Значение учета, его виды




Учет - одно из важнейших условий эффективного планирования спортивной тренировки. Он дает возможность увидеть результаты прове­денной работы, реальность плановых заданий.

Планирование и учет органически связаны между собой. Плановая работа немыслима без правильного учета. Однако учет работы нужен не только для составления планов. Материалы учета служат показателями выполнения плана, помогают уточнить и исправить его. Например, хо­рошо поставленный учет данных контрольных испытаний даст возмож­ность выявить слабые стороны в подготовленности спортсменов и наме­тить комплекс тренировочных средств и методов для устранения недостатков.

Учет учебно-тренировочного процесса будет эффективным только в том случае, если он ведется систематически, объективно, точно, досто­верно и полноценно фиксирует результаты проделанной работы и состоя­ние спортсмена; наряду с этим он должен просто и наглядно изображать регистрируемые данные. Поэтому большую ошибку совершают те трене­ры, которые недооценивают роль и значение систематического учета учеб­но-тренировочных занятия, не добиваются того, чтобы их ученики регулярно вели дневники своих тренировок, активно участвовали в разработке тренировочных планов, анализировали итоги участия в соревнованиях, выполнение контрольных нормативов и заданий.

Выделяют поэтапный, текущий и оперативный учет.

Поэтапный учет чаще всего проводится в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предва­рительным, во втором — заключительным, итоговым.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подго­товленности спортсмена или группы спортсменов и другие данные по ус­мотрению тренера. На его основе разрабатываются перспективные планы тренировки. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета дают возможность оценить качество учебно-трени­ровочной и воспитательной работы в процессе спортивной тренировки. Наряду с этим они смогут служить показателем эффективности предше­ствующего планирования, а детальный их анализ будет способствовать со­вершенствованию дальнейшего планирования.

Текущий учет осуществляется непрерывно в процессе учебно-трениро­вочных занятий в микро- и мезоциклах тренировки. Он включает регист­рацию посещаемости занятий и пройденного материала, определение по­казателей тренировочного процесса (средств, методов, величины тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д.), оценку состояния здо­ровья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего учета. Данные оперативного учета позволяют получать необходимую информацию об из­менениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для рационального управления тренировочным процессом.

Основными документами учета учебно-тренировочных занятий, на­пример в ДЮСШ, являются: 1) журнал посещаемости занятий; 2) днев­ники тренировок; 3) журнал учета разрядников, инструкторов-обществен­ников, судей по спорту; 4) таблица рекордов; 5) протоколы соревнований;

личные карточки и врачебно-контрольные карты учащихся.

Большое значение для совершенствования и повышения эффективно­сти тренировочного процесса имеет систематическое ведение спортсменом дневника тренировок. Регулярное ведение дневника с подробными записями может служить основой для совместной творческой работы тренера и спортсмена.

В дневнике, как правило, фиксируются: дата, время и продолжительность тренировки, место и условия учебно-тренировочных занятий, их содержание, дозировка (объем и интенсивность) тренировочной на­грузки. Записывают в дневник также, как соблюдается режим, дни приема бани и другие восстановительные мероприятия. Отмечают состояние сна (продолжительность и глубина), ЧСС (утром лежа - после сна и окон­чания тренировки), общее самочувствие (утомление, вялость, безразличие, желание тренироваться, аппетит и т.д.). Степень проявления поло­жительных и отрицательных признаков самочувствия можно оценивать условно по 5-балльной системе (5 - максимальная, 4 - выше средней, 3 - сред­няя, 2 - ниже средней, 1 - малая).

Особенно подробно следует записывать последние дни перед соревно­ваниями, обращая внимание на содержание и характер тренировочных занятий, отмечать количество дней отдыха перед соревнованием, общее пси­хологическое состояние Дни соревнований также необходимо подробно описывать в дневнике, конкретно указывая удачные моменты и недочеты, ошибки, на которые в дальнейшем следует обратить особое внимание.

Важно регулярно вносить в дневник результаты выполнения конт­рольных упражнений (тестов) для определения уровня развития отдельных сторон подготовленности (физической, технической и т.д.).

Данные врачебного контроля и диспансерного обследования позволя­ют судить о развитии тренированности и оценивать, как воздействуют при­меняемая система тренировки на здоровье спортсменов.

Дневник должен иметь следующие разделы: I. Индивидуальный план учеб­но-тренировочных занятий на определенный период подготовки (это касает­ся, прежде всего, спортсменов, достигших уровня 1-го разряда и выше); II. Характеристика тренировочного процесса (с указанием применяемых средств и методов тренировки, величины тренировочных нагрузок, самочувствия и т.п.); III. Запись выступления в соревнованиях. IV. Данные контрольных испытаний по физической, технической, тактической и другим видам подготовки спортсмена. V. Данные врачебно-медицинских обследований. VI. Отчет о тренировке за год, период, этап, месяц.

Разумеется, в зависимости от специфики того или иного вида спорта, содержание отдельных разделов дневника спортсмена будет изменяться. Ниже приводится примерная форма дневника спортсмена.

Дневник тренировок

_____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_____________________________________________

(спортивная квалификация)

_____________________________________________

(специализация)

______________________________________________

начат (число, месяц, год)

_______________________________________________

закончен (число, месяц, год)

_________________________________________________

тренер(Ф И.О.)

 

I. Индивидуальный план подготовки 2003/04 учебный год

II. Характеристика тренировочного процесса.

 

Дата, время Содержание тренировочного занятия Объем Тренировочной нагрузки Интенсивность тренировочной нагрузки в главных и вспомога тельных средствах Методы тренировки Самочувствие Примечание Указания тренера
                               

 

Итого за неделю: 1. Количество тренировочных дней; 2. Количество тренировочных часов; 3. Средства тренировки и их размерность; 4. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в главных (специфических) и вспомогательных (неспецифических) средствах; 5. Методы тренировки (в %); 6. Восстановительные мероприятия.

III. Выступления в соревнованиях;

 

  № п/п
  Дата и время
  Название соревнования
  Вид соревновательной деятельности (бег на оп­ределенную дистанцию в лыжных гонках, вы­полнение обязательной и произвольной про­граммы в гимнастике, толчок или рывок штанги в тяжелой атлетике)
  Показанный результат
  Занятое место
  Условия соревнований и ход спортивной борь­бы (температура внешней среды, состояние снега,график бега, самочувствие, психологи­ческое состояние и пр.)
  Недостатки в подготовке (технической, фи­зической, тактической, психологической), выявленные в процессе соревнований
  Выводы и оценки выступления

 

IV. Учет результатов выполнения контрольных нормативов для оценки уровня развития отдельных сторон подготовленности спортсменов (данные контрольных испытаний записываются также в учетную карточку).

 

Вид подготовки Контрольные упражнения (тесты) Дата, результат
Физическая 1. 2. 3. и т.д.  
Техническая 1. 2. 3. и т.д.  
Тактическая 1. 2. 3. и т.д.;  
Психологическая 1. 2. 3. и т.д.  
Теоретическая 1. 2. 3. и т.д.  

 

V. Учет данных врачебно-медицинских обследований (на основе дан­ных врачебно-медицинских обследований составляются врачебно-контрольные карты).

 

№ п/п Дата Наименование мероприятий Регистрирующие признаки Заключение врача
         

 

VI. А) Месячный отчет по учебно-тренировочной работе.

___________________________________________ по __________________

(Ф.И.О.) (спортивная специализация)

за ___________ месяц 20 ___ года

 

№ п/п Средства тренировки Ед. изм. Недели Всего за месяц
         
1. 2. 3. и т.д.                

 

Количество тренировочных дней ___________________________

Количество тренировочных занятий _________________________

Количество соревнований и контрольных тренировок __________

Количество часов _________________________________________

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в специфических и неспецифических средствах тренировки ____________________________

Результаты участия в соревнованиях _________________________

Количество пропущенных занятий ___________________________

Заключение тренера _______________________________________

(подпись) __________________________________

 

Б) Годовой отчет по учебно-тренировочной работе

_______________________ по _________________________

(Ф.И.О.) (спортивная специализация)

 

 

№ п/п Показатели и их размеренность Периоды спортивной тренировки Этапы Подготовительный Соревновательный Переходный Всего за год
         
      Месяцы VI VII VII IX X XI XII I II III IV V  
                                     

 

 

Заключение тренера _____________________________

(подпись) ________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: