Эссе для олимпиад: что это и как это написать?




В отличие от составителей ЕГЭ авторы олимпиадных заданий ожидают увидеть от участников некоторую креативность, поэтому, как правило, в критериях оценивания эссе нет такого пункта, как структура. С одной стороны, это предоставляет большую свободу для участника, а с другой, оставляет его в недоумении относительно того, как же это эссе написать. Критерии оценивания эссе разняться от предмета к предмету, поэтому в данном случае мы предлагаем вам структуру, которая поможет при написании олимпиад по истории и обществознании.

 

Самая базовая структура предельно проста:

1. Введение. В данной части нужно раскрыть проблематику темы, её дискуссионный характер, показать, что в данной теме есть неоднозначные места, свет на которые вы в своей работе и попытаетесь пролить. Также, вам необходимо обозначить свою позицию по данной проблеме, которую вы будете доказывать. Иными словам, вашу гипотезу.

2. Основная часть. В основной части вам необходимо представить аргументы в поддержку вашей позиции. Каждый аргумент должен быть определённым процессом, феноменом или особенностью, при помощи которого можно полностью охарактеризовать один из аспектов предмета анализа в эссе. К каждому аргументу в виде доказательсв следует привести в пример по несколько неоспоримых фактов, а не ваших оценочных суждений. Важно не путать аргументы и доказательства: если в эссе будет только факты без обобщающей характеристики, то вас, скорее всего, упрекнут в извлечении общего вывода из частных случаев, а также сама работа из-за слабой связи отдельных фактов будет выглядеть неубедительной. Если же в эссе будут лишь ваши тезисы и никаких фактов, их подкрепляющих, то вас упрекнут в голословности и слабой доказательной базе.

3. Заключение. В идеале, в результате вашего «мини-исследования» вы должны прийти к тому, что ваша гипотеза доказана. В заключении вам нужно перефразировать вашу же гипотезу из введения, добавив к ней краткий обобщённый вывод из каждого вашего доказательства из основной части.

 

Данная структура при всей своей логичности, универсальности и простоте в использовании не позволяет в неё включить всё, что ожидают увидеть проверяющие на олимпиадах всероссийского уровня. Критерии оценивания работ на таких олимпиадах намного разнообразнее. Так, на всероссийской олимпиаде от вас будут ожидать не только доказательства своей точки зрения, но и демонстрации академического дискурса по данной теме, знания историографии по теме (для истории) или библиографии (для обществознания).

Чтобы не забыть указать всё нужное, следует использовать немного усложнённую исходную структуру:

1. Введение. Здесь необходимо обозначить проблематику темы, два главных подхода к данному вопросу, перечислить сторонников обоих подходов и, если возможно, названия их работ, где они рассматривают данный вопрос. В случае с олимпиадой по истории это будут именитые, известные историки, а в случае с обществознанием – политологи, социологи, философы и другие специалисты по наукам, входящим в обществознание.

2. Доказательства сторонников первого подхода. Более подробное раскрытие первой точки зрения, которую вы упомянули во введении, и приведение аргументов и, если возможно, доказательств для этой точки зрения.

3. Доказательства сторонников второго подхода.

4. Ваша точка зрения. Здесь вы можете согласиться с одной из точек зрения. Тогда вам необходимо будет привести контр-аргументы к аргументам ваших оппонентов, которые вы сами написали до этого. Это могут быть, например, какие-то исторические факты, которые противоречат обобщённому аргументу ваших оппонентов. По желанию, вы можете написать дополнительные аргументы в поддержку вашей точки зрения, если вы их не использовали до этого. Однако вы можете не согласиться с обеими точками зрения, которые вы описали до этого. Тогда вам следует привести контр-аргументы к обоим подходам, указав тем самым на изъяны каждого их них. Затем вам нужно будет сформулировать собственную гипотезу и доказать её при помощи двух-трёх аргументов, подкреплённых примерами.

5. Заключение. Так же, как и в простом типе эссе, перефразируйте вашу гипотезу, добавив к ней краткое обобщение аргументов в её поддержку.

Как правило, в рамах школьного эссе к вашей гипотезе стоит приводить три аргумента, с 2-3 доказательствами к каждому. Исключение составляет представление двух главенствующих подходов в академическом дискурсе (части 2 и 3 в сложном эссе), поскольку вам необходимо их лишь охарактеризовать, а не доказать. В данных разделах можно привести по 1-2 аргументам без доказательств к каждому из подходов.

Данные структуры, как уже было сказано, не являются жёсткими, от них можно отступать. Они нужны, прежде всего, для удобства самого автора, чтобы тот не забыл, написать все необходимые в эссе элементы. Также подобная структура помогает избежать написания работы описательного характера, что, к сожалению, достаточно часто встречается в эссе по истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: