афанасьева Л.П. Экономика предприятия (фирмы). Практикум. - М.: Инфра-М, 2012. - 319 с.
. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / И.Т. Балабанов, Т.Б. Крылова. М.: Перспектива, 2010. - 656 с.
5. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. - 222 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 224 с.
7. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. - М.: Эльга, 2011. - 768 с.
. Бунина Е.М. Оценка финансового состояния предприятия. // Финансы. - №4, 2010. - С. 15-19.
9. Бухгалтерский финансовый учет. Практикум: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 496 с.
. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Инфра-М, 2011. - 431 с.
. Гинзбург А.И. Экономический анализ. - С.-Пб.: Питер, 2011. - 448 с.
. Ефимова О.В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений. - М.: Омега-Л, 2012. - 349 с.
. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. изд. - М.: Инфра-М, 2012. - 332 с.
. Игонина Л.Л. Инвестиции. - М.: Магистр, 2011. - 749 с.
. Клишевич Н.Б. Финансы организаций. Менеджмент и анализ. - М.: КноРус, 2012. - 304 с.
. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 304 с.
. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2010. - 424 с.
. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: Инфра-М, 2012. - 320 с.
19. Литовченко В.П. Финансовый анализ. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 216 с.
20. Макарова С.Г. Корпоративные финансы. Учебное пособие / С.Г. Макарова, И.В. Никитушкина, С.С. Студникова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 575 с.
21. Найденова Р.И. Финансовый менеджмент. - М.:КноРус, 2011. - 208 с.
. Основы финансовых расчетов. Учебное пособие / А.А. Климов. - М.: Дело, 2011. - 168 с.
. Поляк Г.Б. Финансы. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 735 с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: Инфра - М, 2011. - 536 с.
25. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий). Учебник. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 544 с.
26. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов, Л.А. Бурмистрова. - М.: Инфра-М, 2012. - 510 с.