Цели логистических стратегий. Типы логистических стратегий: минимизация логистических издержек, улучшение качества логистического сервиса, минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру, логистический аутсорсинг.
Развитие логистики привело к возникновению понятия «администрирование ЛС»
Управление логистическими операциями, функциями и функциональными областями фирмы, а также ее партнеров по бизнесу все в большей степени осуществляется на базе информационных технологий и соответствующего комплекса технических средств => аналогия «системный администратор», «администратор локальной вычислительной сети»
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ - комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых логистическими менеджерами фирмы для достижения стратегических, тактических и оперативных целей ЛС
ФУНКЦИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
1. планирование (стратегическое, тактическое, оперативное)
2. организация
3. регулирование (принятие решений)
4. координация (межфункциональная и межорганизационная)
5. анализ
6. аудит (внутренний и внешний)
7. контроллинг
8. ценообразование (бюджетирование)
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛС
Логистическая концепция основная точка зрения (руководящая идея) на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении товарно-материальными потоками, связанной с информацией и сервисом
Логистическая стратегия фирмы должна быть направлена на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками
Логистическая стратегия — долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.
|
Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых/комплексных показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей.
Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ
· стратегии более высокого уровня (рис.1), позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.
Кроме того, необходимо учитывать:
· среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может;
· особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других.
Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.
|
Рис. 1. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии
Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит. Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются:
· сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции;
· возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.
Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса, который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» стратегий. Так, «тощая» стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Динамичная стратегия лучше работает в ситуациях широкого ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое выполнение заказов на модную продукцию и т.п.
Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией стратегии. В течение всего процесса разработки стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений.
|
Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического логистического плана, содержащего следующие разделы:
1. Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими частями организации.
2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы ее измерения.
3. Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.
4. Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.
5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.
6. Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.
7. Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада стратегии в получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.
Основные логистические стратегии:
Стратегия | Пути реализации |
Минимизации общих логистических издержек | Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях; оптимизация уровней запасов в ЛС; выбор оптимальных вариантов «складирование - транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную); оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/илилогистических функциях по критерию минимума логистических издержек; 3PL подход и т.п. |
Улучшения качества логистического сервиса | Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.); поддержка предпродажного и послепродажного сервиса; сервис с добавленной стоимостью; использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; создание системы управления качеством логистического сервиса; сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000); бенчмаркинг и т.д. |
Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру | Оптимизация конфигурации логистической сети; прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование; использование складов общего пользования; использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке; использование логистической технологии «точно в срок»; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и ДР. |
Логистический аутсорсинг | Решение «делать или покупать»; сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций; оптимизация выбора источников внешних ресурсов; оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры; применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций |
В настоящее время все большее число компаний, формируя логистическую стратегию, фокусируются на достижении баланса «логистические затраты / качество логистического сервиса», используя в том числе в качестве одного из вариантов стратегию аутсорсинга.
Анализ компетенций и выделение профильных и непрофильных активностей на предприятии может быть также проведен с помощью матрицы аутсорсинга.
Матрица аутсорсинга основана на сравнении следующих двух факторов:
· Стратегическая важность, т.е. насколько анализируемый элемент бизнеса (рассматриваться могут самые разные аспекты — компетенции, отдельные технологические процессы, структурные подразделении, функции, направления деятельности и т.д.) важные с позиции стратегий компании. Оценки при анализе рассматриваются следующие: высокая, средняя, низкая.
· Оценка рассматриваемого элемента бизнес-системы по сравнению с рынком, т.е. насколько хорошо (по сравнению с рынком выполняется та или иная деятельность, насколько соответствует существующему отраслевому развитию конкретный технологический процесс, насколько хорошо выполняет свои функции какое-либо» подразделение, насколько квалифицированны сотрудники фирмы и т.д.
Анализ любых аспектов деятельности компании с помощи» «матрицы аутсорсинга» предполагает разнесение их (компетенций, функций, переделов, технологий и т.д.) по основным девяти полям и принятие решений в зависимости от поля, в которое конкретный, аспект попал.