Рецензия на спектакль «Жизнь удалась» (ваще ништяк в одном действии) по пьесе Павла Пряжко в исполнении Содружества Молодых




Актеров Центра "Новая Драма" от 9 февраля, 2019.г

Режиссёр: Вадим Карионов

Действующие лица и исполнители:

Лена - Елена Ивочкина

Анжела - Виктория Криницкая

Вадим - Илья Крикун

Алексей - Евгений Старухин

Бабушка; мама Алексея и Вадима - Елена Грищенко

В 2008 году белорусский драматург Павел Пряжко пишет пьесу «Жизнь удалась», которая в 2010 году получает специальную премию жюри «Золотая Маска». Для Павла Пряжко это третья пьеса в его творчестве. Скандальность его пьес, прежде всего, связана с тем, что язык его героев перенасыщен ненормативной лексикой, что оказывается чрезмерным даже для Новой Драмы. Незатихающие споры вокруг правомерности использования обсценной лексики на сцене разрешились в пользу признания художественной необходимости мата в тексте, обусловленной логикой персонажа, который по-другому говорить не может - использование в пьесах ненормативной лексики помогает драматургу достичь на сцене эффекта жизненной достоверности.

Примитивная речь отражает эмоциональную неразвитость героев, которая приводит их к неспособности понять друг друга. Духовная и словесная немота выражена в шаблонных представлениях о счастье, которое проявляется в желании «красивой свадьбы», определяющей для героев их собственную успешность. Поэтому с точки зрения героев пьесы их жизнь удалась, потому что свадьба сыграна.

«Жизнь удалась» от других пьес Пряжко отличается классической фабулой - она любит его, он любит её, но замуж она выходит за третьего. Незамысловатость сюжета становится основой трагикомической ситуации, разворачивающейся в границах свадьбы. Неспособность сопереживать друг другу толкает героев пьесы заботиться только о внешних атрибутах успеха – брендовых вещах, успешного замужества, удачной женитьбы, прибыльного бизнеса. Все попытки устроиться в жизни носят водевильный характер, снижающий трагический накал внутреннего напряжения, который выражается в пожимании героями плечами и красочным использованием во всех ситуациях слова «дебил», отражающем весь спектр чувств и переживаний говорящих.

Вадим Карионов, взявшись за пьесу «Жизнь удалась», сумел подчеркнуть комедийный пафос, присутствующий в диалогах Пряжко. Выбирая ключевые образы для своей постановки, Карионов сосредоточился на унитазе как на главном месте действия, вокруг которого проходит жизнь главных героев, и красных пластиковых стаканчиках, разбросанных по всему периметру сцены. Герои буквально пьют, срут, спят и бдят в обнимку с унитазом. Трудно различить без предварительного ознакомления с текстом, где школьный спортзал, где автобус, а где в ресторане гуляет свадьба, потому что место действия сужено до пластиковых стаканчиков, рассыпанных вокруг унитаза. Минимализм в декорациях переводит внимание зрителей на самих героев, максимально сосредотачивая интерес на игре актёров.

За плечами молодых актеров из центра Новой Драмы стоит большой профессиональный опыт работы в классическом театре – они являются ведущими актёрами ТЮЗа, в котором успешно выступают много лет. Их игру отличает профессионализм, драматическая глубина и сыгранность давних партнёров по одной сцене, что добавляет гармоничности всем их действиям. Это, в первую очередь, хорошие друзья, которые говорят с режиссёром на одном языке, и только потом - искатели новых экспериментальных форм в театральном пространстве. Поэтому весь диапазон их потенциала в рамках камерной сцены работает на раскрытие переживаний героев Пряжко.

Елена Ивочкина добавила в исполняемую ей роль глубину и трагичность страдающей от болезненных спазмов живота спивающейся школьницы, Илья Крикун привнёс в роль Вадима личное обаяние, Виктория Криницкая – яркость и независимость, характерную для этой актрисы, Евгений Старухин сделал образ Алексея несуразным и уязвимым, а Елена Грищенко подобрала нужные интонации как для образа старушки, выгуливающей собачку, так и для образа матери сыновей, один из которых женится.

Выбирая ключевые сцены, Карионов делает финальным комментарии Алексея на фоне монолога своей мамы и преобразившейся невесты, из чего становится ясно, что весь фантасмагорический кошмар жениху приснился: проснувшись, он видит, что Лена и брат его любят, а всё отчуждение, которое между ними было, не больше, чем пьяный сон.

Карионов снимает неоднозначность концовки, заложенную в пьесе, придавая, насколько это возможно, оптимистичное звучание спектаклю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: