Возрастные зоны спортивных успехов в разных видах спорта




Глава 26

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ

26.1. Сущность и назначение планирования, его виды

 

Планирование, контроль и учет - составные элементы управления под­готовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, ана­лизу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и уче­та, его содержание и технологию.

Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных це­лей, задач и содержание спортивной тренировки. Предметом планиро­вания в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, сред­ства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием на­грузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных за­нятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, конт­рольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. План тренировки, в свою очередь, - это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей - ближних, промежуточных или отдаленных. Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спорт­смена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые).

Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) пла­ны, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов. По дли­тельности планируемого периода можно выделить следующие разновиднос­ти планов — многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуаль­ные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдель­ные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длин­ные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше). Груп­повые планы разрабатываются, прежде всего, на команду (в спортивных играх, гребле и др.). Для высококвалифицированных спортсменов группо­вые планы, как правило, дополняются индивидуальными.

Нужно иметь в виду, что планирование — ведущая и направляющая функции тренера в управлении учебно-тренировочным процессом (рис. 26.1). Центральным звеном, ядром управления является программа тренировки. Программирование — это объективная характеристика любо­го вида деятельности. Оно позволяет быть этой деятельности управляе­мой. Программа тренировки — это руководство для спортивного педагога и его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленно­сти спортсменов, ростом их достижений. Реализуясь через систему трени­ровочных заданий, тренировочная программа вызывает определенный тре­нировочный эффект, выражающийся в изменении фактического состояния спортсмена — оперативного, текущего или этапного. Информация об из­менениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля — оперативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответству­ющими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе этого сравнения вносятся коррекции в план тренировки. Однако вноси­мые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевре­менными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения мо­делируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в момент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой наилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стар­тов или через некоторое время после них.

Естественно, чтобы показать запланированный результат к намечен­ному времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готов­ности спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно получить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравне­ния запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа со­стояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности вносимых в программу коррекций.

Следовательно, планирование, контроль и прогнозирование тесно свя­заны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми эле­ментами управления тренировочным процессом.

Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы:

1) этап разработки проекта плана тренировки, который сводится к построению модели будущего состояния спортсмена и модели тренировоч­ного процесса, обеспечивающего достижение этого состояния к опреде­ленному моменту времени;

2) этап реализации плана подготовки;

3) этап его коррекции (рис. 26.2).

Данные этапы присущи каждому виду планирования тренировки спорт­сменов. Однако исходные предпосылки и содержание этапов будут разными при разработке и реализации того или иного вида тренировочных планов. Например, при составлении многолетнего плана структуры многолетней тре­нировки (количество этапов, их возрастные границы, продолжительность) будет иной, чем при разработке плана тренировки на один год.

26.1.1. Многолетнее (перспективное) планирование тренировка

Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными для составления многолетнего плана являются: продолжительность подготовки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от разряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-тех­ническое обеспечение мест занятий и другие факторы.

 

 

 

Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достижения высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое значение для многолетнего планирования.

Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин - 4,8 года специальной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волейболе - 3,5 года.

Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спортсмена можно ориентировочно установить примерное количество лет, необходимое для достижения высоких результатов.

Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых усло­вий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест занятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.

 

 

Важным показателем при разработке многолетних планов является также величина прироста спортивных результатов во времени — начиная от юно­шеских разрядов до мастера спорта международного класса.

В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от раз­ряда к разряду относительно стабильны (рис. 26.3). В среднем требуется 1—2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации.

Несмотря на некоторую стабильность, темпы роста далеко не равно­мерны. Как видно из рис. 26.3, путь от II юношеского разряда до норма­тива Ш взрослого разряда спортсмены проходят за 2—2,5 года. Более про­должительные сроки характерны также для перехода от кандидата до мастера спорта и от мастера спорта до мастера спорта международного класса (2,5— 4,5 года).

Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших ре­зультатов. Основным критерием в данном случае является возраст их до­стижения.

В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов (З.Важны, Д. Мишев и др.) (табл. 26.1).

 

Таблица 26.1

Возрастные зоны спортивных успехов в разных видах спорта

 

Вид спорта Зона первых успехов Зона оптимальных возможностей Зона сохранения высоких результатов
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
Плавание 14-17 12-15 18-22 16-20 23-25 21-23
Прыжки в воду 18-21 16-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Гимнастика 19-21 15-18 22-27 19-24 28-32 25-30
Фехтование 18-21 17-19 22-28 20-26 29-32 27-30
Велоспорт 19-21 17-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Борьба 20-23 24-28 29-32
Тяжелая атлетика 20-24 25-30 31-34
Бокс 18-20 21-25 26-28
Гребля академическая 17-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-28
Гребля на байдарках и каноэ 18-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-30
Современное пятиборье 21-23 24-27 28-30  
Баскетбол 20-22 16-18 23-26 19-25 27-30 26-28
Футбол 21-22 23-26 27-30
Стрельба 20-25 18-20 26-30 21-30 31-40 31-40
Конный спорт 23-25 20-22 26-30 23-25 31-40 26-30
Парусный спорт 23-25 26-35 36-40
Водное поло 20-21 22-25 27-30
Фигурное катание на коньках 15-16 14-15 17-25 16-24 26-30 25-28
Лыжные гонки 20-22 18-22 23-30 21-25 31-36 26-30
Прыжки на лыжах с трамплина 15-17   18-25   26-30  
Северное двоеборье 18-19 20-25 26-30
Слалом 17-18 16-17 19-25 18-24 26-30 26-30
Скоростной спуск 18-19 17-18 20-25 19-25 26-30 26-30
Скоростной бег на коньках 18-19 17-18 20-25 19-24 26-30 25-30
Хоккей 20-28 24-29 30-32
Легкая атлетика            
Бег 100 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 200 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 400 м 22-23 20-21 24-26 22-24 27-28 25-26
Бег 800 м 23-24 20-21 25-26 22-25 27-28 26-27
Бег 1500 м 23-24 25-27 28-29
Бег 5000 м 24-25 26-28 29-30
Бег 10 000 м 24-25 26-28 29-30
Марафон 25-26 27-30 31-35
Бег 100 м с барьерами 18-20 21-24 25-27
Бег 110 м с барьерами 22-23 24-26 27-28
Бег 400 м с барьерами 22-23   24-26   27-28  
Бег 3000 м с препятствиями   24-25 26-28 29-30
Ходьба 20 км 25-26 27-29 30-32
             
Ходьба 50 км 26-27 28-30 31-35
Прыжки в высоту 20-21 17-18 22-24 19-22 25-26 23-24
Прыжки в длину 21-22 17-19 23-25 20-22 26-27 23-25
Тройной прыжок 22-23 24-27 28-29
Прыжки с шестом 23-24 25-28 29-30
Толкание ядра 22-23 18-20 24-25 21-23 26-27 24-25
Метание диска 23-24 18-21 25-26 22-24 27-28 25-26
Метание копья 24-25 20-22 26-27 23-24 28-29 25-26
Метание молот 24-25 26-30 31-32
Десятиборье 23-24 25-26 27-28
Пятиборье 21-22 23-25 26-28

 

В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных ре­зультатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, фигурном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится в пределах 14—17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье — 23—25 лет. Эти различия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта. Для многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший интерес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в большинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому много­летнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены достигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны.

Содержание перспективного плана, методические указания к его состав­лению. Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, так и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во втором — индивидуальный план. Общие перспективные планы должны содержать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, можно было бы правильно осуществить годовое планирование.

Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следую­щих разделов:

1. Краткая характеристика группы спортсменов или команды.

2. Цель и главные задачи многолетней тренировка.

3. Этапы подготовки и их продолжительность.

4. Основные соревнования на каждом этапе.

5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.

6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

7. Спортивно-технические показатели по этапам.

8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.

9. Изменения в составе команды (в спортивных играх).

10. Педагогический и врачебный контроль.

11. Места занятий, оборудование и инвентарь.

Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает:

сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физи­ческого развития и подготовленности, основных недостатков в ней. Здесь же указывается, какие материалы и документы послужили основанием для составления плана.

Успех планирования связан, прежде всего, с достаточно обоснован­ным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т.д.

Исходя из конечной цели определяется главная задача. Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длитель­ность и содержание в процессе многолетней тренировки во многом зависят от вида спорта и возраста спортсменов.

Общий перспективный план в каждом конкретном случае должен со­ставляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта. Важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удель­ный вес. За исключением спортивных игр нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким по­казателям в зависимости от вида спорта.

Специфика того или иного вида спорта во многом определяет содер­жание отдельных разделов перспективного плана. Например, в видах спорта, где результаты не измеряются объективными величинами, дина­мику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей. Так, в ациклических видах спорта (единоборства, спортив­ные игры) это: 1) объем техники движений; 2) разносторонность; 3) эф­фективность; 4) уровень развития физических способностей; 3) состояние развития психических функций; 6) места, занимаемые в определенных соревнованиях, и т.д.

Индивидуальный перспективный план, как правило, включает следующие разделы:

1. Краткая характеристика спортсмена.

2. Цель и главные задачи многолетней тренировки.

3. Этапы подготовки и их продолжительность.

4. Основные соревнования на каждом этапе.

5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам (основные задачи и их значимость).

6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

7. Спортивно-технические показатели по годам.

8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена.

9. Основные средства тренировки и их распределение по этапам.

10. Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагру­зок по этапам.

11. Педагогический и врачебный контроль. Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели много­летней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно-технические показатели по годам и планируют основные средства, объем и интен­сивность нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны подготовленности (физической, технической, тактической и т.д.), на со­вершенствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане должны быть предусмотрены этапыподготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Их количество и продолжительность зависят от структуры много­летней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других причин.

При планировании спортивно-технических показателей следует исхо­дить как из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и из индивидуальных особенностей спортсмена, а также условий трениро­вочного процесса.

В индивидуальном плане основные средства должны определяться с учетом особенностей данного спортсмена и необходимости совершенство­вания слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в многолетнем планировании тренировки спортсменов является определе­ние величины, характера и динамики тренировочных нагрузок.

Следует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных спортсменов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их естественного роста. Условно его можно записать в виде следующего вы­ражения: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не исключено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдер­живать рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных результатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздей­ствия могут активно способствовать естественному росту организма и очень незначительно влиять на рост спортивных результатов.

Таким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процес­се многолетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимо­сти увеличения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего возраста.

26.1.2. Годовой алан, его содержание и методика составления

Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годо­вом плане Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую характеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь ос­новных соревнований и их задачи, цикличность подготовки и задачи пери­ода; спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распре­деление основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и интенсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный кон­троль и др.

Работа над годовым планом начинается с составления характеристики тренировки в предшествующем году, включающей характеристику спорт­смена, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных нагрузок. Характеристика обязательно должна заканчиваться анализом основных ошибок и выводов, позволяющих определить направление буду­щей работы.

 

 

Примечание Направленность нагрузки: 1 - развитие силы, гибкости, координации и выносливости (работа на суше), 2 - спринтерская (алактатная анаэробная), 3 - анаэробная гликолитическая; 4 - смешанная (аэробно-анаробная), 5- аэробная (тренирующая), 6 - аэробная (восстановительная), 7- активный отдых Условия подготовки ГГП - горная гипок-сическая подготовка, ИГП - искусственная гипоксическая подготовка Мезоциклы В - втягивающий, Б - базовый, КП - контрольно-подготовительный, ПС - предсоревновательный, С - соревновательный, А - активный отдых Тонкие стрелки - подготовительные и контрольные, толстые - главные соревнования

Рис. 26 4 Годовой план-график подготовки пловцов высокого класса, специализирующихся в плавании на дистанции 200 и 400 м (по В Н Платонову)

Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепен­ные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований - показать определенный результат; для второстепенных - опробовать новый вариант тактики, отработать новый элемент техники.

Следующий этап в работе над годовым планом - определение цикличности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динамикой спортивной формы.

В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или ме­нее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может при­меняться одноцикловое или двухцикловое построение годовой трени­ровки.

Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержа­ние тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техни­ческая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, мож­но перейти к узловому вопросу планирования — определению величины и характера тренировочных нагрузок.

Годовой план может быть представлен в форме плана-графика (рис. 26.4), либо в форме таблицы (табл. 26.2), либо в форме таблицы-графика (рис. 26.5).

Разнообразие применяемых в практике форм документации по плани­рованию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спе­цификой вида спорта.

Таблица 26.2

Примерный план круглогодичной тренировки на этапе углубленного спортивного совершенствования в беге на средние дистанции (19 лет и старше)

(по Ю.Г. Травину, А.Л. Фруктову, 1989)

Преимущественная направленность упражнений Тренировочные средства Распределение объемов основных средств в годичном цикле Пере-ход-ный период Годовой объем
Подготовительный период Соревновательный период
Осенне-зимний подгото­вит. этап Весенний подготовит. этап Ранний соревновательн этап Этап основных соревнований
Месяц
XI XII I II III IV V VI VII VIII IX Х
Повышение уровня ОФП Общеразвиваю-щие упражнения без снарядов, ч                          
  Общеразвиваю-щие упражнения со снарядами, ч                          
Общеразвиваю-щие упражнения на снарядах, ч           - - - - - - -  
Спортивные игры, ч                          
Ходьба на лы­жах, ч           - - - - - - -  
Плавание, ч           - - -     -    
Совершен­ствование техники и развитие скорост­ных спо­собностей Специальные беговые упраж­нения, км                          
Бег с ускоре­ниями, км -1                        
Бег с высокого и низкого старта, км - - 0,5 0,5 0,5 1,0 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 5,0
Бег с ходу - - - - 0,5 0,5 1, 0   0,5 0,5 - - 4,0 5,0
Бег в гору и под гору, км - - - - -       1- - - -  
Бег с около­предельной скоростью, км - -                      
Приобре­тение об­щей вы­носливости Бег в медлен­ном темпе, км                          
Длительный бег на местно­сти, км                          
Бег по шоссе, км -                     -  
Переменный кроссовый бег, км                          
Развитие специаль­ной вынос­ливости Темповый бег, км -                        
Переменный бег на отрезках 800-3000 м, км -                     -  
  Переменный и повторный бег на отрезках 400-1200 м с соревнова­тельной ско­ростью, км - -                   -  
Переменный и повторный бег на отрезках 200—800 м с повышенной скоростью, км - - - -               -  
Повыше­ние воле­вой, так­тической и соревнова­тельной подготов­ленности Проведение занятий в усложненный условиях - - + + + + + + + + + -  
Применение тактических приемов - - - + + + + + + + + -  
Участие в со­ревнованиях в беге на: 400 м - - - - - 1-2 1-2 1-2 1-2 - - - 4-6
800 м - - - - - -   1-2 1-2   - - 4-6
1000 м - - -       - - - - - -  
1500 м - - - - -     1-2 1-2     - 6-8
3000 м - - -         - - - - -  
5000 м - - - -   -           -  
10 000 м - - - - - -           -  
Контрольный бег - - + + + + + + + + + -  
Общий объем специальных средств, км                          
                                   

 

26.1.3. Месячное (мезоцикловое) и недельное (микроцикловое) планирование

На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса - этап, месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие. Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее вре­менной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его.

 

 

В спортивной практике широкое распространение получило плани­рование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок,ихсоотношение и изменение в процессе тренировки.

5. Порядок чередования нагрузок различной направленности и вели­чины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла.

6. Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др.

Формы составления месячных и недельных планов могут быть различ­ны. Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, его кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного процесса. Наиболее целесообразны план-таблица или план-график.

План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы не­скольких недельных микроцикловых планов.

В табл. 26.3 приводится образец микроциклового плана при двухразо­вых занятиях в течение тренировочного дня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: