(по М.А. Годику, 1988)
Специализированность | Сложность | Направленность | Дни микроцикла | ||
1-й | 2-й | n | |||
Специализированные упражнения | Игровые упражнения, завершаемые ударом (броском) | Смешанная | |||
Игровые упражнения без завершения | Смешанная | ||||
Стандартные комбинации | Смешанная Аэробная | ||||
Индивидуальные упражнения, в парах, тройках | Избирательная: 1. 2. к.. | ||||
Неспециализированные упражнения | Циклические упражнения Координационные упражнения | Избирательная: 3. 4. к.. Смешанная |
Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик (М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данного тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе этого распределение всех средств на специализированные и неспециализированные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок.
|
Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, будут различны в зависимости от вида спорта (табл. 26.4).
Таблица 26.5
Система контрольных упражнений по физической подготовке на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (юноши)
(по М.Я. Набатниковой)
Группа видов спорта | Вид спорта | Общая физическая подготовка | Специальная физическая подготовка | |
Циклические виды спорта | Бег на средние дистанции | Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; прыжок в шаге 100 м; подтягивание | Бег 30, 60, 100, 400, 3000, 5000 м; бег 2х(4х400 м); бег со скоростью 60 % от максимальной | |
Лыжные гонки | Бег 30,100, 1000 и 3000 м, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега; прыжок в высоту с разбега; десятикратный прыжок типа тройного; подтягивание; бег со скоростью 60% от максимального | Передвижение на лыжах: 100 м с ходу; 500 м с ходу; 100 м с ходу бесшажным ходом; со скоростью 60 и 80% от максимального; передвижение на лыжеролерах 10 км | ||
Бег на коньках | Бег 60, 100, 800, 3000 и 5000 м; прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; подтягивание: суммарная относительная сила мышц ног и разгибателей туловища | Бег на коньках: 500, 1000, 1500, 3000, 5000, 10000 м; многоборье малое: 500-1500-1000-3000; спринтерское многоборье | ||
Плавание | Прыжок в высоту с места; бросок набивного мяча (вес 2 кг) двумя руками из-за головы из положения сидя; сгибание туловища вперед «до отказа» за 30 с из положения лежа на спине, руки за голову, стопы закреплены; выкрут прямых рук, держащих палку прямым хватом, за спину; стоя на скамейке наклон вперед; бег 3000м | Плавание основным способом с толчка 2х25 м; 50 м; 4х50 м с интервалом 15 с интенсивностью 90% от максимальной на 50 м; 6х100 м в режиме 2 мин. С интенсивностью 90% от максимальной на 100 м, 1500 м | ||
Скоростно-силовые виды | Спринтерский бег (100 и 200 м). Бег с барьерами (110 м) | Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; десятикратный прыжок в длину с места | Бег 30 м с ходу и со старта; бег 60 м со старта; бег 300 м | |
Метания (копье, ядро, диск) | Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; приседание со штангой; взятие штанги на грудь; рывок штанги; сведение и разведение рук с отягощениями; бег 30 м с ходу (ядро, диск) | Бросок ядра снизу вперед; бросок ядра через голову назад; метание ядра одной рукой с места; бег 30 м с ходу (для копьеметателей) | ||
Виды спорта со сложной координацией движений спорта | Гимнастика | Бег 20 м с ходу; прыжок вверх со взмахом рук; лазанье по канату без помощи рук | «Спичак»; высокий угол; горизонтальный вис сзади; горизонтальный вис спереди; круги двумя на ручках; круги двумя на теле гимнастического коня; шпагаты; наклон вперед; мост, поднимание и удержание ног | |
Фигурное катание на коньках | Бег 30 м с ходу; бег 60 м со старта; прыжок в длину с места; прыжок в длину с разбега; тройной прыжок в длину с места; бросок ядра двумя руками вперед и назад | Прыжки: аксель 2,5-1,5 оборота; сальхов 3-2; тулуп 3-4; риттбергер 3-2; лутц 3-2; скоростная проба; вращение в ласточке; вращение винт; вращение волчок; прыжок во вращении в ласточке; относительная статическая сила туловища, бедра, плеча, стопы |
|
|
Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты, техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах.
Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. В табл. 26.5 приводится система контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной технической подготовленности спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки.
Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения - хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два - качественную сторону технической подготовленности.
I Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил - не выполнил, умеет - не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.
Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах - это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях.
Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении - различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники.
При определении эффективности техники применяют три вида оценок - интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные - оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально - суммарные - определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.
В табл. 26.6 и 26.7 приведены показатели абсолютной и реализационной эффективности техники движений и способы их оценки в некоторых видах спорта.
Таблица 26.6