По теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские»




Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские»

 Цель: Формирование у детей знаний о возникновении славянской письменности и ее создателях — святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.

Задачи:

− Знакомить детей с историей возникновения первой азбуки-кириллицы, письменности у славянских народов, жизнью и деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия;

− Развивать у детей мышление, творческое воображение и эстетическое восприятие;

− Способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры;

− Воспитывать уважение к создателям кириллицы, национальную гордость за свой язык;

− Обогащать словарный запас детей словами «кириллица», «славяне», «письменность», «свиток» и др.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, проектор, презентация «Кирилл и Мефодий — первоучители славянские», деревянный ларец, свитки с загадками, свиток с кириллицей, стол с 5 народными куклами, искусственный дуб, буквы Ж, Д;

Предварительная работа: Экскурсия в храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассматривание иллюстраций первой азбуки, Библии.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап: Педагог с детьми стоят в кругу, взявшись за руки:

Придумано кем — просто и мудро

При встрече здороваться: —Доброе утро!

Солнце и птицы! —Доброе утро!

Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, пожелаем каждому хорошего доброго дня.

- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками:

Слайд 1: Закрытый ларец

Педагог: Посмотрите, что это такое? Ларец знаний!

Слайд 2: Открытый ларец.

Здравствуйте, ребята! Я — ЛАРЕЦ ЗНАНИЙ! Кто в меня заглянет, тот много нового узнает!

Педагог: Уважаемый Ларец Знаний! Сегодня я хотела рассказать ребятам о первоучителях славянских- братьях Кирилле и Мефодии.

Слайд 3: Появляется Ларец со свитком. Голос: В моем Ларце Знаний есть древний свиток. Прочитав его, вы узнаете о том, кто такие Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян, что такое кириллица и многое другое. Педагог: Ну, что ребята, давайте заглянем в Ларец Знаний, возьмем древний свиток и узнаем из него историю возникновения славянской письменности (берет свиток с посланием).

Показ презентации.

Слайд 4: Очень давно, много веков назад жили на земле древние предки многих из нас — славяне. Предки — это прабабушки и прадедушки наших прабабушек и прадедушек. Вот как давно это было.

Слайд 5: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины разводили огород: выращивали капусту, свеклу, репу. Ткали, шили, пряли, готовили пищу.

Слайд 6: Славяне были земледельцами: они обрабатывали землю и выращивали пшеницу, рожь, лен, ячмень.

Слайд 7: Также славяне делали традиционные игрушки — куклы из соломы, сена, ткани. Их делали без ножниц, ножей, иголок. Нитки и ткань для куклы рвали, а части тела связывали. Мамы делали таких кукол для своих детей. Слайд 8: Славяне не только много трудились, но и любили хорошо отдохнуть. Они пели, веселились, водили хороводы, плели венки из цветов, отмечали свои праздники.

Р.н.игра……….

Но одно огорчало славян: не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни читать, ни писать. \

Слайд 9: И тогда славянские князья Ростислав и Святополк попросили греческого царя Михаила отправить к ним учителя. «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Слайд 10: И тогда греческий царь Михаил решил отправить к славянам очень образованных людей из города Солунь, двух братьев: Кирилла и Мефодия.

Слайд 11: В греческом городе Солуни в 9 веке проживали два брата: Константин и Михаил. С самого детства они были добрые, послушные, любознательные, любили учиться. В семье было 7 детей: Михаил был самым старшим, а Константин самым младшим. Братья получили отличное образование. Братья знали много языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили их с Библией.

Слайд 12: И вот вызвал греческий царь Михаил двух ученых братьев и попросил их создать для славян азбуку. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», — сразу решили братья. Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. В ней было 43 буквы: часть из них (24 буквы) была взята из греческого алфавита, а некоторые буквы (19) придуманы для передачи звуков славянской речи. По имени одного из братьев её назвали кириллицей.

Слайд 13: Вот она кириллица — древняя славянская азбука. В славянской азбуке каждая буква имела свое название, у которого есть свое значение. Слайд 14: Посмотрите, что это за буква? Да, мы знаем ее, как «А». А в кириллице она звучит как Аз, по-славянски Я.

А что это за буква? В кириллице она звучит как Буки. Буки – значит буквы.

А эта буква? Да, В, Веди, значит ведать, знать.

Слайд 15: За многие века алфавит претерпел ряд изменений. Количество букв уменьшилось. Сейчас он насчитывает 33 буквы. Но это уже и неважно. А важно то, что братья Кирилл и Мефодий открыли славянам путь к письменности, возможность читать книги

Игра «Волшебный мешочек» Цель: учиться придумывать слово на заданную букву.

- Дети, посмотрите, что я принесла с собой. Это волшебный мешочек, в котором я храню свои буквы. Я предлагаю вам вынимать буквы по одной, назвать ее и придумать слово, начинающееся на эту букву.

Слайд 16: Братья не только создали азбуку, но и открыли школы, в которых они и их ученики начали обучать славян грамоте.

Слайд 17: Солунские братья — гордость всего славянского мира. Мы благодарны братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам азбуку. Это случилось в 863 году.

Слайд 18: Именами первоучителей славянских Кирилла и Мефодия названы храмы во многих городах нашей страны.

Слайд 19: В нашей стране ежегодно 24 мая отмечается государственный праздник, посвященный братьям из Солуни. Он называется День славянской письменности и культуры. В Москве установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кем были Кирилл и Мефодий, что они сделали для славян.

Слайд 20: ЛАРЕЦ (голос):Ну, что, ребята, получили новые знания? Но это еще не все. В моем ларце знаний есть задания для вас.

Задание 1: Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Посмотрите сколько много разных, интересных книг. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

…………….., почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие вы сказки знаете? (ответы детей)

Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?

1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! »

Правильно (Да).

2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:

- Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?

- Я, Муха-горюха.

-Я, Комор-пискун.

- Я, Мышка-погрызуха.

- Я, Лягушка-квакушка ».

Правильно?

3. «Побежала Маша дальше. Видит, стоит груша, вся спелыми грушами усыпана, ветки до самой земли склонялись. Маша к ней:

- Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели? »

4. «Я, колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да на масле пряжён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от жучки ушёл. »

5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».

Молодцы хорошо сказки знаете.

Задание 2:: создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать, как братья Кирилл и Мефодий. Каждый из вас получит букву. Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки. Можете использовать различными вариантами штриховки. (после штриховки каждый ребенок называет свою букву)

Задание 3: из заштрихованных букв составить слова: добро, друг.

 

Слайд 21: ЛАРЕЦ (голос): Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями. К этому празднику в моем сундучке приготовлено угощенье, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем. А мне пора! До свидания, друзья! Слайд 22: Ларец закрытый, исчезает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: