Учет - одно из важнейших условий эффективного планирования спортивной тренировки. Он дает возможность увидеть результаты проведенной работы, реальность плановых заданий.
Планирование и учет органически связаны между собой. Плановая работа немыслима без правильного учета. Однако учет работы нужен не только для составления планов. Материалы учета служат показателями выполнения плана, помогают уточнить и исправить его. Например, хорошо поставленный учет данных контрольных испытаний даст возможность выявить слабые стороны в подготовленности спортсменов и наметить комплекс тренировочных средств и методов для устранения недостатков.
Учет учебно-тренировочного процесса будет эффективным только в том случае, если он ведется систематически, объективно, точно, достоверно и полноценно фиксирует результаты проделанной работы и состояние спортсмена; наряду с этим он должен просто и наглядно изображать регистрируемые данные. Поэтому большую ошибку совершают те тренеры, которые недооценивают роль и значение систематического учета учебно-тренировочных занятия, не добиваются того, чтобы их ученики регулярно вели дневники своих тренировок, активно участвовали в разработке тренировочных планов, анализировали итоги участия в соревнованиях, выполнение контрольных нормативов и заданий.
Выделяют поэтапный, текущий и оперативный учет.
Поэтапный учет чаще всего проводится в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным, итоговым.
Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов и другие данные по усмотрению тренера. На его основе разрабатываются перспективные планы тренировки. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета дают возможность оценить качество учебно-тренировочной и воспитательной работы в процессе спортивной тренировки. Наряду с этим они смогут служить показателем эффективности предшествующего планирования, а детальный их анализ будет способствовать совершенствованию дальнейшего планирования.
|
Текущий учет осуществляется непрерывно в процессе учебно-тренировочных занятий в микро- и мезоциклах тренировки. Он включает регистрацию посещаемости занятий и пройденного материала, определение показателей тренировочного процесса (средств, методов, величины тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д.), оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.
Оперативный учет является разновидностью текущего учета. Данные оперативного учета позволяют получать необходимую информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для рационального управления тренировочным процессом.
Основными документами учета учебно-тренировочных занятий, например в ДЮСШ, являются: 1) журнал посещаемости занятий; 2) дневники тренировок; 3) журнал учета разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту; 4) таблица рекордов; 5) протоколы соревнований;
личные карточки и врачебно-контрольные карты учащихся.
Большое значение для совершенствования и повышения эффективности тренировочного процесса имеет систематическое ведение спортсменом дневника тренировок. Регулярное ведение дневника с подробными записями может служить основой для совместной творческой работы тренера и спортсмена.
|
В дневнике, как правило, фиксируются: дата, время и продолжительность тренировки, место и условия учебно-тренировочных занятий, их содержание, дозировка (объем и интенсивность) тренировочной нагрузки. Записывают в дневник также, как соблюдается режим, дни приема бани и другие восстановительные мероприятия. Отмечают состояние сна (продолжительность и глубина), ЧСС (утром лежа - после сна и окончания тренировки), общее самочувствие (утомление, вялость, безразличие, желание тренироваться, аппетит и т.д.). Степень проявления положительных и отрицательных признаков самочувствия можно оценивать условно по 5-балльной системе (5 - максимальная, 4 - выше средней, 3 - средняя, 2 - ниже средней, 1 - малая).
Особенно подробно следует записывать последние дни перед соревнованиями, обращая внимание на содержание и характер тренировочных занятий, отмечать количество дней отдыха перед соревнованием, общее психологическое состояние Дни соревнований также необходимо подробно описывать в дневнике, конкретно указывая удачные моменты и недочеты, ошибки, на которые в дальнейшем следует обратить особое внимание.
Важно регулярно вносить в дневник результаты выполнения контрольных упражнений (тестов) для определения уровня развития отдельных сторон подготовленности (физической, технической и т.д.).
|
Данные врачебного контроля и диспансерного обследования позволяют судить о развитии тренированности и оценивать, как воздействуют применяемая система тренировки на здоровье спортсменов.
Дневник должен иметь следующие разделы: I. Индивидуальный план учебно-тренировочных занятий на определенный период подготовки (это касается, прежде всего, спортсменов, достигших уровня 1-го разряда и выше); II. Характеристика тренировочного процесса (с указанием применяемых средств и методов тренировки, величины тренировочных нагрузок, самочувствия и т.п.); III. Запись выступления в соревнованиях. IV. Данные контрольных испытаний по физической, технической, тактической и другим видам подготовки спортсмена. V. Данные врачебно-медицинских обследований. VI. Отчет о тренировке за год, период, этап, месяц.
Разумеется, в зависимости от специфики того или иного вида спорта, содержание отдельных разделов дневника спортсмена будет изменяться. Ниже приводится примерная форма дневника спортсмена.
Дневник тренировок
_____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________
(спортивная квалификация)
_____________________________________________
(специализация)
______________________________________________
начат (число, месяц, год)
_______________________________________________
закончен (число, месяц, год)
_________________________________________________
тренер(Ф И.О.)
I. Индивидуальный план подготовки 2003/04 учебный год
II. Характеристика тренировочного процесса.
Дата, время | Содержание тренировочного занятия | Объем Тренировочной нагрузки | Интенсивность тренировочной нагрузки в главных и вспомога тельных средствах | Методы тренировки | Самочувствие | Примечание | Указания тренера |
Итого за неделю: 1. Количество тренировочных дней; 2. Количество тренировочных часов; 3. Средства тренировки и их размерность; 4. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в главных (специфических) и вспомогательных (неспецифических) средствах; 5. Методы тренировки (в %); 6. Восстановительные мероприятия.
III. Выступления в соревнованиях;
№ п/п | |
Дата и время | |
Название соревнования | |
Вид соревновательной деятельности (бег на определенную дистанцию в лыжных гонках, выполнение обязательной и произвольной программы в гимнастике, толчок или рывок штанги в тяжелой атлетике) | |
Показанный результат | |
Занятое место | |
Условия соревнований и ход спортивной борьбы (температура внешней среды, состояние снега,график бега, самочувствие, психологическое состояние и пр.) | |
Недостатки в подготовке (технической, физической, тактической, психологической), выявленные в процессе соревнований | |
Выводы и оценки выступления |
IV. Учет результатов выполнения контрольных нормативов для оценки уровня развития отдельных сторон подготовленности спортсменов (данные контрольных испытаний записываются также в учетную карточку).
Вид подготовки | Контрольные упражнения (тесты) | Дата, результат |
Физическая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Техническая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Тактическая | 1. 2. 3. и т.д.; | |
Психологическая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Теоретическая | 1. 2. 3. и т.д. |
V. Учет данных врачебно-медицинских обследований (на основе данных врачебно-медицинских обследований составляются врачебно-контрольные карты).
№ п/п | Дата | Наименование мероприятий | Регистрирующие признаки | Заключение врача |
VI. А) Месячный отчет по учебно-тренировочной работе.
___________________________________________ по __________________
(Ф.И.О.) (спортивная специализация)
за ___________ месяц 20 ___ года
№ п/п | Средства тренировки | Ед. изм. | Недели | Всего за месяц | ||||
1. 2. 3. и т.д. |
Количество тренировочных дней ___________________________
Количество тренировочных занятий _________________________
Количество соревнований и контрольных тренировок __________
Количество часов _________________________________________
Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в специфических и неспецифических средствах тренировки ____________________________
Результаты участия в соревнованиях _________________________
Количество пропущенных занятий ___________________________
Заключение тренера _______________________________________
(подпись) __________________________________
Б) Годовой отчет по учебно-тренировочной работе
_______________________ по _________________________
(Ф.И.О.) (спортивная специализация)
№ п/п | Показатели и их размеренность | Периоды спортивной тренировки | Этапы | Подготовительный | Соревновательный | Переходный | Всего за год | |||||||||||
Месяцы | VI | VII | VII IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | |||||||
Заключение тренера _____________________________
(подпись) ________________